Характеристика периодов лагерной смены

Смена в лагере длится от 18 до 24 дней. Независимо от содержания, профиля она делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Организационный период в лагере

Организационный период (первые 3-4 дня при смене 21 и более дней или первые 2-3 дня при смене 10-14 дней).

Цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

Задачи организационного периода

· познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;

· предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

· узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

· познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является вожатый, педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности вожатого.

Ворганизационныйпериод детям вместе с вожатыми нужно:

· адаптироваться к природно-климатическим условиям;

· познакомиться друг с другом;

· познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;

· выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования);

· составить представление о перспективах деятельности;

· заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

Содержание и средства работы с детьми

Для знакомства друг с другом, с вожатыми: - включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; - создать доброжелательную атмосферу; - создать ситуации неформального общения; - помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; - помочь проявиться в лучших качествах; - дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; - рассказать о себе самом, показать себя в деле; - проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу, встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонек знакомства, совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный Вечер Знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего.
Для знакомства с сотрудниками и с самим лагерем. - Познакомить в первую очередь с теми взрослыми, с кем ребенок будет видеться часто – с врачом, медсестрами, администратором корпуса и т.д. - Познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (зам директора по ВР, методисты, психологи, библиотекарь, руководители программ и кружков, вожатые других отрядов и т.д.). - Познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере. - Познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться, познакомить с окружающей природой. - Обозначить места, в которых запрещено нахождение детей. Вечер интересных дел, составление карты схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда полезную информацию.  
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности: - Познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей. - Познакомить с режимом дня, - С санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют. - Познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой. - Познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере. - Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу. Выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе. Орг.сбор отряда, огонек знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, права и обязанности детей и подростков в лагере, инструктажи по ТБ и пожарной безопасности, правила личной гигиены, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей.    
Для формирования представления о перспективах деятельности: - Предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене. - Заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности. - Задать ситуацию выбора деятельности. - Выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Пример: диагностика потребностей и интересов детей, разведка интересных дел, планирование, орг.сбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможности смены, отношения к отдыху и тому подобное.  




Организационный период – это период предъявления четких требований. Выполнение этих требований для ребенка интересно, необходимо, выгодно. Для этого вожатый вызывает с помощью различных методов как можно больше различных форм поведения, реакций, характерных проявлений личности. При этом будет возможно определить оптимальные пути разрешения педагогических трудностей.

В организационный период вожатый постоянно проводит время с детьми, работает на создание формирование благоприятных условий жизнедеятельности и взаимодействия детей, работает на создание команды.

Основной период

Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребенком, совместная деятельность.

Как и организационный, основной период ставит перед тобой свои задачи:

· сформировать дружный временный коллектив;

· создать благоприятный психологический климат в отряде;

· создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой;

· реализовать запланированную на сезон программу;

От этих задач и следует отталкиваться, планируя сезон. И в соответствии с ними подбирать методы и формы проводимой работы. Они могут быть самыми разнообразными, направленными в большей или меньшей мере на решение тех или иных задач: коллективные творческие дела; ролевые игры; психологические тренинги, игры и диагностики; спортивные игры; беседы; огоньки; дежурства; походы; тематические дни; лагерное самоуправление.

Важно помнить, что необходимо не только правильно организовать отдельное мероприятие, но и заранее спланировать их логическую последовательность и необходимость в соответствии с задачами и особенностями коллектива.

Заключительный период

Его цель - подведение итогов смены, подготовка ребенка к возвращению домой.

Задачи итогового периода:

1) подведение итогов, проведение самоанализа и коллективного анализа. Ребенку необходимо осознать, как изменился его уровень саморазвития за смену, увидеть перспективы дальнейшего роста;

2) создание настроя на возвращение домой;

3) контроль за повышенной активностью детей. Именно в этот период возникает много ЧП, связанных с нарушением режимных моментов. Это вызвано синдромом скорого окончания смены;

4) использование системы поощрения детей. Для ребенка важно в этот период, чтобы его труд оценили, чтобы произошло обогащение личного багажа знаний, услышать как можно больше теплых слов.

Для вожатого в этот период важно: подведение итогов смены с детьми, анализ смены с воспитателем, подготовка планов на будущее, оформление итогов, оптимистический настрой детей, контроль за дисциплиной. В последние дни вожатые вплотную заняты подготовкой к вожатскому концерту. В эти дни следует быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети нарушают правила внутреннего распорядка, поэтому вожатому необходимо стремиться ограничить свободное время детей и подростков, стараясь организовывать коллективные творческие дела с привлечением каждого ребенка.

Вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности детей, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.

Таким образом, основными задачами детских оздоровительных лагерей является оздоровление, образование и развитие детей в летний период, создание и организация деятельности временных детских коллективов, рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывание детей в новом для них социальном и природном окружении.

Приложение3

Формы работы с детьми

Вид деятельности Примерные формы работы
Двигательная · Подвижные игры с правилами · Подвижные дидактические игры · Игровые упражнения,игровые ситуации · Соревнования, досуги · Ритмика, аэробика, детский фитнес · Спортивные игры и упражнения · Эстафеты · Аттракционы · Спортивные праздники · Гимнастика (утренняя и пробуждения) · Организация плавания
Игровая · Сюжетные игры · Игры с правилами · Дидактические игры · Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей) · Игры с речевым сопровождением · Пальчиковые игры · Театрализованные игры
Продуктивная · Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества · Рисование · Лепка · Аппликация · Конструирование · Ручной художественный труд · Реализация проектов · Детский дизайн · Опытно-экспериментальная деятельность · Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы · Чтение, обсуждение · Заучивание, рассказывание · Беседа · Театрализованная деятельность · Самостоятельная художественная речевая деятельность · Викторина, КВН · Вопросы и ответы · Презентации книжки · Выставки в книжном уголке · Литературные праздники, досуги
Познавательно – исследовательская · Наблюдение · Экскурсия · Решение проблемных ситуации · Экспериментирование, исследование · Коллекционирование · Моделирование

Приложение 4

Заповеди педагогического руководства и взаимодействия

в детских общественных объединениях:

¨ если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

¨ если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

¨ если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

¨ если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

¨ если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным;

¨ если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей;

¨ если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

¨ если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Приложение 5

Паспорт отряда

Воспитатель  
Вожатые  
Название отряда  
Девиз отряда  
Общее кол-во детей; мальчиков; девочек  
Их средний возраст  
Ведущие интересы детей  
Уровень сформированности навыков самообслуживания  
Управление отрядом, какие методы использовались для педагогического руководства отрядом  
Межличностная структура отряда: А) наличие лидеров и их роль в отряде Б) взаимоотношения малых контактных групп и динамка их развития  
Процессы коллективоообразования: А) динамика развития отряда Б) эмоциональное состояние отряда на протяжении смены В) характер совместной деятельности и групповой активности Г) сопереживание по поводу успехов и неудач своего и других отрядов Д) факторы, сплотившие или разобщившие детей  
Конфликтные ситуации между детьми: А) их мотивация и пути разрешения Б) описание и анализ сложных педагогически ситуаций, возникших в отряде или лагере  

Список отряда

№№ ФИО Дата рождения Адрес, телефон Родители Школа
        мама  
 
папа
 
Состояние здоровья:
Интересы ребенка:
Индивидуальные особенности:

Наши рекомендации