Пeдагoгичeские уcлoвия развития двигaтeльных кaчecтв у дeтeй.

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности человека, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях, 1996) основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные, общую и специальную выносливость, гибкость. Необходимо понимать, что когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей. У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врождённых (наследственных) анатомо-физиологических задатков (В.И. Лях, 1996): - анатомо-морфологические особенности мозга, нервной системы (свойства нервной процессов - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости её отдельных областей и др.).

Физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели переферического кровообращения и др.) - биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.), - телесные (длина тела и конечностей, масса тела, мышечный и жировой ткани и др.) - хромосомные (генные). На развитие двигательных способностей влияют и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.) О способностях человека судят на только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. однако, эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а так же способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений) Под физическими качествами понимаются врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость, формой их проявления являются двигательные умения и навыки [39, c. 70].

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.). Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17-18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет, но к шести годам еще не окончено. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр, игровых упражнений и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам. На прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых упражнений с мячом: «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю» и т. д. Важно также не увеличивать расстояние между детьми больше, чем рекомендовано программными требованиями. Использование теннисных мячей в старшей группе возможно лишь при условии, если у детей уже сформирован соответствующий навык. Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок. Например, чтобы вынести пособия и мелкий инвентарь на участок, или перенести пособия в зал, необходимо привлечь одновременно нескольких детей. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, горки и т. д.). Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения брюшной полости (печени, почек, селезенки).

Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку). Педагог должен обязательно предупреждать об этом родителей. У детей 5-7 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Воспитателю, следует прислушиваться к жалобам детей, на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят. В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них - это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка» и др. Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп. При проведении общеразвивающих упражнений воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т. д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие виды упражнений. У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения. В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагируют на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. Впервые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту. К семи-восьми годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается, и работа сердца становится более ритмичной. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых у взрослого. Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%. Жизненная емкость легких у пяти-шестилетних детей в среднем равна 1100-1200 см,³ но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем - 25. Максимальная вентиляция легких к 6 годам составляет примерно 42 дц³ воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге - еще больше [40, c. 33].

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6-0,8 км до 1,2-1,6 км. Прыжки через короткую скакалку ребята могут выполнять в течение достаточно длительного времени (13-15 мин). Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле над двигательной деятельностью своих воспитанников, с учетом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации тех, кто предпочитает «сидячие» игры. Предпочтительное отношение к игровому методу проведения занятий по физической культуре определяется неустойчивым вниманием детей, быстрой потерей интереса к выполнению отдельных частей сложных по координации движений, не дающие незамедлительного полезного результата. Целостные, хорошо осознаваемые и эмоционально окрашенные двигательные действия (например, в сюжетных подвижных играх) усваиваются детьми без труда, легко запоминаются и служат прекрасным средством воспитания физических качеств. Мышление детей дошкольного возраста имеет наглядно-действенный вид. При анализе материала дети опираются на реальные предметы или их прямые заменители, изображения. В основе суждений дошкольников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр [41, c. 44].

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а так же способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее 8 подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17-18 9 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.

Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике 11 движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп. При проведении общеразвивающих упражнений воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т. д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие виды упражнений. У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения. В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно 12 быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагируют на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д. [42, c. 61]

В процессе занятий физической культурой мы реализовывали следующие педагогические условия: - гуманистическая направленность (учет индивидуальных особенностей, всестороннее развитие каждого ребенка и т.п.); - интегративная направленность (используются знания и умения, полученные на других тематических занятиях); - эмоционально благоприятная обстановка (доброжелательное общение, музыкальное сопровождение и т.п.); - тесное сотрудничество с родителями (привлечение к участию в праздниках, совместных с детьми занятиях в выходные дни и т.п.). - Дифференцированное оценивание (дифференцированно оценивались результаты в сравнении с показателями ребенка в разные моменты времени). - Основными средствами физического воспитания, способствующими воспитанию двигательных способностей, являются игры и упражнения, используемые при организации утренней гимнастики, на занятиях физической культурой и во время физкультурных пауз и прогулок. - Для контроля процесса развития физических качеств следует использовать методики, позволяющие оценить ловкость, гибкость, выносливость, силу и быстроту [43, c. 99].

ВЫВОДЫ

В заключении исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, а гипотеза подтверждена.

Проблема развития физических качеств дошкольников как основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:

1. Дана характеристика физическим качествам;

2. Рассмотрены двигательные навыки и возрастные анатомо - физиологические особенности развития детей дошкольного возраста;

3. Выявлены физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания;

4. Проведена диагностика экспериментальной работы по физическим качествам дошкольников в процессе физической подготовленности;

5. Проанализированы и обработаны данные экспериментальной работы.

Изложенные понятия дают общее представление о физической подготовленности, воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека.

Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности.

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.

Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей.

В ходе изучения средств и методов развития физических качеств путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития физических качеств в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.

В экспериментальной методике основной упор делается на применение метода развития физических качеств посредством физических упражнений для дошкольного возраста.

В процессе физического образования и воспитания, как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника, необходимо создать такие условия для его развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются во всей полноте. Особое внимание уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой и спортом.

Обучение детей 5-7 лет двигательным качествам - важная составная часть процесса физического воспитания. Воспитатель может добиться решения различных задач, к основным из которых можно отнести реализацию основных потребностей детей (в самоутверждении, общении), воспитание некоторых черт характера, воли и др., воспитание положительной мотивации к развитию двигательных качеств. Построение учебно-воспитательного процесса развитию двигательных качеств детей 5-7 лет методом подвижных игр и может варьироваться с учетом насущных задач, стоящих перед воспитателем по физической культуре, с учетом физической подготовленности детей, индивидуальных особенностей и склонностей.

При развитии двигательных качеств необходимо основываться на потребностях детей, которые адекватны их возрасту: самоутверждение, расширение круга общения, выработка волевых черт характера.

Чтобы успешно обучить детей двигательным качествам воспитатель должен учитывать определенные соотношения, которые существуют между образами в сознании и определенными действиями. Например, образ красивого спортивного костюма вызывает желание выполнить какие-либо упражнения; образ сильного человека может вызвать стремление подражать ему в занятиях силовыми упражнениями и т. п. Однако связь между мысленным образом и стремлением выполнять какое-либо действие, может быть не только положительной, но и отрицательной. Например, если ребёнок мысленно представляет себе ситуацию, когда учитель незаслуженно отчитал его за плохо выполненное упражнение или плохой результат, то переживание обиды может стать сигналом к прекращению занятий развитию двигательных качеств. При обучении детей развитию двигательным качествам важно формулировать понятную им цель, соответствующую потребностям детей этого возраста. Как уже указывалось, основными потребностями в данный период являются потребности в самоутверждении, расширении круга общения и выработке черт характера волевой направленности (смелость, упорство, настойчивость в преодолении трудностей и т. п.).

Большую педагогическую ценность для формирования сознательного отношения к развитию двигательных качеств имеют посещения с детьми спортивных соревнований. Красочная обстановка, приподнятое настроение участников и зрителей, отточенные движения спортсменов и спор­тивная борьба являются сильными эмоциональными факторами, способствую­щими приобщению детей к занятиям развитию двигательных качеств. Для стимуляции спортивной деятельности детей можно использовать встречи со спортсме­нами, достигшими высоких показателей.

Таким образом, можно сказать, что сюжетные игры-упражнения являются важным видом деятельности в развитии физических качеств у детей дошкольных групп.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адашкявичене Э. И. Баскетбол для дошкольников. М.: Просве­щение, 2004.

2. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в дет­ском саду. М.: Просвещение, 2005.

3. Бальсевич В.К., Болыценков В-Г, Седов К.М. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразователь­ных школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2003. - №2.- С.13-18.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. С. 2 - 7.

5. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 2006. - 255 с.

6. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры - 2005. - №5. - С. 18-21.

7. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 2004 г.

8. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 2006.

9. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физ­культурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошколь­ного возраста». М.: Просвещение, 1984.

10. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение,2005.

11. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 2004.

12. Глазырина Л.Д. Физическое культура – дошкольникам // Программа и программные требования. М.: 2008.

13. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007.

14. Голомазов С.В, Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 2004. - 43 с.

15. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и пробле­ма оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1979. - 46 с.

16. Дьячков В.М. Ведущие параметры, фазы и элементы координации, и их отражение в ритме двигательного акта // Сб. науч. тр. ВНИИФК. " М. - 1972. - С. 77-131.

17. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 2006, -№6. - С. 22-29.

18. Ильин Б.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры, 2007, № 3- - С. 51-53-

19. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. Пособие для учителя М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 144 с.

20. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М.., 2008.

21. Козлов И.М. Прогрессирующая структура движений как принцип совершенствова­ния спортивного мастерства // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб. науч, тр, //Под ред. В.Б. Коренберга / Московский обл. гос., ин-т физ. культуры. - Малаховка, 2004 - С. 90-95.

22. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 2 - 5-

23. Коренберг В.Б. Двигательные умения и навыки (нетрадиционные кинезиодогические представления): Сб. науч. тр. //Под ред. В.Б. Коренберга/ Московский обл. гос. ин-т физ. культуры.- Малаховка,2003. - С. 28-49-

24. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 2005. - № 11, - С. 23 -

25. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоро­вье. - М. - ФОН. - 2007. - 395 с.

26. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры, 2007. - №11. - С. 44-49-

27. Любомирский Л,Е. Управление движениями у детей и подростков. - М. - 2008.- 232 с.

28. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культур; в школе, 2003, Nal. - С. 4-10 с.

29. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

30. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО.С, 2008. - 240 с.

31. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздо­ровления детей и подростков. "М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2009 - 332 с.

32. Назаренко Л-Д. физиология физическою воспитания и спорта. Учебно-метод. посо­бие / Ульяновск. - 2007.-144 с.

33. Озолин Н.Г. Гибкость // Физкультура и спорт, 2003. - №4. - С. 20-21.

34. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2008.

35. Попова Е.В. Диагностика баллистических скоростно-силовых координационных способностей девочек 7-17 лет: Авторсф. дис. канд. пед. наук. - СПб. - 1997- 16 с.

36. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Куз­нецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177

37. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. Минск, 2005. - 116 с.

38. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2002

39. Семенова Л.К., Сермеев Б.В. Суставы и гибкость, Одесса, 2007.-198 с.

40. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

41. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А- Ашмарина. - М.: Про­свещение, 2009. - 287 с.

42. Холодов Ж.К., Кузнецов В - С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия. - 2008. - 480 с.

43. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2008.

Приложение 1

Примерные конспекты дифференцированных занятий, построенных с учетом уровня двигательных качеств.

Занятие 1. (обычного типа)

1. Вводная часть.

Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего (по сигналу воспитателя); ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе; ходьба на четвереньках; обычная ходьба.

По команде - остановиться, руки за голову, прогнуться 3-4 раза.

Прыжки по залу, руки произвольно; ходьба друг за другом; непрерывный бег 2-2.5 мин.

Построение в 2 колонны правым боком к гимнастическим скамейкам.

2. Основная часть.

ОРУ на гимнастических скамейках

1. И.П.: сесть верхом на скамейку, ноги согнуть, руки вниз вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вверх, посмотреть на них – вдох. Руки в стороны, вниз – выдох. 5-6 раз.

2. И.П.: то же, руки за голову. Выпрямить руки вверх, посмотреть на них.

Поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями вверх. Вернуться в и.п. То же в лево. 5-7 раз.

3. И.П.Сесть на скамейку, ноги вместе прямые, руками держаться за край скамейки сзади. Подтянуть ноги к груди, руками обхватить колени, голову наклонить к ногам – выдох. Вернуться в и.п.- вдох.. 6-8 раз.

4. И.П. то же, руки за голову. Наклон вперед к ногам, руками коснуться носков ног – выдох. Вернуться в и.п. – вдох 5-6 раз.

5.И.П. Встать на скамейку, ноги вместе, руки вниз. Присесть , руки отвести назад, спрыгнуть со скамейки на пол, руки вперед. Возвратиться в и.п. 6-8 раз.

ОВД для 1 подгруппы (с высоким уровнем)

Пройти по гимнастической скамейке с опорой на руки до середины скамейки, пролезть в обруч, не касаясь руками скамейки, встать, дойти до конца и спрыгнуть. 2-3 раза.

Проползти по пластунски по гимнастической скамейке.

Стоя на гимнастической скамейке, подняться на носки и опуститься, пройти по гимнастической скамейке и спрыгнуть в обруч.

Игра на внимание «Круговорот».

ОВД для 2 подгруппы (с низким уровнем)

Проползти по гимнастической скамейке любым способом.

Прыжки с продвижением вперед на 2-х и на 1-ой ноге 3-4м.

Игра на быстроту движений «Поскорее пролезай».

ОВД для обеих подгрупп

Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята».

Дыхательные упражнения.

З. Заключительная часть.

Хороводные игры: «Ручеек», «Ровным кругом».

Занятие 2. (тренировочного типа)

1. Вводная часть

Ходьба в клоне по1, по2, четверками; ходьба обычным, скрестным шагом, между препятствиями; быстрая ходьба; медленный бег, бег в среднем темпе с преодолением препятствий (2-2.5 мин); обычная ходьба (1-1.5 мин); построение в 2 колонны.

2. Основная часть

ОРУ с набивными мячами

1. И.П. стоя, мяч за головой. Поднять мяч вверх, посмотреть на него, вернуться в и.п. Спину держать прямо, руки в локтях не сгибать. 6-8 раз.

2. И.П. стоя, мяч над головой. Наклониться вперед, положить мяч на пол справа за ногами, выпрямиться, руки вверх, наклониться вперед, взять мяч слева, вернуться в и.п. 6-8 раз.

3. И.П. стоя, руки вверху, мяч сбоку на полу. Присесть, сгруппироваться (голову опустить на грудь), вернуться в и.п. 8-10 раз.

4. И.П. сидя на полу, ноги скрестно, руки за голову. Наклониться вправо, достать локтем левое колено, вернуться в и.п. То же влево.

5. И.П. сидя, упор руками сзади, мяч на полу впереди, справа. Перенести ноги через мяч вправо, влево. Колени и руки не сгибать. 4-6 раз.

6. И.П. стоя, мяч на вытянутых вперед руках. Ходьба с высоким подниманием колен, касаясь мяча 8-10 раз.

7. И.П. о.с., руки на поясе, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча. Прыгать легко, спину держать прямо. 10-15 раз.

8. И.П. стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Поднять руки , подняться на носки , вернуться в и.п.

ОВД для 1 подгруппы (с высоким уровнем)

1. Пройти по гимнастической скамейке прямо, боком, приставным шагом.

2. Пройти по скамейке, приседая на 1-ой ноге, другая при этом выбрасывается вперед.

3. Пройти по скамейке, поднимая прямые ноги вперед, делая хлопок под ними.

2. Ходить, с перешагиванием предметов (набивные мячи).

3. Подвижная игра «Кто скорее перенесет предметы».

ОВД для 2 подгруппы (с низким уровнем)

1. Бег со скакалкой по залу.

2. Прыжки с места 2-мя ногами через веревку, поднятую на разную высоту.

3. Игра «Прыгни и повернись».

ОВД для обеих подгрупп

Подвижная игра с бегом «Хитрая лиса».

Дыхательные упражнения.

3. Заключительная часть

Малоподвижная игра «Угадай по голосу».

Упражнения на дыхание.

Приложение 2

Наши рекомендации