Довоенная демонстрация на улице Горняков.
За дорогой уничтоженная войной застройка.
Из фондов Сланцевского ИКМ.
Бригада КРАМа (Кино Рабочей молодежи) приехала на рудники 20 марта. Вот репортаж с торжественной встречи Иг. Чудинова: «Фильмы «Чапаев » и «Киров» увидят все» // Ударник сланца.- 1935.- 24 марта.- С.1.:«Бригада КРАМа приехала на рудники 20 марта. И сразу это известие облетело цеха и бараки, всколыхнуло рабочих. Тепло и радостно встречали они ленинградских гостей. Редко бывает наполнен так зал клуба, как случилось это в день встречи. Люди вплотную сидели на скамьях, стояли сплошной стеной так, что нельзя было повернуться… Вообще все торжественное заседание было кратким. Гости решили показать привезенные с собой лучшие советские кинокартины «Чапаев» и «Киров», устроить несколько концертов. Строители ленинградской кочегарки встретили фильмы «Чапаев» и «Киров» восторженно, с истинным энтузиазмом. Целые дни напролет у клуба толпились люди, оживленно обсуждали детали, понравившиеся сцены… Многие ходили не один раз и по выходе хотелось смотреть снова и снова. Недаром по неполным сведениям за 2 дня фильмы «Чапаев» и «Киров» смотрело полторы тысячи человек ».
Всего за время демонстрации эти ленты увидели шесть тысяч человек. Многие делились впечатлениями с любимой газетой. Семенов, столяр.- «Навсегда останется в памяти» // Ударник сланца.- 1935.- 27 марта.- С.2.: «Звуковых к\ф я перевидал немало. Сильное впечатление произвела на меня «Путевка в жизнь» - первая проба советского звукового кино. Хорошо были сделаны «Гроза», «Снайпер», «Великий утешитель». Но «Чапаев» по большой художественности и выразительности превосходит все мною виденное».
Ефимов, вагонщик шахты им. С.М. Кирова.- «Замечательный фильм» // Ударник сланца.- 1935.- 27 марта.- С.2: «Полтора часа я жил вместе с Чапаевым, Фурмановым, Петькой, Анкой, красноармейцами…».
Кириллов, бригадир. «Не забывать о культуре и отдыхе» // Ударник сланца.- 1935.- 3 апр.- C.2: «Хороший это был выходной день – не такой как все. А ведь такие, хорошо и культурно проведенные выходные могут быть чаще. Разве мало есть замечательного и полезного, что можно увидеть, послушать, узнать в выходные? Хорошая лекция, организованный коллективный день отдыха, вечер самодеятельности даст мне и остальным работникам комбината многое. Если молодежь в клубе и общежитиях веселится чаще и лучше, то пожилые рабочие и старички почти забыты. Если нас и собирают иногда, так только на производственные совещания да на конференции. Это, конечно, нужно, очень даже нужно, но ведь нельзя забывать о культуре, об отдыхе…».
Кроме демонстрации кинофильмов, шефы провели два концерта на шахте им. С.М. Кирова. Несколько концертов дали на радиоузле, совершили выезд на первый рудник. Итоги культурной акции были подведены на общем собрании. Перед аудиторией отчитался директор КРАМа тов. Ладухин. Здесь комсомолии сланцевых рудников был подарен обещанный баян. Принимая этот подарок, Миша Александров сказал: «Баян передается первому руднику, но одновременно объявляется соревнование обеих комсомольских стволов. Кто раньше сядет на пласт – тот получит баян!» (см. публикацию: Искров Т. «Начало большой дружбы»// Ударник сланца.- 1935.- 31 марта.- С.3).
А вот заметки, позволяющие судить, насколько была сильна заинтересованность молодых сланцевчан в этом музыкальном инструменте.
Иванов Павел, проходчик. «Организовать кружок гармонистов»// Ударник сланца.- 1935.- 6 мая.- C.3: «У нас на рудниках есть много гармонистов, много желающих учиться играть на гармонике, самостоятельной игре по нотам. Поэтому, при общерудничном клубе должен быть создан кружок гармонистов…».
Михайлов Н., вагонщик шахты им. С.М. Кирова «Я хочу играть на баяне» //Ударник сланца.- 1935.- 16 июля.- C.4: «Газета «Ударник сланца» давно писала об этом, о нашем неумении организовать полноценный культурный отдых. Это было в апреле; но рудком не откликнулся до сих пор. Пора рудкому исправлять ошибку. А комитет комсомола, я думаю, меня поддержит».
Нехватка музыкальных инструментов на руднике ощущалась непрестанно. Но вопреки всему на первом руднике начал работать духовой оркестр. Под руководством капельмейстера Спиридонова занимались 9 человек. В репертуаре музыкантов были русские песни, марши, танцы (почти 36 номеров). (См. «Духовой оркестр на первом руднике» // Ударник сланца.- 1935.- 6 июля.- С.4).
Но вернемся к киноискусству, как одному из действенных средств воспитания строителя социализма. Газета отдает целые развороты под материалы, знакомящие трудящихся с новинками советского кино, актерами, режиссерами. Публикует отрывки из сценариев. Например, 8 апреля 2 и 3-я страницы были заполнены статьями по поводу к\ф «Крестьяне» (режиссер Фридрих Эрмлер. В центре действия картины - будни колхозной деревни). Немного ранее, 23 февраля, в рубрике «Мастера советской кинематографии» состоялось знакомство с Б. Чирковым. Актер рассказал о работе над ролью «Юность Максима». Держали данное горнякам обещание КРАМовцы. Их очередной приезд пришелся на 5 июня 1935 г. Пять кинофильмов ожидали зрители: «Новый гулливер», «Веселые ребята», «Летчики», «Дочь партизана». Возглавлял бригаду на этот раз зам. директора тов. Маринчик. Вместе с ним приехал режиссер Зархи. Многим запомнился вечер новой встречи с культурными шефами. Просторный зал нового клуба не вмещал всех желающих. Люди жались на скамьях, стояли, ожидали на улице: «… Какое-то неведомое чувство дружбы и благодарности тянуло каждого рабочего, комсомольца и пионера в новый клуб…».
Быть может, это первые шаги рабочего человека на пути освоения культурного наследия? Или же его мечта уже нашла свое воплощение в социалистической действительности? Например, Ковтун, председатель шахткома «Что я видел в Донбассе: отчет о 2-недельном отпуске» // Ударник сланца.- 1935.: «Большой длинный зал. На сцене выступают артисты. Люди, слушающие их, чисто и опрятно одеты, почти у каждого галстук. Такова одна из многочисленных нарядных Донбасса, нарядная ш. № 22 им. С.М. Кирова. Задолго до гудка приходят сюда шахтеры потому, что тут хорошо и весело, можно сыграть в шахматы, домино, можно и потанцевать. На каждой шахте имеется свой коллектив затейников, который на нарядах выступает перед своими рабочими, и своими частушками метко бьет по производственным неполадкам…».
Продолжим же приводить примеры необычайного творческого потенциала: Калмыков И. «Экзамен выдержан» // Ударник сланца.-1935.- 9 июня.- C. 4. Героями дня стали участники драматического коллектива рудника Ф. Ростовский, К.Н. Семенов, Григорий Савин, В. Масленников, Клава Петрова, Добрякова. Руководит самодеятельным театром – Курочкин. Они чрезвычайно волнуются, поскольку держат серьезный экзамен, ставят пьесу талантливого драматурга Киршона. «Пьесу «Чудесный сплав» драмкружок готовил к постановке полтора месяца. После дневной работы в цехах драмкружковцы тщательно разучивали роли. …В целом спектакль прошел удачно. Он показал, что драмкружок первый экзамен выдержал и способен работать над серьезными вещами».
Активно и интересно работали самодеятельные художники. В.В. Иванов в книге «Сланцы: Историко-краеведческий очерк»(с.69) упоминает знаменательный факт: проходчик Вася Салтанов нарисовал картину «Чапаев у пулемета». Ее подарили ленинградским шефам и она висела в фойе кинотеатра «КРАМ».
К 1 Мая планировалось организовать выставку картин рабочих художников и премировать лучших из них (см. извещение от редакции // Ударник сланца.- 1935.- 31 марта.- C.4).
Однажды на рудники приехал художник-живописец Г.И. Иванов. Целью его приезда являлся сбор материалов и зарисовка этюдов для картины «Киров на сланцах»- «Картина о Кирове» // Ударник сланца.- 1935.-13 июня.- С.4: «Имеется 2 варианта этой картины,- говорит тов. Иванов.- Первый,- это отъезд Кирова с рудников в июне 1934 г., второй – Киров при спуске в шахту. Сейчас я больше склоняюсь ко второму варианту, так как он показывает Сергея Мироновича в совершенно необычной, специфической обстановке. Киров будет нарисован мною выходящим из «клетки» в сопровождении группы рабочих и инженеров. Сейчас я заканчиваю работу над этюдами и зарисовками людей и картину закончу, примерно к середине 1936 г.».
Осенью инициативная группа псковских художников пригласила художественную самодеятельность и художников гдовских сланцевых рудников принять участие в организации выставки в честь 18-й годовщины Октябрьской революции. Картины следовало высылать на адрес Псковской картинной галереи.
С большим интересом следили комсомольцы Первого рудника за международным шахматным турниром в Москве. Разыгрывали самостоятельно некоторые партии. В конце концов возникла инициатива устроить свой местный шахматный турнир. Первоначально было отобрано 14 игроков. Выделены наборы шахмат и премиальный фонд. (см.: Томишин А. «Проводим шахматный турнир» // Ударник сланца.- 1935.- 20 марта.- C.3). Начало шахматных соревнований пришлось на 26 марта. Участвовать хотелось многим. На опытном руднике им. Кирова записалось 28 человек. В основном это была молодежь. (См.: «Вести с турнира» // Ударник сланца.- 1935.- 3 апр.- С.1).
К лету 1935 г. в поселке возникло движение планеристов. Планерами одинаково увлеклись и старые и молодые, парни и девушки. Каждый день на лугу возле клуба до позднего вечера толпился народ: «Они все одинаково с любовью и интересом глядят на стоящую посреди людского круга сизокрылую птицу – наш планер». Активисты планеризма популяризировали свое увлечение через газету. «Мы – первые!». А. Беляев, А. Гусев, Мясников, Мудров, Акимов, Терешков и др. (14 подписей) // Ударник сланца.- 1935.- 16 июля.- C.2: «…Уже больше месяца продолжаются наши занятия… Каждый комсомолец должен стать планеристом».
Силами молодежи в Сланцах был построен стадион. Первый большой физкультурный праздник открылся футбольным матчем. Вот как передает это событие Трофимов в заметке «Праздник физкультуры» // Ударник сланца.- 1935.- 6 июля.- С.4: «Весело и радостно прошло открытие стадиона, цвели пестрые и разноцветные майки, молодость и упругая сила, залили беговые дорожки, еще не утоптанные площадки стадиона… Я чувствовал: физкультурники сланцев: футболисты, бегуны, волейболисты, прыгуны, готовы не только к труду, они готовы к обороне».