Становление идеи педагогической поддержки

Как видим, большинство моделей свободного образования так или иначе обращаются к необходимости введения в штатное расписание школ должности освобожденного классного руководителя. Основой становления концепции личностно-ориентированной системы деятельности освобожденного классного руководителя в России явились работы Олега Семеновича Газмана[85]. Ключевым термином этой должности стало понятие “педагогическая поддержка”.

Мы приводим здесь лишь несколько его определений и характеристик, обсуждавшихся на Первой всероссийской конференции-семинаре, состоявшейся в конце октября 1995 г. в подмосковном Зеленограде и далее в публикациях.

Итак, педагогическая поддержка:

- процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О.С.Газман)[86];

- способ организации взаимодействия педагога и ученика (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин);

- деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В.Фролова)[87];

- педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в саморазвитии, в решении различных жизненных, образовательных проблем (И.Д.Фрумин);

- система педагогической деятельности, раскрывающей личностный потенциал человека, включающей помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (В.П.Бедерханова)[88];

- система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям; направленных на их выявление и поддержку (И.С.Якиманская);

- совместная деятельность участников воспитательного процесса, создающая условия для самопознания и самореализации воспитанника, направленная на принятие себя и другого, на конструктивное построение межличностных отношений (И.В.Воронкова)[89];

- система средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенцальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности (Т.В.Анохина)[90].

- помощь школьнику в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды (К.Валстром, К.МакЛафлин, П.Зваал, П.Понте, Д.Романо).

Участники конференции-семинара, в числе других вопросов, рассматривали и содержание деятельности педагога в этой связи.

Ими был сделан вывод о том, что педагогическая поддержка отличается от традиционных форм деятельности педагога в рамках авторитарной педагогики. И в первую очередь это отличие выражается тем, что первоочередное внимание педагога обращается на личность подростка, ее индивидуальные особенности; что максимально учитываются проблемы, склонности, воззрения ученика, его качественные характеристики.

Проблему педагогической поддержки образовательное сообщество сегодня рассматривает с разных точек зрения, например, связывая ее с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей.

В других случаях она понимается как система разноплановых мероприятий, проводимых с целью дифференциации учеников по интересам, способностям и жизненным устремлениям, направленным на их выявление.

Интерпретация феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение и как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов).

Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней обретает смысл принципа педагогической деятельности (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин), то есть становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих с детьми[91].

Изучение работ О.С.Газмана и Н.Б.Крыловой показывает, что педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя “процессы СО и САМО”, позволяющие решить постоянно возникающие у детей проблемы.

Но Н.Б.Крылова видит ее в более широком социокультурном контексте как элемент любого СО=трудничества и взаимодействия, поскольку считает педподдержку проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности СО=действия его начинаниям и самореализации.

Анализ представленных подходов позволил Е.А.Игнатьевой и Г.К.Париновой сделать вывод о том, что все авторы в определении сущности поддержки включают 3 основных позиции: проблема-препятствие, сотрудничество, самостоятельность.

В этой связи они определили ее как процесс педагогического сотрудничества (защита, договор, диалог) детей и взрослых, направленное на развитие и становление самодеятельности ребенка, ведущее к реализации творческого потенциала в преодолении проблем-препятствий для успешного осуществления жизненных планов.

Впрочем, изучая литературу, мы столкнулись и с неожиданными для нас интерпретациями этого понятия.

Так, М.В.Алешина отмечает, что О.М.Кодатенко выделяет следующие типы педагогической поддержки: авторитарный, либеральный, непоследовательный и личностно-ориентированный.

Но если поддержка есть составляющая педагогики Свободы, то авторитарной она не может быть по определению.

Либерализм (читай – попустительство) являет собой, на наш взгляд, антипедагогическое понятие.

Заявленная непоследовательность поддержки противоречит одному из педагогических подходов к образованию – системному.

Личностно-ориентированный тип поддержки представляется нам тавтологией, так как поддержка – составная часть личностно-ориентированного подхода[92].

Таким образом, учитывая определения термина “педагогическая поддержка”, в следующих частях изложения материала мы будем под ним подразумевать систему педагогической деятельности, направленную на совместное с учеником, учителем, родителем создание условий для самостоятельного преодоления школьником личностных трудностей.

В этой связи позволим себе сделать промежуточное обобщение вышесказанного, одновременно определившись и в некоторых понятиях.

Обратим внимание на различие следующих понятий: защита – помощь – поддержка – сопровождение, поскольку опыт показывает их неоправданную взаимозаменяемость в лексиконе педагогических работников (табл. 2).

Таблица 2.

Основные понятия свободного воспитания

  Защита Помощь Поддержка   Сопровождение
Что делаем? Ограничиваем Ограждаем Отстаиваем интересы ребенка Учим Воспитываем Показываем как сделать Даем совет Поощряем Подбадриваем Настраиваем на успех Выступаем в роли “опоры” Идем рядом    
В каком случае? Опасность Трудность Тяжело, испуг, растерянность, волнение, досада, ситуация выбора. Неуверенность нежелание быть одному
Когда начинаем действовать? Если последовал запрос со стороны ребенка; если ребенок однозначно сам не справляется и это может вызвать последствия, опасные для его здоровья и жизни, или представлять аналогичные последствия для окружающих.

Следовательно:

Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.

Помощь – процесс образования личности, зачастую с демонстрацией способов и приемов решения трудности при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.

Поддержка – процесс создания условий для сознательного самостоятельного разрешения ребенком ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется самостоятельно и обращается к взрослому.

Педагогическое сопровождение – процесс создания для ребенка эмоционального комфорта с целью максимально самостоятельного его выхода из проблемной ситуации при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии педагога.

С возрастом ребенок в меньшей степени нуждается в защите, и в большей – в поддержке.

К основным методам педагогической поддержки отнесем:

превентивную педагогику – содействие полноценному становлению личности ученика, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, включая выработку педагогико-психологических рекомендаций по созданию условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом их субкультурной принадлежности;

педагогическое консультирование – поддержка ученика в процессах “само” и в реализации им права проживать свой возрастной период по принципу “здесь и теперь”, что включает адаптацию в реальных жизненных условиях, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодоление кризисных ситуаций;

психолого-педагогическую диагностику;

психолого-педагогический тренинг;

педагогическую коррекцию – взаимодействие с учеником, направленное на формирование способности его к адекватной оценке действительности, в том числе и своего “Я”, гармонизацию личности и межличностных отношений;

другие индивидуальные и групповые методы работы педагогов.

Содержание и методы педагогической поддержки определяются характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие ее приемов зависят от профессионализма наставника, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ученика.

Причем педагогическая поддержка отличается от воспитания в первую очередь тем, что в ней категорически неприемлемо манипулирование. Хотя, справедливости ради, позволим себе заметить, что некоторые представители педагогического сообщества рассматривают ее именно как проявление мягкого завуалированного манипулирования.

Естественно, что оказывать педагогическую поддержку и сопровождение можно с помощью самых разнообразных приемов. Их виды могут отличаться по степени участия взрослого, по времени и длительности их оказания (табл. 3).

Таблица 3.

Наши рекомендации