Дар настоящей духовной власти — строгого священства и вдохновительного пророчества, оберегающих наше сознание и от разнузданности, и от обезволивающего пессимизма

А. С. Панарин

может оказаться только у тех, кто сохранил тираноборческий порыв и моральную впечатлительность, кто способен от- кликнуться на зов оскорбленной добродетели и справедли- вости. Неадаптированному большинству планеты эти пасси- онарии равенства и справедливости нужны для защиты его специфических интересов, всему человечеству — для пред- отвращения скольжения в крайний нравственный нигилизм и власть инстинкта. Духовная власть или власть инстинкта — вот дилемма ближайшего будущего, и у нынешних адептов либерализма нет никаких шансов разрешить ее.

Подходя к этой проблеме с социологических позиций, мы можем говорить о грядущей интеллектуальной контрэли- те, которая не только призвана сменить нынешнюю нравст- венно деградировавшую и коррумпированную элиту, тор- гующую идеями как товаром, но и подтвердить прерогативы духовной власти как таковой. Нынешняя интеллектуальная элита поставляет на рынок определенные технологические рецепты, не интересуясь тем, в чьи руки они попадут. Речь, по сути, идет об этике технократов, превращаемой в общее кредо современных интеллектуалов. Этот тип интеллектуа- ла — технолога и менеджера давно уже не представляет ду- ховную власть как таковую; он просто обслуживает сущест- вующую экономическую и политическую власть. Великая триада, с которой было связано зарождение всех цивилиза- ций, — духовная, политическая и экономическая власть, на наших глазах деградирует в роковую одномерность — тота- литарную (то есть лишенную всяких сдержек и противове- сов) экономическую власть, которая покупает себе полити- ческих менеджеров. Только опираясь на независимую от олигархов духовную власть — харизматические идеи соци- альной справедливости, политические вожди в самом деле были бы способны мобилизовать политические энергии, не- обходимые для сильной власти.

При либеральных запретах на харизму и идеологическое воодушевление возможна только диктатура пиночетовского типа, находящаяся на службе финансовых олигархов и про-

Искушение глобализмом 403

Чих деятелей, имеющих все основания опасаться гнева на- родного.

Таким образом, угасание одной из трех главных ветвей власти, посредством которой цивилизация искони защища- лась от хаоса, — власти духовной — неминуемо ведет к пря- мому вырождению и политической власти, что мы сегодня и наблюдаем. Оставшаяся экономическая власть, лишенная надлежащего противовеса со сторона политической и духов- ной власти, неминуемо вырождается в новый тоталитаризм социал-дарвинистского толка, испытывающий расовую не- нависть к «неприспособленным» и ничем не сдерживаемую, всеразрушительную алчность. И поскольку экономический тоталитаризм на наших глазах обретает глобальный харак- тер, претендуя на беспрепятственную эксплуатацию всей

«мировой периферии» (такую беспрепятственность обеспе- чивает доктрина «открытого общества» без границ и сувере- нитетов), то выстраивание глобальных сдержек и противове- сов необходимо и неизбежно.

Можно представить себе — и это, в общем-то, соответст- вовало бы либеральной парадигме — такое выстраивание в границах самой экономической власти. Например, наряду с институтами глобальной экономической власти, представ- ляющей мощь США или объединенного Запада в целом, мо- гут возникнуть институты, представляющие экономических конкурентов Запада — в частности азиатских «тигров».

Уже возник Азиатский банк развития; на очереди — со- здание Азиатского валютного фонда, который будет базиро- ваться на иене как альтернативе американскому доллару. Та- ково содержание так называемой «Чиенгмайской инициати- вы», объединяющей страны АСЕАН с примкнувшей к ним тройкой (Япония, Китай и Южная Корея). К данному союзу могла бы примкнуть и Россия, что значительно снизало бы ее зависимость от МВФ и других инструментов американо- центричного мира.

Но настоящая проблема современной эпохи состоит не только в том, чтобы урезонить экономический американо- центризм с помощью экономического же противовеса Про-

А. С. Паиарин

Блема состоит в том, чтобы избавить человечество от тотали- таризма экономической власти как таковой, уже достаточно скомпрометировавшей себя неспособностью учитывать вне- экономические приоритеты человечества, в том числе при- оритеты экологического и нравственного выживания.

Человечеству крайне нужна сильная духовная власть как противовес зарвавшемуся экономикоцентризму. Такую власть нельзя сформировать на основе неолиберального «практи- цизма», вырождающегося в неразумной эгоизм и торжество инстинкта. Идеи индивидуалистического эгоизма, разумно- го и неразумного, — это, по духовному счету пророчества и вдохновения, слабые идеи, не обладающие должным потен- циальном воодушевления и мобилизации. Сильная духовная власть — над умами и сердцами современников, ныне погру- женными в тоску безверия, способна возродить только ста- рая религиозно-эсхатологическая традиция, обращенная к

«нищим духом», обиженным и обездоленным. Только в ауре их экстатических ожиданий способны рождаться воспламе- няющие большие идеи.

Вероятнее всего, такие идеи будут рождаться в регионах, являющихся изгоями новейшего мирового порядка, объеди- няющих неприспособленных и отверженных. Как когда-то неприспособленные изгои Римской империи — христиане возродили харизму большой духовной власти и тем самым спасли человечество от духовного отравления миазмами вы- родившегося имперского язычества, нынешние изгои одно- полярного мира, возможно, заново возродят духовную власть, от дефицита которой погибает и разлагается современное че- ловечество.

Выше были охарактеризованы агенты глобализма раз- личного типа. Все они выступают разрушителями прежних крупных социальных общностей ради организации «глобаль- ного человейника». Ключевым понятием, объясняющим и мотивацию разрушителей, и механизмы разрушения, являет- ся понятие диаспоры. Самосознание диаспоры ныне совпа- дает с глобалистским самосознанием «гражданина мира» В своих радикальных вариантах это, несомненно, самый раз-

Искушение глобализмом 405

Рушительный тип самосознания, несовместимый с какими бы то ни было формами стойкой общественной привязан- ности, обязанностей, долга. Не преодолев этот тип, челове- чество не обретет того самого «стабильного развития», необ- ходимость которого была заявлена на авторитетном мировом форуме в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Главным инструментом борьбы с этой разновидностью законченного нигилизма яв- ляется духовная власть — способность сплачивать людей средствами той или иной вдохновительной идеи. Вот почему диаспора так страшится больших идей и так последовательно их дискредитирует. Диаспору можно приструнить и средст- вами одной только политической власти — если она воору- жена достаточной волей.

Но куда важнее преодолеть соответствующий тип атоми- зированного «эмигрантского» сознания, исполненного ре- шимости отвергать любые социальные обязательства во имя индивидуалистической «морали успеха». В стратегическом плане это — самоубийственный тип сознания, не способный ни к настоящим долгосрочным усилиям, ни к эффективной социальной кооперации. Этот тип сознания распространяет- ся сегодня в условиях крушения прежних больших идей — ослабления духовной власти как таковой. Возродить такую власть — вот стратегическая цель, не осуществив которую нам не остановить разрушение цивилизации агентами вели- кой криминальной революции и прочими адептами сиюми- нутного успеха любой ценой.

В борьбе за возрождение такой власти главной надеждой и опорой являются униженные и обездоленные. Идеология левого радикализма подчеркивала роль обездоленного тру- дящегося большинства в качестве кормильцев общества. Но не менее важна и их роль как носителей аскетического нача- ла, растратив которое гедонистический индивидуализм рис- кует подорвать морально-психологическую основу плане- тарной выживаемости человечества. Аскеза, выражаемая в способности систематического самоограничения, ответст- венности и прилежания, в нашу посттрадиционалистскую

406 А. С. Панарин

Наши рекомендации