Для того чтобы наделить товары стран, не входящих в мировую референтную группу, соответствующим потреби-
А. С. Панарин
Тельским престижем, требуются чудеса изобретательности. Напротив, чтобы создать соответствующую символическую стоимость на Западе, особой гениальности не требуется — на это работают стереотипы потребительского сознания и соот- ветствующая энергия оценок и ожиданий. Таким образом, само качество интеллектуальной ренты на Востоке и на За- паде различается: от товара, пришедшего с Востока, со сто- роны стран, не входящих в референтную потребительскую группу, требуется, чтобы он в самом деле заключал в себе новые технологические решения и улучшения реального ка- чества. От товара, пришедшего от престижных фирм Запада, рента которых связана в основном с престижем широко раз- рекламированных фирм, ничего подобного не требуется: до- статочно нескольких дизайнерских решений, касающихся не существа, а формы.
Так наметилась дифференциация современной интел- лектуальной ренты: в одних случаях она включает действи- тельно новое знание, новые технологические и проектные решения, в других — субъективность манипулируемого мне- ния, касающегося символической удовлетворенности.
Но кроме этого разрыва, современную экономику пора- зил еще более масштабный разрыв: между финансовыми и товарными потоками. В 1996 году ежедневный объем сделок с иностранной валютой составлял порядка 1 триллиона дол- ларов, из которых лишь 15% соответствует реальным торго- вым и инвестиционным потокам67.
Задумаемся о том, какова природа того знания, которое позволяет извлекать прибыль из финансовых спекуляций, относящихся к «виртуальной экономике». Ясно, что это зна- ние отличается от того верифицируемого типа, обращенного к реальным явлениям и фактам, с которым связано станов- ление европейского модерна, продуктивной экономики и научно-технического прогресса. Перед нами — новый тип магии, а точнее, фокусничества, отличающийся от практик высокого модерна и в гносеологическом, и в морально-прак- тическом отношениях. В познавательном смысле он обра- щен не к объективному, а к субъективному — к манипуля- ции человеческими ожиданиями; в морально-практическом
Искушение глобализмом 337
Смысле речь идет о подмене производительных практик пе- рераспределительными.
Если капиталист Г. Форд в процессе своего обогащения оставлял каждого американца с личным автомобилем, то господин Сорос оставляет тех, с кем он проработал как капи- талист, буквально ни с чем. Прибыль одного была получена в процессе реального производства, в рамках экономической игры с положительной суммой, прибыль другого означает вычет у остальных, и чем выше эта прибыль, тем выше поте- ри последних. Поэтому, когда нам говорят о новой «инфор- мационной» экономике, где прибыль получается в результа- те игр с валютными курсами и других спекулятивно-перерас- пределительных махинаций, мы вправе спросить, какова природа этой информации. Это не информация, открываю- щая человечеству то, чего оно до сих пор не знало и что от- ныне становится его вечным достоянием, входит в копилку вселенского знания. Напротив, речь идет о манипулирова- нии, о знании, создающем ложные ожидания и улетучиваю- щемся, как только дело сделано.
Мы могли бы довольствоваться нейтральными констата- циями, если бы валютные спекулянты, получив астрономи- ческие суммы, оставили их в виртуальном мире. Но все дело именно в том, что деньги, полученные в виртуальной эконо- мике, затем отовариваются в реальной, требующей труда и пота сотен миллионов людей, остающихся ни с чем. Подоб- но тому как в эпистемологическом отношении виртуальное экономическое знание не соответствует принципу фальси- фикации — оценке на предмет соответствия реальности, строящиеся на основе подобного знания экономические от- ношения не соответствуют принципу эквивалентного обме- на. Речь идет в данном случае не о временных флуктуациях вокруг реальной цены — речь идет о параллельно идущих, не пересекающихся линиях, одна из которых относится к ре- альным издержкам производства, другая — к «игре в бисер»
Обратимся теперь еще к одному типу рефальсифицируе- мого знания — информации, распространяемой СМИ. С по- зиции здравого смысла и здравых ожиданий СМИ выполня- ют функцию оперативного ознакомления аудитории с собы-
л. I/. нанарин