Типологическая характеристика методов

Методы - это способы решения педагогических задач. Они основаны на

обобщении опыта физического воспитания и результатов научных

исследований его закономерностей. Методы отличаются друг от друга

направленностью, составом и способом развертывания процесса

упражнения.

По направленности различают:

- методы воспитания физических качеств и активизации физического

состояния организма. Они основаны на регулировании режима

деятельности (чередование нагрузки и отдыха);

- методы обучения движениям и освоения культуры двигательной

деятельности. Они основаны на регулировании состава и порядка

выполнения двигательных действий;

- методы формирования психических и социальных (общественных)

качеств личности. Они основаны на регулировании сенсорно-

интеллектуальных и эмоционально-нравственных отношений, связанных с

активной двигательной деятельностью.

Далее методы могут разделяться на группы: I группа - методы развития

силы; 2 группа – быстроты; 3 группа - выносливости и др.

По составу различают:

- сенсорно-информационные методы. Они включают восприятие и

отработку информации об упражнении (словесное, наглядное и рецепторное

воздействие);

- методы практического упражнения. Они включают неоднократное

выполнение двигательных действий (моторное воздействие);

- методы физиологического и психологического воздействия.

Физиологические методы (массаж, электростимуляция, механотерапия и

др.)

используются

для

активизации

метаболических

процессов.

Психологические методы (мотивационные, аутогенно-идеомоторного и

ситуационного воздействия) применяют для управления эмоциональным

состоянием занимающихся.

Сенсорно-информационные методы больше используются при

обучении движениям. Главное место в процессе ФВ принадлежит методам

практического упражнения: многократное повторение двигательных

действий активизирует жизненные процессы индивидуума.

По способу развертывания процесса упражнения различают

исторически сложившиеся формы применения упражнения.

1. Невольные или стихийные упражнения, возникающие в процессе

жизнедеятельности (пробежать за автобусом, передвинуть мебель и др.).

Воздействие на индивидуальное развитие происходит через случайные

модификации движений и не имеет результата.

2. Игровые упражнения: моделирование ситуаций в играх или прямые

имитации двигательных действий. Воздействие на человека более

направленно (первобытное общество), но недостаточно, трудно поддается

контролю и регламентации.

3. Естественно-прикладные упражнения были направлены на освоение

важных для жизни видов двигательной деятельности и воспитание

необходимых для этого способностей (феодальное общество). Воздействие

приобретает концентрированный характер, появляется возможность

программирования и контроля упражнения.

4. Аналитические упражнения предполагают расчленение движений на

составные элементы и конструирование абстрактных двигательных

действий (капиталистическое общество). Воздействие точно направлено на

совершенствование отдельных органов и функций. Появляется возможность

алгоритмизации процесса упражнения.

5. Соревновательные упражнения (спорт) моделируют систему

отношений между человеком и активной двигательной деятельностью в

условиях мобилизации на достижение максимального результата.

Воздействие охватывает всю сферу проявлений личности: воздействие на

организм является системным, но однонаправленным в соответствии с

избранным видом двигательной деятельности. Контроль и регламентация

процесса упражнения затруднены из-за высокой эмоциональной

напряженности спортсменов.

6. Комплексные упражнения и многоборья оказывают интегральное

воздействие и способствуют воспитанию совокупности способностей.

Доступны все формы контроля и регламентации упражнения.

На основе исторически сложившихся форм упражнения и разработаны

современные методы ФВ:

- строго регламентированного упражнения (I, 3,6);

- игровой метод (2);

- соревновательный метод (5,6).

Наши рекомендации