Развитие научно-теоретических основ физического воспитания
Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX – начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов внесла свой вклад в это благородное дело.
Особое место среди них занимают выдающиеся просветители-демократы, предшественники русской социал-демократии Н. Г. Чернышевский (1828—1889) и Н. А. Добролюбов (1836—1861), ставшие подлинными властителями дум своих современников. Не случайно журнал «Современник», который много лет возглавлял Чернышевский, был одним из самых читаемых периодических изданий того времени.
Чернышевский и Добролюбов оказали огромное влияние на развитие передовой общественной мысли, на демократическое движение, приблизив своей неутомимой деятельностью реформы 60-х годов XIX века. Философия, история, политическая экономия, социология, антропология, эстетика, литературоведение и другие сферы общественной жизни и науки получили глубокое, оригинальное освещение в их трудах.
Для Чернышевского и Добролюбова очень близки были и вопросы народного просвещения, проблемы отечественной педагогики, в том числе вопросы физического воспитания. Взгляды Чернышевского и Добролюбова на эти проблемы тесно связаны с их социально-политическими и философскими воззрениями. В основе взглядов Чернышевского и Добролюбова на проблемы воспитания лежало материалистическое учение о единстве и целостности человеческого организма, о единстве физического и духовного начал, о влиянии внешней среды на развитие человека. Из этого учения вытекает идея необходимости всестороннего – духовного и физического – воспитания личности.
Главной целью воспитания, считал Чернышевский, должно быть приготовление ребенка «в конечном счете к тому, чтобы в жизни он был человеком развитым, благородным и честным. Это – выше всего. Заботьтесь прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в полном смысле». Добролюбов, отстаивая мысль о единстве духовного и телесного развития человека, подчеркивал необходимость «воспитывать тело для служения правильной духовной деятельности».
Чернышевский и Добролюбов были единодушны в понимании того, что становление, формирование личности невозможно без всестороннего физического развития. Гармонично развитый человек, по Чернышевскому, это человек, имеющий высокие моральные качества, умственное развитие и цветущее здоровье, обеспечивающее сохранение этих качеств. В понятие «здоровье» Чернышевский включал здоровье физическое и нравственное, он верил, что в будущем все люди будут «прекрасны телом и чисты душой». В своем знаменитом романе «Что делать?» он так описывал людей будущего: «… Как они цветут здоровьем и силою, как стройны, грациозны они, как энергичны и выразительны их черты! Все они счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, – счастливцы и счастливицы».
Взгляды Чернышевского на физическое воспитание тесно переплетаются с его эстетическими воззрениями. «Прекрасное есть жизнь, – пишет он. – Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека».
Аналогичные мысли высказывал Н. А. Добролюбов. Особенно ярко и убедительно они изложены в его большой статье «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью», опубликованной в журнале «Современник», № 5 за 1858 год. Телесное и духовное в человеке, по мнению Николая Александровича, лишь две стороны единого целого. Он отмечает, что нельзя говорить без языка, слушать без ушей, нельзя чувствовать и мыслить без мозга. Разделять природу человека на душу и тело как антагонистические или независимые друг от друга начала – это то же, говорит Добролюбов, что искать, какая часть скрипки издает звук: струны, колышки, вырезки ее или сама доска. Исходя из этого, он приходит к заключению, что в процессе воспитания недопустимо оставлять без внимания физическое развитие, так как оно создает предпосылки для того или иного уровня духовных проявлений человека.
«Эту именно необходимость, – говорит Н. А. Добролюбов, – воспитывать тело для служения правильной духовной деятельности, эту истину, сделавшуюся даже избитой от частого повторения, истину, что mens sana – здоровый дух – должен быть in corpore sana, т. е, должен соединяться со здоровым телом, это и намерены мы подтвердить, ссылаясь на несомненные факты естествознания». [51 - «Современник». – 1858. – № 5. – С. 4.]
Но Добролюбов, естественно, не ограничивается одним лишь провозглашением этого положения. В полемике с возможными противниками он выступает против имевшей тогда хождение теории, по которой тот или иной физический недуг рассматривался как усилитель духовной деятельности человека. Показывая мистический характер подобной точки зрения, Добролюбов утверждает, что, например, Бетховен и другие представители творческого труда, страдавшие каким-либо физическим недостатком, оставили бы миру произведения еще краше и замечательнее, будь они совершенно здоровы.
Показав таким образом пользу и необходимость всестороннего гармонического развития человека, он подчеркивает оздоровительное значение упражнений. Здоровье человека, по Добролюбову, должно быть признано главной целью воспитания. Однако Добролюбов далек от того, чтобы считать здоровье самоцелью. «… Мы совсем не хотим сказать, что телесная деятельность важнее духовной, – говорит он, – совсем не хотим выставлять довольство физическое целью нашей жизни». Здоровье Добролюбов рассматривает не как самоцель, а как фактор, способствующий полноценной духовной деятельности. Животные очень здоровы, недаром говорят: «здоров как бык», иронизирует Добролюбов. Но не такое здоровье нужно человеку, ему нужно здоровье человеческое, здоровье, при котором развитие тела способствует развитию духовных качеств, творческих способностей.
Резко осмеивает Добролюбов Простаковых и Скотининых с их безобразно односторонней заботой о здоровье своих недорослей. Если придерживаться взглядов этих господ, сводящих воспитание к откармливанию, можно прийти к выводу, замечает Н. А. Добролюбов, что все «толстые идиоты совершенно здоровы». В само понятие «здоровье» он вкладывает широкий смысл, считая, что «под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благословение тела, а нужно понимать вообще все естественное гармоническое развитие всего организма и правильное совершенствование всех его отправлений». [52 - Добролюбов Н. А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью // «Современник». – 1858. – № 5. – С. 3.]
Со всей страстностью своей натуры восстает Добролюбов против системы современного ему воспитания, основанного на схоластике, нудных, отвлеченных внушениях; воспитания, пренебрегающего возрастными особенностями детского организма. Он указывает, что ранняя умственная перегрузка детей, отсутствие наглядности и конкретности в преподавании усугубляется безразличным отношением воспитателей и родителей к физическому развитию своих питомцев.
«Мы вбиваем детям огромную массу разнообразных отвлеченных понятий, совершенно им чуждых, – пишет Николай Александрович, – а между тем не хотим позаботиться о правильном воспитании тех органов, которые необходимы для того, чтобы умственная и нравственная деятельность могла совершаться правильно» (там же).
Добролюбов резко иронизирует по поводу вопиющего противоречия между желанием родителей и воспитателей подготовить детей к высокому назначению в будущем и теми конкретными методами и условиями, в которых протекает воспитание. Ребенку внушают мысли о том, что ему предстоит стать архитектором, ученым, героем сражении, а вместе с тем отказываются от элементарных требований закаливания: детей кутают, запрещают выходить на улицу в чуть сырую погоду, кормят по специальной диете. Под действием внушения родителей, продолжает Добролюбов, у ребенка появляется желание подражать поступкам героев и «хоть сейчас идти на войну и совершать чудеса храбрости. Но сейчас, к сожалению, нельзя выйти и на двор: вчера шел дождик, а поэтому еще сыро… И видит мальчик, что быть Муцием Сцеволой (Муций Сцевола – римский воин, который, попав в плен, под пыткой не выдал военной тайны. – Г. Д.) несколько затруднительно, и едва ли не напрасны все высокие внушения, которые ему делают, стараясь действовать только на дух и совершенно презирая тело».
Прогрессивные идеи Чернышевского и Добролюбова способствовали усилению внимания в русском обществе к естественным и педагогическим наукам, что вместе с развитием физической культуры и спорта дало импульс возникновению и развитию научных основ физического воспитания. Труды выдающихся русских ученых: хирурга, анатома и педагога Н. И. Пирогова (1810—1881), педагога К. Д. Ушинского (1824—1870), писателя, педагога, мыслителя Л. Н. Толстого (1828—1910), физиологов И. М. Сеченова (1829—1905) и И. П. Павлова (1849—1936) и ряда других ученых и деятелей физической культуры заложили педагогические и естественнонаучные основы физического воспитания в нашей стране.
Значительную роль в формировании научных основ физического воспитания сыграли врачи Е. А. ПОКРОВСКИЙ (1834—1895) и Е. М. ДЕМЕНТЬЕВ (1850—1918). Они глубоко верили в возможность науки преобразовать жизнь общества на разумных началах, считая, что высокий уровень развития естественных наук, пропаганда научных, в частности гигиенических, знаний может разрешить проблему всеобщего физического воспитания, а вместе с тем и улучшить жизнь народа, особенно детей.
Егор Арсеньевич Покровский – известный московский детский врач, видный деятель в области физического воспитания. Он участвовал в создании в 1891 г. Московского гигиенического общества, к главным целям которого относилась и пропаганда идей физического воспитания и спорта, улучшение физического воспитания молодежи. Как истинно русский интеллигент Покровский самоотверженно трудился на этом благородном поприще. В некрологе в связи с его кончиной были такие строки: «Он был другом детей, другом матерей, другом семьи, другом общества».
Е. А. Покровский оставил большое творческое наследие. И ныне не потерял познавательной и научной ценности его обстоятельный труд «Физическое воспитание у разных народов, преимущественно России. Материалы медико-антропометрического исследования» (1884), в котором он поставил целью «восполнить пробелы по отношению к первоначальному физическому воспитанию в России». Труд Покровского был первым в отечественной литературе, в котором приведен богатейший историко-этнографический материал о физическом воспитании, методах закаливания у народов России.
Спустя три года в свет вышел другой фундаментальный труд Покровского – «Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, педагогикой и гигиеной)», за короткое время выдержавший два издания (1887, 1895). В этой монографии, содержащей описание огромного числа игр, был приведен разносторонний историко-этнографический материал об играх и физическом воспитании русского народа. Покровский впервые в отечественной науке осуществил комплексный подход к изучению и характеристике игр, дав им педагогическую, физиологическую, этнографическую и историческую характеристику. В этом и других трудах Покровский подвергает глубокому анализу оздоровительное и воспитательное значение игр для детей. Особенно большое значение он придает «партийным» (командным) играм, отмечая, что состязательность и коллективность действий в них составляет наивысший момент для подготовки детей к «общечеловеческой деятельности». Вместе с тем он видит в играх отражение эстетических идеалов народа. «В песнях и хороводах, – отмечает Покровский, – большей частью вспоминаются времена давно прошедшие или настоящие; в играх же нередко передается содержание драматической жизни народа, и, таким образом, последняя как бы исторически и в народной опере отражается в этих хороводах, песнях и играх» [53 - Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1887. – С. 15.]. Такой высокой оценки игры как части культуры, истории народа трудно найти в нашей литературе! Школу, считал Покровский, необходимо превратить из орудия разрушения здоровья детей в средство его укрепления, хорошего физического развития. Для этого важно правильно организовывать физическое воспитание, главным содержанием которого должны быть подвижные игры, под которыми он понимал разнообразные естественные виды физических упражнений. В играх он видел «наиболее естественное и могущественнейшее средство для правильного развития организма».
В 1890 г. Покровский основал журнал «Вестник воспитания» и на протяжении пяти лет (до своей кончины) был его главным редактором. На первый план были выдвинуты вопросы физического воспитания, пропаганда которых для журнала стала основным делом. «Вестник воспитания» способствовал сближению медицины и педагогики. Красной нитью на страницах журнала проходила идея Покровского: воспитание детей – дело в равной мере врача и педагога. Как будто сегодня произнесено Покровским: «Педагогу и медику следует для блага детского организма действовать сообща и дружно между собой, без притязания непременно поучать один другого, но с искренним желанием друг у друга поучиться». [54 - Журнал «Вестник воспитания». – 1890. – № 1. – С. 4.]
На страницах журнала были опубликованы многие работы Покровского: «Здоровая душа в здоровом теле» (1891), «Физическое воспитание с общественной точки зрения» (1892), «В защиту детских игр» (1892), «Детские игры и гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи» (1893), «Физическое воспитание девочек» (1893) и др.
Как организатор и пропагандист физического воспитания Е. А. Покровский многое сделал в Москве для создания вечерних школ для матерей и воспитателей, площадок для игр и физических упражнений, музеев-выставок детской мебели, игрушек и игр.
Евстафий Михайлович Дементьев – известный санитарный врач – был учеником и последователем Покровского.
В 1882—1884 гг. он участвовал в первом массовом обследовании санитарного состояния фабрик и заводов Московской губернии. В опубликованных результатах обследования были показаны антисанитарные условия труда и быта, пагубно отражавшиеся на здоровье рабочих.
Эти материалы наряду с данными о физическом развитии учащихся школ и средних учебных заведений были использованы Е. М. Дементьевым в его докторской диссертации «Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физическим развитием», опубликованной в качестве монографии в 1889 г. В ней он приходит к выводу о том, что 12–14-часовой рабочий день на фабриках и заводах, антисанитарные условия труда и жилищ рабочих, широкое применение труда детей и подростков на предприятиях приводят к замедлению темпов физического и умственного развития детей трудящихся, к преждевременному старению, физической и нравственной гибели рабочих.
Большое общественно-политическое значение имела книга Е. М. Дементьева «Фабрика, что она дает населению и что она у него берет» (1897).
В своей книге Е. М. Дементьев опровергал утверждение народников об отсутствии в России класса фабричных рабочих и показал, что крупная машинная индустрия в России, как и на капиталистическом Западе, неизбежно отрывает крестьянина от земли.
Дементьев, как и Покровский, был сторонником оздоровительного, гигиенического направления в физическом воспитании. Оба они – сторонники игрового метода. В работе «Гимнастика или игры?» (1892) Е. М. Дементьев показал, что гимнастика оказывает локальное воздействие на организм, развивая главным образом внешние формы. Применение игр как средства физического воспитания дает более разносторонний эффект: способствует развитию легких, повышает деятельность всех функций организма, благотворно воздействует на нервную систему, на органы чувств, на волю ребенка, на развитие активности и инициативы. Дементьев всячески пропагандировал спортивные игры – футбол, хоккей, теннис. Его книга «Английские игры на открытом воздухе. Руководство для воспитателей и юношества» (1897) была на протяжении многих лет одним из лучших пособий для преподавателей физического воспитания и желающих заниматься спортивными играми.
Жизнь и деятельность П. Ф. Лесгафта, его система физического образования
Яркий след в истории отечественной науки и культуры, в общественной жизни дореволюционной России оставил Петр Францевич Лесгафт (1837—1909).
Круг его научных интересов был поистине энциклопедическим: анатомия и физиология, биология и антропология, гигиена и лечебная гимнастика, педагогика и психология, физическое воспитание, история педагогики и история физического воспитания. В этих отраслях научных знаний Лесгафт создал многочисленные труды, до сих пор не потерявшие значения и научной ценности. В Лесгафте счастливо сочетались глубокий аналитический ум ученого, теоретика и талант организатора, общественного деятеля. Имя его было хорошо известно далеко за пределами России.
Тяга к знаниям проявилась у Петра Францевича уже в юные годы. Закончив с серебряной медалью гимназию, он поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию. По окончании академии в 1861 г. был оставлен на кафедре практической анатомии. С этого времени и начинается его научная деятельность. В 1865 г. он успешно защищает свою первую диссертацию на степень доктора медицины, спустя три года – вторую, на степень доктора хирургии. Молодого ученого приглашают в Казанский университет. Однако в Казани Лесгафт не проработал и трех лет. Уже тогда, в начале педагогической деятельности, проявились характерные черты его натуры. Верный своим демократическим взглядам, нетерпимый к порядкам, которые установила в университете реакционная профессура, Лесгафт открыто выступил на страницах газеты «С. – Петербургские ведомости» со статьей «Что творится в Казанском университете?» За это его увольняют из университета по «высочайшему повелению» без права преподавания в высших учебных заведениях России.
Лесгафт вернулся в Петербург к своему учителю, профессору Груберу, который поручил ему в частном порядке вести женский кружок по анатомии. В 1874 г. в нем уже было около 100 слушательниц.
В 1872 г. Петр Францевич начал работать во врачебно-гимнастическом кабинете доктора Берглинда в качестве консультанта по лечебной гимнастике. В те годы он и задался целью связать свои глубокие знания по анатомии с физическим воспитанием. В 1874 г. публикуется его первая работа по этой проблематике – «Основы естественной гимнастики».
Деятельность Лесгафта привлекает внимание военного ведомства. В эти годы военный министр Д. А. Милютин проводит реформу военного образования, стремится улучшить физическую подготовку в армии. В конце 1874 г. Главное управление военных учебных заведений (ГУВУЗ) приглашает Лесгафта для подготовки «Руководства гимнастики». Приступая к разработке «Руководства», ученый счел необходимым основательно изучить зарубежный опыт в этой области. Он получил возможность в течение 1875 и 1876 гг. побывать в 26 городах 13-ти европейских стран для изучения подготовки учителей гимнастики. Итогом стал обстоятельный труд ученого, вышедший в свет в 1880 г., – «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы».
В 1877 г. при 2-й Петербургской военной гимназии Лесгафт организовал двухгодичные учебно-гимнастические курсы, которыми руководил в течение 5 лет (до их закрытия).
С 1886 по 1897 гг. Лесгафт читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета. Помимо анатомии, он знакомил своих слушателей с законами биологии, медицины, педагогики, этики. Все эти годы его лекции пользовались огромным успехом. Одновременно вел большую научно-исследовательскую и общественную деятельность.
Особенно знаменательными и плодотворными в творческой деятельности ученого были 90-е годы. В 1893 г. по инициативе и под руководством Лесгафта создается С. – Петербургская Биологическая лаборатория, история возникновения которой весьма примечательна. В 1893 г. ученик Лесгафта И. М. Сибиряков, видя, в каких условиях жил и трудился Петр Францевич, передал в его распоряжение 200 тыс. рублей и особняк стоимостью в 150 тыс. рублей. Спустя годы Лесгафт говорил, что из той баснословной суммы для своей квартиры он не прибавил ни одного лишнего стула. На эти средства и была создана С. – Петербургская Биологическая лаборатория – любимое его детище.
В сентябре 1896 г. в помещении Биологической лаборатории после многолетних настойчивых усилий ученого были открыты «Курсы для приготовления руководительниц и воспитательниц физических упражнений и игр», положившие начало знаменитым «Курсам Лесгафта». С 1898 г. они именовались «Курсы руководительниц и воспитательниц физического образования», с 1905 г. – «Педагогическое отделение Вольной Высшей Школы». Это было первое в России высшее учебное заведение по физическому воспитанию. «Курсы Лесгафта» были женскими. Горячий поборник женского образования, Лесгафт сделал много для приобщения женщин к образованию. «Степень совершенствования общества, – считал ученый, – всегда вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе, а это достигается только образованием и связанным с ним развитием женщины».
Лесгафт отдал много сил, творческой энергии организации деятельности вышеупомянутых курсов. Им были разработаны учебные планы, включавшие широкий комплекс дисциплин: математику, механику, физику, химию, анатомию, физиологию, гигиену, ботанику, биологию, зоологию, эмбриологию, психологию, педагогику, историю педагогики и физического образования, теорию движений, общую моторику и др.
П. Ф. Лесгафт первым поставил вопросы физического воспитания на научную основу, заложил фундамент теоретической анатомии, биомеханики, разработал научные основы семейного воспитания, стал основателем оригинальной научно обоснованной системы физического образования для детей школьного возраста, которая базировалась на анатомо-физиологических, гигиенических, психологических, возрастных особенностях занимающихся.
Основополагающие принципы своей системы Лесгафт изложил в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (ч. 1, 1888; ч. II, 1901). Здесь он последовательно, глубоко, аргументировано проводит мысль о единстве всех сторон воспитания, о неразрывности воспитания и образования. Лесгафт утверждал, что определяющую роль в формировании личности ребенка играет окружающая его социальная среда – семья и школа. При этом решающим фактором выступает обучение и воспитание. Он рассматривал обучение как фактор гармонического развития ребенка. Главная задача воспитания, по Лесгафту, «поставить ребенка в условия, при которых он мог бы свободно и гармонически развиваться, как физически, так и умственно». При этом Лесгафт особо подчеркивал, что «умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». Он научно доказал теснейшую связь физического и умственного воспитания. Вместе с тем он показал неразрывную связь физического воспитания с нравственным. Считая, что задача школы – «выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях» [55 - Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. – С. 239.], Лесгафт отмечал, что в решении этой задачи нравственного воспитания особенно велика роль физического воспитания. Взаимосвязь и взаимовлияние физического, умственного и нравственного воспитания – основная идея теории физического образования П. Ф. Лесгафта, характеризующая его оригинальный подход к физическому воспитанию как равноправной с другими сторонами образования и воспитания составной части формирования человека.
Целью образования, считал Лесгафт, является формирование гармонически развитых людей, обладающих «идеально-нормальной» личностью. Задачу физического образования Лесгафт видел в том, чтобы обучить ребенка умению «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично». Лесгафт подчеркивал, что школа не может существовать без физического образования. «Физические упражнения должны быть в школе непременно ежедневными», «по возможности, между отдельными уроками и при одинаковом с ними значении».
Лесгафт предлагал использовать сравнительно небольшой набор естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, борьбу, упражнения в сопротивлении, простые гимнастические упражнения, игры, экскурсии. Эти средства физического воспитания применяются в различных условиях и в разнообразной форме, в постепенно усложняющихся условиях в зависимости от педагогических задач. Система физического образования, считал Лесгафт, должна быть строго выдержана в смысле постепенности и последовательности применения упражнений.
Все рекомендуемые упражнения в зависимости от педагогических задач Лесгафт свел в четыре группы: I группа (для младшего школьного возраста, от 7–8 до 12 лет) – простые упражнения; II группа (для детей среднего школьного возраста, 12—15 лет) – упражнения с увеличивающимися напряжениями; III группа (для среднего возраста, 15—18 лет) – упражнения, способствующие изучению пространственных соотношений, упражнения в распределении работы по времени; IV группа упражнений (для всех возрастов) применялась параллельно с первыми тремя в сложных условиях (игры, туристические походы, экскурсии и др.).
Одно из требований Лесгафта – добиваться сознательности в выполнении упражнений, заставлять человека думать над движением. Лесгафт требовал, чтобы учитель, знакомя учащихся с упражнением, предварительно объяснял, для какой цели и как его выполнить. Он считал чрезвычайно важным, чтобы занятия проходили на основе краткого и точного объяснения преподавателя. Показ упражнения преподавателем играл вспомогательную роль. В этих требованиях П. Ф. Лесгафта находит отражение его идея о связи физического воспитания с умственным, о роли физических упражнений для умственной деятельности.
Лесгафт предъявлял высокие требования к педагогу, считая, что «руководитель физическим образованием должен быть хорошо образованным человеком».
Творческое наследие Лесгафта и сейчас остается весьма актуальным как для теории, так и для практики физического воспитания.
Память о выдающемся ученом-энциклопедисте, одном из основоположников российской науки о физическом воспитании увековечена присвоением его имени Государственной академии физической культуры и Санкт-Петербурге. В 50-х годах XX в. благодаря усилиям профессора ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта Г. Г. Шахвердова были изданы труды П. Ф. Лесгафта в 5-ти томах [56 - Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Ответственный редактор-составитель проф. Г. Г. Шахвердов. Т. 1. – М.: ФиС, 1951.]. Позднее были опубликованы «Избранные сочинения» [57 - Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Составитель проф. И. Н. Решетень. – М: ФиС, 1987.]. Оба издания снабжены обстоятельными вступительными статьями и комментариями составителей и других ученых.
К сожалению, ряд прогрессивных идей П. Ф. Лесгафта до сих пор еще в должной мере не претворен в жизнь в нашей стране, несмотря на огромные успехи в развитии физической культуры и спорта. Об этом говорит наличие существенных недостатков в воспитательной работе с молодежью: многие педагоги не соблюдают положение ученого о решающей роли нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями. До сих пор у нас не осуществлена идея П. Ф. Лесгафта о равноправном положении физической культуры среди других дисциплин, преподаваемых в школе.