Проблемы профессионального роста работников

Профессиональный и должностной рост является важнейшим мотивом в деятельности работников учреждений дошкольного образования. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и, соответственно, к ухудшению деятельности предприятия. Профессиональный рост тесно связан с проблемой кадрового резерва и планированием карьеры.

Общеизвестным фактом является то, что полученного однажды профессионального образования недостаточно для продолжающегося всю

жизнь выполнения определенной работы или тех или иных функций. Для

большинства профессий в ходе профессиональной деятельности должно

проводиться повышение квалификации, включающее:

-получение новых специальных знаний и навыков;

-применение полученных, но не использовавшихся до сих пор знаний и навыков;

-улучшение и расширение квалификации;

-приобретение знаний о новых процессах и технических достижениях;

-улучшение качественных и количественных показателей проделанной

работы;

-адаптация к изменившимся условиям производственного процесса.

Правовое регулирование повышения профессиональной

Квалификации и педагогического уровня

По вопросу о квалификации педагогических работников следует опираться, прежде всего, на нормы ТК РФ. Согласно статье 1 ТК одной из

основных задач трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с

ними отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он же определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом мнения представительного органа работников.

Условия и порядок повышения квалификации устанавливается принимаемыми на различных уровнях актами социального партнерства -

коллективными договорами, соглашениями, а также трудовым договором

между работодателем и работником. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.

Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики.

Проведенный анализ подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога позволил нам сделать вывод о том, что правовая компетентность педагога как составляющая его профессиональной компетентности не получила в научной литературе должного отражения.

Под правовой компетентностью педагога (ПКП) мы понимаем интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей.

Правовое воспитание- это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Педагог в настоящее время становится активным участником правовых отношений. Показателем уровня правовой культуры педагогов является также показатель уровня правовой осведомленности детей. В связи с этим нами было проведено исследование уровня правовой культуры участников правовых отношений в ДОУ.

Таким образом, большинство педагогов имеет низкий уровень правовой культуры (57%), средний уровень правовой культуры имеет 30% педагогов. Высокий уровень правовой культуры характерен 13% педагогов. Это свидетельствует о необходимости внедрения программы, направленной на повышение правовой культуры среди сотрудников, родителей и детей.

Результаты контрольного эксперимента показывают другие результаты: большинство педагогов имеет высокий уровень правовой культуры (43%), средний уровень правовой культуры имеет 39% педагогов. Низкий уровень правовой культуры сохраняется у 18% педагогов. Это свидетельствует об эффективности внедрения программы, направленной на повышение правовой культуры среди сотрудников, родителей и детей.

На основании полученных данных нами были разработаны методические рекомендации по повышению правовой культуры для работников ДОУ.

Список используемой литературы

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. Казань, Изд-во Казан.ун-та, 1997. - 420 с.

2. Адамский А. Образование модель гражданского общества // Управление школой. 2001. № 29 (224).

3. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб, 2000. - 19 с.

4. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.

5. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и

6. Балабан М.А., Леонтьева О.М. Образование как «рыночный» интеграл личных интересов // Новые ценности образования: десять концепций. Серия «Новые ценности образования». Выпуск 3. М.: Учебно-воспитательный центр «Инноватор», 1995. С.12-21.

7. Браже Т.Г. Роль гуманитарной культуры в жизнедеятельности взрослых // Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Ч. 1. — СПб.: Институт образования взрослых, 1995. С.28 -32.

8. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. 1999. № 5. С. 15-19.

9. Владиславлев А. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.

10. Глинкина Т.А. Правовая подготовка работников образования // Раз-Л витие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. Материалы юбилейной научно-практической конференции. Т. III. М.: АПК и ПРО, 1998. - С. 101 -103.

11. Горбачева Л.Ф. Развитие дополнительного педагогического образования в условиях Крайнего Севера (на примере Магаданской области). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н.1. М., 2001.-24с.

12. Горшунова Н.В. Модернизация управляющей системы школы, реализующей новые педагогические идеи. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. Челябинск, 1997. - 236 с.

13. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 168-170.

14. Загородникова Г., Рябов А. В «зеркале» учительских оценок: методика измерения степени удовлетворенности педагогов своим трудом // Директор школы. 2001. № 9. С. 31 -35.

15. Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». 3- изд. М.: Юрайт, 2000. 264с.

16. Зарецкая И.И. Функции воспитания по управлению процессом социализации личности // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 173 - 174.

17. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд. М.: Новая школа, 1997. - 320 с.

18. Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф. О развитии системы послевузовского педагогического образования // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 32 -33.

19. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб., 1999. - 22с.

20. Карлаш М. Основы деятельности заместителя директора школы // Народное образование. 2000. № 3. С. 31 - 42.

21. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. Учебно-практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. - 36 с.

22. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности заместителя руководителя общеобразовательного учреждения (завуча). Учебно-практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. - 40с.

23. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя и специалиста системы образования. Учебно-практическое пособие. Проблемно-ситуационные задачи. Решения. Комментарии и пояснения. М.: АПК и ПРО, 2001. 36 с.

24. Коротаева Е. Зам.по науке: видимый и невидимый фронт деятельности // Директор школы. 1999. № 4. С. 14-23.

25. Красюн Г.А. Теория и практика эффективного управления иннова-^^ ционным образовательным учреждением школой-комплексом. Дис-^ сертация на соискание ученой степени к.п.н. Челябинск, 1997.198 с.

26. Крыжко В.В. Аксиологические аспекты становления руководителя школы // Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. Материалы юбилейной научно

27. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухин В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Доклад. 2000. Изд. 2-е. СПб: Издательство «Образование - Культура», 2001. - 212 с.

28. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Издательство ЛГУ, 1975. - 378 с.

29. Меновщиков В. «Бюрократы» и «неформалы»: откуда они берутся и почему конфликтуют // Директор школы. 1998. № 6. С.30 - 37.

30. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность как объект воздействия в системе повышения квалификации // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 309-313.

31. Немова Н. Истоки противостояния, или О некоторых мелочах в управлении школой // Директор школы. 1999. № 1. С. 33 - 38.

32. Немова Н. Через копирование к творчеству. О профессиональном обучении на рабочем месте // Директор школы. 1999. № 3. - С. 2126.

33. Немова Н.В. Использование принципов развивающего обучения в менеджмент-образовании руководителей школ // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 232-236.

34. Никитин Э. Тернистая тропа к рынку, или Новые экономические отношения в системе образования // Директор школы. 1996. № 6. -С.24-ЗЗс.

35. Об образовании. Федеральный закон РФ. Принят Государственной Думой 10 июня 1992 г. Официальный текст по состоянию на 1 октября 2002 г.

36. Образовательная политика России на современном этапе. Материалы Государственного Совета РФ // Управление школой. Август 2001 г. №32.

37. Образовательное право. Учебно-методическое пособие. Экспериментальная образовательно-профессиональная программа / Под ред.проф. В.М. Сырых и проф. В.И. Шкатуллы. Уфа: «Восточный университет», 1999. - 120 с.

38. Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Издательство «Зерцало», 1998. -416 с.

39. Панова О.А. Взаимодействие педагогов и педагогических коллективов с органами управления в области образования при внедрении инновационных разработок и проведении опытно-экспериментальных работ в школе. Тверь, 1993. — 19 с.'

40. Помогайбин В.Н. Право на образование в России: проблемы развития и стагнации // Право и образование. 1999. № 1. С. 42 - 45.

41. Пономарева Г.М. Общие проблемы современного образования // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001.-С.6-8.

42. Привезенцев В.А. Как сошьешь, так и износишь. О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы // Образовательное право. 2000 г. № 15.

43. Противоречия и пути их разрешения в деятельности школьных советов. Материалы Международного симпозиума. М.: Международная ассоциация содействия школьным советам, 1993. - 102 с.

44. Рекомендации по организации управленческой деятельности администрации школы: Сборник методических рекомендаций для руководителей школ / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г. - 144 с.

45. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. М., 1999. - 93 с.

46. Ситник А.П. Развитие содержания и форм работы внутришкольных методических объединений. М., 1986. - 12 с.

47. Скворцова Н.А. Руководство творческими группами как инновационная научно-методическая деятельность заместителя директора образовательного учреждения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб., 1999. - 21 с.

48. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

49. Ушаков К.М. Управление изменениями как актуальное содержание повышение квалификации руководителей // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С.222-223.

50. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г «Об утверждении Федеральной программы образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

51. Фриш Г.Л. Методические рекомендации для разработки Устава школы // Сборник материалов для практического руководства современной школой. М.: УЦ «Перспектива», 2000. - 176 с.

52. Хавроничев В. Управленческое решение: поиск и реализация. Из опыта исследования взаимоотношений администрации и педагогов // Директор школы. 1999. № 1. С. 2 - 5; № 2. - С. 2

53. Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе постдипломного образования педагогических кадров. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. СПб., 1997. — 47 с.

54. Шерайзина P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологические аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. СПб, 1994. - 48 с.

55. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. -352с.

Приложение 1. Анкета для педагогов на определение уровня правовых знаний

Вопросы Ответы
В каком году принята Конвенция о правах ребенка;сколько статей включает в себя 1989г 54 статьи
В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1990г
Требования, к которым сводится положение конвенции Выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества
На какие группы прав разделена Конвенция Личные, социальные, политические, на образование и культуру, права на защиту в экстремальной ситуации.
На кого Конвенция возлагает ответственность за воспитание ребенка На родителей
Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей И правом и обязанностью
Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей Оба родителя
В каких законодательных актах РФ отражены основные идеи Конвенции Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, закон РФ «Об образовании», Гражданский кодекс  
Кому принадлежат слова «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» М.Ф. Достоевский
Какие нормативные документы гарантируют детям с овз право на получение качественного образования   Конституция РФ, закон РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
  Настоящий ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Ф З «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»  
Имеют ли иностранные граждане на получение дошкольного образования в РФ Гарантируется гражданам РФ, иностр. гражданам, беженцам и вынужденным переселенцам независимо от их состояния здоровья и места жительства. На основании Конституции и ФЗ «О правовом положении иностр.граждан в РФ»  
У родителей задолженность по оплате за д/с. Ваши действия (на основании каких законодательных актов) Уведомление. В случае отказа обращаться в суд. Конституция РФ ст.43. Закон РФ «Об образовании» (ред.от 10.11.2009) ст.5
Закон РФ, на основании которого, Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих) (ст.) Семейный кодекс РФ Ст.56 п.2.

Уровень правовой компетентности педагогов определяется на основании ответов на предложенные вопросы следующим образом:

Низкий уровень – 1-4 правильных ответа

Средний уровень – 4- 8 правильных ответов

Высокий уровень – 8-13 правильных ответов

Наши рекомендации