Сущность понятия «правовая культура», её компоненты, виды, уровни.
План работы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты повышения правовой культуры педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении
1.1 Сущность понятия «правовая культура», её компоненты, виды, уровни.
1.2 Роль правовой культуры в функционировании современного дошкольного образовательного учреждения.
1.3 Пути повышения правовой культуры педагогических работников и образовательного учреждения в целом
Глава 2. Практические аспекты исследования правовой культуры педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Методы диагностики правовой культуры работников ДОУ
2.2. Результаты диагностики правовой культуры работников ДОУ
2.3 Система работы по повышению правовой культуры работников ДОУ
2.4 Эффективность системы работы по повышению правовой культуры работников ДОУ
2.5 Методические рекомендации по повышению правовой культуры педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении
Заключение
Список используемой литературы
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.
Проведенный анализ подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога позволил нам сделать вывод о том, что правовая компетентность педагога как составляющая его профессиональной компетентности не получила в научной литературе должного отражения. Вместе с тем новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость организации образовательного процесса на правовой основе, выстраивание отношений между педагогами и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и зашиты интересов ребенка делают необходимым вычленение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.
Под правовой компетентностью педагога (ПКП) мы понимаем интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей. Правовая компетентность педагога имеет существенные отличия от правовой компетентности специалистов других сфер общественного производства, поскольку она:
- предполагает знание правовых норм и наличие опыта их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;
- обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в пространстве регулирования образовательных отношений;
- служит средством развития правовой культуры обучаемых;
- включает знание правового статуса ребенка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);
- является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе профессиональной деятельности;
- позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.
Проблематика исследования. Анализ материалов периодической печати, судебной практики, результатов прокурорских проверок свидетельствует о многочисленности правонарушений в сфере образования. Педагоги зачастую не знают содержания правовых норм, определяющих правовой статус ребенка и регламентирующих отношения в сфере образования, действуют в юридически значимых ситуациях интуитивно, не замечая правонарушений и не осознавая противоправности своих поступков. Социально обусловленная потребность в повышении уровня правовой компетентности педагогов актуализирует исследование проблем, связанных с ее формированием в процессе профессионального образования.
Степень разработанности тематики.Вопросами правовой культуры, правового сознания общества занимался А.Г. Бережнов. Общую теорию права изучали Дробязко С.Г., Козлов B.C. Отдельными уровнями права занимались Каминская В.И., Ратинов А.Р. Также они изучали особенности правосознания как элемента правовой культуры. Исследованием вопросов правовой культуры педагогов занимались Ошеров М.С., Спиридонов Л.И., Комаров Л.А. Практически не обнаружено литературных данных, касающихся развитию правовой культуры педагога в дошкольных образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что правовая культура является важной составляющей общей культуры сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Также предположили, что от степени развития правовой культуры педагогов зависит качество организации образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Современные педагоги ДОУ нуждаются в развитии правовой компетентности, от этого в значительной мере зависит их профессионализм.
Объект исследования – правовая культура как важная составляющая профессиональной компетентности педагогов.
Предмет исследования – правовая культура сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования – определить общий уровень правовой культуры среди педагогов дошкольного образовательного учреждения для дальнейшего совершенствования системы повышения правовой компетентности педагогов как составляющей общей профессиональной компетентности сотрудников образовательных учреждения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по теме исследования
2. Провести выбор методик для определения уровня правовой культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения
3. Провести диагностику правовой культуры в ДОУ
4. Оценить результаты диагностики
5. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение правовой культуры педагогов ДОУ
6. Апробировать разработанную систему и оценить ее эффективность
7. Разработать методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры педагогов ДОУ.
Методы исследования.Теоретические:анализ литературных источников, законов, нормативно-правовых актов, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обобщение, систематизация, анализ полученных данных. Эмпирические: анкетирование, социологический опрос, педагогический эксперимент, наблюдение, анализ, математико-статистическая обработка данных.
Новизна исследования.Впервые проанализированы и систематизированы данные, касающиеся исследования правовой культуры сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Разработана и апробирована система повышения правовой культуры сотрудников ДОУ.
Теоретическая значимость.Результаты могут быть использованы для написания методических указаний, практических рекомендаций, учебных пособий, направленных на повышение правовой культуры участников образовательного процесса. Также результаты могут быть полезны родителям, могут применяться для составления лекций, открытых занятий, педагогических выступлений.
Практическая значимость.Результаты исследования могут быть полезны для разработки системы повышения правовой культуры педагогов, студентов педагогических вузов, а также всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей. Результаты могут быть использованы для повышения мотивации педагогов к изучению права.
Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты повышения правовой культуры педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении
Работа с родителями.
1. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребенку.
2. Общее родительское собрание на тему: «Защита прав и достоинства маленького ребенка».
3. Проведение открытых занятий для родителей.
4. Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры через оформление наглядного материала в родительских уголках, индивидуальные беседы, консультации.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их в функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях.
Координация деятельности работников ДОУ:
Работа заведующего
1. Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива.
2. Сотрудничество с органами управления образования.
3. Финансовые вопросы (приобретение документов, литературы).
4. Работа с родителями.
5. Координация работы с другими учреждениями.
Работа медицинской сестры
1. Оздоровительная работа с детьми.
2. Оценка функционирования ДОУ с точки зрения состояния здоровья детей (режим, питание, организация образовательного процесса, рациональное комплектование групп).
3. Анализ состояния здоровья детей.
4. Работа с родителями.
Работа педагогов
1. Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
2. Правовое воспитание и образование дошкольников.
3. Повышение уровня правовой культуры родителей.
Также следует проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса на диагностической основе (педагоги, дети, родители):
- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.
Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.
Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним. В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов. Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми. Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.
Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).
Особенности дошкольного возраста позволяют педагогам в доступной форме давать знания о правах ребенка: право на имя; право на отдых; право на охрану здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.
Для достижения поставленных целей, сплочения и четкой организации работы коллектива был выработан тематический план методической работы на год со всеми участниками педагогического процесса (воспитатели, дети, родители).
Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.
Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
- Коллективные деловые игры
- Творческие и проблемные группы
- Мастер - классы
- Педагогические тренинги
- Самообразование
- Конкурсы профессионального мастерства
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ.
Обучающие семинары проводятся с целью повышения теоретической подготовки воспитателя
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании старшего воспитателя.
Педагогические тренинги можно использовать как для развития отдельных педагогических способностей воспитателей, так и для формирования их устойчивого педагогического мышления.
Диагностика- позволяет строить работу дифференцированно, с учетом запросов воспитателя.
Деловые игры, по ходу которых используются методы анализа конкретных ситуаций и разыгрывание ролей.
Открытые просмотры видов детской деятельности - позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.
Изучение и распространение передового педагогического опыта позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Методические объединения - специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательной деятельности.
Круглый стол
Конкурсы
Практикумы
Дни открытых дверей
Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решенияпрофессиональных задач.
Одной из основных задач аттестации является стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников и личностного профессионального роста, повышение эффективности и качества педагогического труда.
Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Планом предусматривается следующая работа:
Самостоятельная деятельность детей
Работа с литературой |
Разные виды игр |
Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений. |
Продуктивные виды деятельности |
Двигательная активность |
Самостоятельная
Деятельность
Глава 2. Практические аспекты исследования правовой культуры педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении
Педагогический стаж
1-5 лет - 1 человек (6,3%)
5-10 лет - 2 человека (12,6%)
10-15 лет - 4 человека (25 %)
15-25 лет - 4 человека(31,5 %)
Свыше 25 лет - 4 человека (25 %)
Рис.4. Педагогический стаж
Контингент детского сада: семьи, имеющие детей с ОВЗ (речевые нарушения, расстройство аутичного спектра) с 4-х лет до 7 лет.
Социальный паспорт семей воспитанников:
Общее количество семей - 40
Многодетных - 8
Опекунство - нет
Семей, воспитывающих детей-инвалидов - 9
Малоимущих – 6
Полные семья – 28
Неполные семья - 12
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
· 60% родителей пользуются своей интуицией
· 46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
· 40% берут информацию у воспитателей.
Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей, друзей.
От детского сада родители хотели бы получить:
· 86% максимально полную информацию от ребёнка
· 48% советы по общению с ребёнком
· 22% советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.
Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
· 31% - ребёнок плохо ест
· 20% - не слушается родителей
· 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
· 33% считают, что справятся сами
· 17% не придают особого значения этим трудностям
· 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Педагогам предложили заполнить анкету (приложение 1). На основании анкеты получили результаты, представленные на рис.5.
Рис.5. Уровень правовой культуры педагогов ДОУ
Таким образом, большинство педагогов имеет низкий уровень правовой культуры (57%), средний уровень правовой культуры имеет 30% педагогов. Высокий уровень правовой культуры характерен 13% педагогов. Это свидетельствует о необходимости внедрения программы, направленной на повышение правовой культуры среди сотрудников, родителей и детей.
Игра «Счастливый случай».
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?
А. 45; Б. 37; В. 54.
2.какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка?
Работа с родителями.
1. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребенку.
2. Общее родительское собрание на тему: «Защита прав и достоинства маленького ребенка».
3. Проведение открытых занятий для родителей.
4. Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры через оформление наглядного материала в родительских уголках, индивидуальные беседы, консультации.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей основы прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.
При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.
Повышение правовой культуры родителей | ||||
Декларация прав ребёнка (1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др. | Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей | |||
Семейный кодекс РФ | Закон «Об образовании» | ||||
Изучение Конституции РФ в части прав и обязанно-стей родителей и детей | Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии; | ||||
Повышение педагогической культуры родителей |
Осуществляется по следующим направлениям
Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах) | Знакомство с современными системами семейного воспитания | |||
Пропаганда здорового образа жизни | ||||
Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям | ||||
"Деловая игра"
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.
Ход игры.
Часть. Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
2. Перечислите формы работы с родителями.
3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
· В его присутствии
· Без него
· В присутствии всех членов семьи
Часть.
Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).
Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ. Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.
Таблица 3. Работа с родителями по правовому образованию
Блоки | Задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ | Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия |
3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
· Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
· Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
· Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
· (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)
Часть. Подведение итогов.
"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.
Решение педсовета:
1. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
2. Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2016-2017 уч. год
3. Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
4. Оформить паспорт семьи.
5. Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей
Примерные ответы
1. Что такое работа с родителями?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
· Изучение семей детей
· Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения
· Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
· Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
3. Формы работы с родителями.
I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
· родительские собрания
· конференции
· консультации
· вечера для родителей
· кружки для родителей
· школа для родителей
· клубы по интересам
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
· Дни открытых дверей
· кружки
· КВН, викторины
· Совместное творчество
· праздники
· родительские собрания
· выпуск Газеты
· концерты
· соревнования
2. Индивидуальные
· беседы
· посещения на дому
· выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные
· информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
· информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.
Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены). При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.
Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.
5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
Особого внимания требуют:
· дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
· дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
· дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
· застенчивые дети
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.
Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
· микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
· семейный уклад (есть ли традиции, какие)
· организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)
Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.
Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.
7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?
День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
Интересной формой сотрудничества может стать выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация д\с, педагоги, специалисты, родители и дети.
Предварительная работа
Педагогический диктант
1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями
· Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в д\с
· Материально-хозяйственная помощь
· Правильная организация досуга детей и родителей
· Соблюдение всех требований воспитателя
· Нет целей
· Другое………
2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приёмами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми
3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?
4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?
5. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов д\с?
6. Что, по-ваш