Региональная медиакультура на рубеже XX — XXI веков

Крах моноидеологии и отсутствие у новых политических элит четкого представления о «магистральном пути» развития дают возможность в этом контексте рассмотреть и проблемы региональной медиакультуры.

Прежде всего отметим, что постмодернизационная революция не обошла и регионы России, в том числе Урал, наиболее ярко проявившись в социокультурной сфере.

Культура уральского мегаполиса представляет собой сложное, многоуровневое, противоречивое явление на огромном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому любые преобразования, проводимые в стране, должны учитывать эту сложность и, в частности, социокультурные особенности ее исторически сложившихся регионов.

Необходимо отметить ряд черт, характеризующих культурное развитие Уральского региона в конце XX — начале XXI веков. Это, прежде всего, противоборство в процессе модернизации тенденций обновления сложившегося культурного достояния и способов духовной регуляции, уже не соответствующих новым потребностям общества, и сохранения того ценного, что поддерживает жизненно важные функции общества в его многообразной и многоуровневой системе жизнедеятельности. Затем, это противоречие между необходимостью широкого заимствования современного мирового опыта и сохранением самобытности общества, без которой оно перестает быть субъектом культуры.

Каждая из этих противостоящих друг другу тенденций имеет соответствующее функциональное значение для полноценного существования и развития социума. Однако для того, чтобы это развитие шло органично, необходимо сохранение определенного равновесия между ними. Если критика негативных явлений в прошлой истории переходит в тотальное отрицание и уничтожение позитивных достижений прошлого, в попытку создавать «с чистого листа» новую историю и культуру, слепо копируя опыт западной цивилизации без должной его адаптации к своему достоянию, в общественном сознании широко распространяется ощущение утраты жизненных ориентиров и ценностей, анемичности (ненормативности) жизни. Новые прагматические, утилитарные ориентации не могут возместить весь комплекс утрачиваемых ценностей, так как важные сферы человеческого существования и социальной регуляции нуждаются в поддержании и постоянном воспроизводстве функциональных норм, ценностей и смыслов, вошедших в духовное достояние народа. С другой стороны, враждебное отношение ко всему «чужому», новому способно привести общество «к застою», особенно опасному в условиях развития информационного общества.

Думается, что уральцам удалось сохранить равновесие между консерватизмом и инновацией, заимствованием и самобытностью в максимально возможной в сложившихся условиях степени. Немаловажно и то, что наш многонациональный регион смог избежать этнополитических конфликтов. Уважение к самобытной культуре народов Урала проявилось в действиях по ее развитию, появлении национальных образовательных и культурных центров, средств массовой информации на национальных языках в местах их компактного проживания. Все это свидетельствует об устойчивости социокультурной среды Урала, которому отведено особое место в истории России. Занимая срединное положение на карте страны, он представляет собой важный элемент ее геополитической структуры, обеспечивающий единство ее западной и восточной частей. Возможно, этим обусловлено формирование здесь особого типа «срединной культуры», интегрирующей противоречивые, но равнонеобходимые тенденции. Не исключено, что еще и в этом отношении Уралу суждено сыграть роль «опорного края державы».

Урал смог за годы реформ не только сохранить свой мощный культурный потенциал, но и адаптировать его к новым, зачастую весьма неблагоприятным, условиям.

На протяжении десяти последних кризисных лет в социокультурном развитии региона сосуществовали и противоборствовали разнонаправленные процессы: с одной стороны, разрушение ранее сформировавшейся системы, с другой — становление новых явлений, институтов и подсистем духовного производства. Таким образом, за период реформ сформировалась новая, гораздо более диверсифицированная, система учреждений науки, образования, культуры, позволяющая удовлетворять большее разнообразие духовных потребностей людей.

СМИ в условиях свободы

«Свобода слова» — одно из наиболее значительных и одновременно спорных достижений периода «демократических реформ» 1980‑х — 1990‑х годов. Освобождение СМИ от идеологического диктата и политической цензуры стало важной составной частью тех преобразований, которые происходили в социальной, экономической и культурной подсистемах российского общества. Начало 1990‑х годов стало временем настоящего «информационного бума», когда резко возрос общественный интерес к системе массовых коммуникаций и, соответственно, расширился рынок информационных услуг, удовлетворяющий этот спрос. Это отразилось как на количестве самих масс-медиа (новые газеты появлялись чуть ли не еженедельно), так и на их тиражах. Однако в силу ряда причин как экономического (падение уровня жизни), так и социокультурного (удовлетворение «информационного голода») характера «информационный бум» быстро прошел и наступила относительная стабилизация. Теперь уже можно говорить о современном состоянии информационного рынка как oб устоявшемся, не ожидая резких изменений ситуации в короткие промежутки времени.

Как уже было отмечено в одном из наших исследований,[446] в 1995 году общероссийские газеты читали на Урале 46% граждан, местные — 64%. В 1996 году из 976,5 тыс. взрослого населения Екатеринбурга каждый девятый читал «Областную газету» и «Уральский рабочий», в то время как самое популярное в городе среди московских изданий — «Комсомольскую правду» — лишь каждый четырнадцатый, а «Известия» — только каждый тридцать первый житель.

Аналогичная ситуация в сфере читательских предпочтений сложилась и в других областях Уральского региона. К концу 1990‑х годов принципиальных изменений она не претерпела: областные ежедневные общественно-политические газеты сохраняют преимущество перед центральными ежедневными изданиями.

Зато в электронных средствах массовой информации положение прямо противоположное — абсолютное лидерство здесь принадлежит центральным каналам. Местные теле- и радиостанции, большинство из которых появилось в последнее десятилетие, отстают от них.

Самый «насыщенный» рынок местных электронных СМИ на Урале представляет собой Екатеринбург — столица региона. Первые коммерческие телекомпании и радиостанции появились здесь в 1991 — 1993 годах, и государственному ТВ и радио пришлось потесниться. «Новички» предложили горожанам фильмы, которые раньше можно было увидеть только на видео, необычные, поданные в «свободной» форме Новости, «прямой» телевизионный эфир и многое другое; радиостанции — возможность слушать современную западную и нашу музыку, рок. Все это было ново, неожиданно и потому интересно.

Прошло всего несколько лет, и рынок электронных средств массовой информации столицы Урала превратился в один из самых «насыщенных» в России. Сегодня в эфире Екатеринбурга 17 телеканалов и более 18 радиостанций, включая центральные, зарубежные и местные. Такое многообразие заставляет телевизионщиков и радиовещателей прилагать значительные усилия, чтобы удержать внимание зрителя и слушателя, а следовательно, и рекламодателя.

Просмотр телевизионных программ — это по-прежнему самый любимый способ времяпрепровождения у жителей Екатеринбурга. В среднем за сутки в столице Урала проводят у телевизора 92,3% горожан. Тем не менее радио также пользуется популярностью, хотя и значительно меньшей. В течение суток его слушают 54,8% населения города. Заметим, что, в основном, это проводное радио — 31,9%. Отчасти сказывается многолетняя привычка слушать радио дома на кухне по радиотрансляционной сети.

На сегодняшний день Екатеринбург — один из самых информационно развитых городов России. Показателем этого является непрекращающийся количественный рост средств массовой информации. По числу теле- и радиоканалов Средний Урал постоянно «соревнуется» со столичными городами. Рынок наполнен как небольшими средствами массовой информации, имеющими немногочисленную, но постоянную аудиторию, так и крупными медиа-холдингами, в состав которых входят как аудиовизуальные, так и печатные СМК. Их совокупную направленность можно определить как ориентацию «освещать регионально значимые события»; в журналистской среде прослеживаются явные попытки обозначить, зафиксировать четкое место Среднего Урала в политической, экономической и культурной жизни России.

Круг печатных масс-медиа Екатеринбурга и Свердловской области довольно разнообразен. Широко представлены регионально-адаптированные (имеющие местные вкладки) варианты столичных газет: «Аргументы и факты», «Известия», «Московский комсомолец» и т. п. Крупнейшим здесь является медиа-холдинг «Комсомольская правда — Урал», выпускающий помимо собственно «Комсомолки» рейтинговые «Ва-банк», «Теленеделю» и другие издание. Среди крупных культурно-аналитических изданий следует также выделить медиа-холдинг «Уральский рабочий», включающий, кроме старейшей газеты Урала, «Вечерний Екатеринбург», «Главный проспект», информационное агентство «АПИ». Самой читаемой на территории Среднего Урала является ежедневная «Област­ная газета», тираж которой свыше 70 тыс. экземпляров.

В медиапространстве Урала во второй половине 1990‑х годов появились и такие специализированные печатные издания, как журналы «Эксперт» («Эксперт-Урал»), «Чиновник», «Директор», «Деловой квартал», «Компьютер-мэн» и т. д. Существенно вырос и расширился за последнее десятилетие рынок рекламных изданий.

В 2000 — 2004 годах в журнальной продукции лидирующее положение стали занимать три издания: литературно-художественный и публицистический журнал «Урал», отметивший свое 45-летие и в отличие от столичных коллег сохранивший «свое лицо» и своих читателей, несмотря на резкое сокращение тиража до 2500 экземпляров; «Эксперт-Урал», содержание которого, ориентированное на «политические» и «экономические» направления, представляет интерес для властных и олигархических структур, банков, малого и среднего бизнеса; журнал «Уральский федеральный округ» («УрФО») — общественно-политическое издание, отвечающее интересам становления гражданского общества. «УрФО» существует за счет подписки физических и юридических лиц, его тираж колеблется от 3000 до 5000 экземпляров. Особенность журнала в том, что это своеобразный «кентавр», отвечающий интересам разных аудиторий и анализирующий ситуацию в России и регионах Урала по следующим направлениям своих разделов: «Вертикаль власти», «Вектор экономики», «Гражданский форум», «Пространство культуры», «Здоровый образ жизни».

Среди электронных СМИ на первое место долгие годы выходила Свердловская государственная телерадиокомпания (СГТРК), ставшая в 1999 году дочерним предприятием ВГТРК и вещающая на одном канале с РТР. СГТРК осуществляет телевещание на всю территорию Среднего Урала. Кроме новостной программы «Вести-Урал», компания специализируется на производстве политических и культурных программ, а также документальных фильмов. Многие программы и фильмы свердловского телевидения получили награды Международных и Всероссийских фестивалей (так, к примеру, фильм «Быкобой», поставленный в 2000 году режиссером А. Балуевым, получил 8 призов на Международных кино- и телеконкурсах и Государственную премию РФ).

Радио СГТРК (радио Урала) — единственное радио, которое вещает не только на территории Свердловской области, но и за ее пределами. Программы распространяются по первому общенациональному каналу проводной радиосети. Существующие программы радио СГТРК органично вписываются в структуру Радио России, дополняют общую информационную картину всеми красками региона и области. СГТРК — одна из ведущих вещательных компаний России и стран СНГ.

Среди электронных СМИ Екатеринбурга заметно выделяется медиа-холдинг «4 канал» (в структуру которого входят и некоторые печатные издания), вещающий на многие города Свердловской области и известный качественными информационными и развлекательными программами. Это первый канал кабельного ТВ на Урале, созданный в самом начале 1990‑х годов.

В 1997 году появилось и вещание «Областного телевидения», подведомственного администрации области. Интересными и разноплановыми являются телекомпании «Студия-41», находящаяся в ведении администрации столицы Урала, «АТН» («Агентство телевизионных новостей»), «ТАУ» («Телевизионное агентство Урала»), «Эра-ТВ» и др. Самостоятельные телестанции имеются и во многих городах Свердловской области (Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Новоуральск, Первоуральск, Реж, Серов и др.).

Наиболее подвижен и изменчив радиорынок города. На сегодняшний день в Екатеринбурге существует 18 радиоканалов, в основном молодежного музыкального формата. Существенно отличаются от всех «Радио СГТРК» и «Студия Город», имеющие информационно-аналитические форматы. Среди станций, вещающих в FM-диапазоне, согласно данным социсследований, неизменно лидируют «Русское радио — Екатеринбург», «Радио-Си» — первая станция музыкального формата в регионе (в последнее время существенно поменявшая свой формат), «Радио-101 — Екатеринбург», «Европа Плюс-Екатеринбург».

С середины 1990‑х годов, в разгар подготовки и проведения первых выборов губернаторов Урала, и в дальнейшем наметились следующие основные тенденции в развитии региональных СМИ:

1. Чрезвычайная их политизация, которая привела к тому, что многие газеты и журналы перестали выполнять в должной степени присущие им информационные, просветительские, общекультурные и другие функции.

2. Массовое появление изданий, специализирующихся на освещении вопросов экономической и деловой жизни.

3. Как и в России в целом, уральские СМИ вошли в сферу интересов крупного бизнеса. Результатом этого явления стало усиление финансовой зависимости масс-медиа, слияние с крупными промышленными корпорациями и олигархическими структурами, процесс «децентрализации», «демассификации» и ориентация на «местечковые» интересы тех или иных социальных групп.

Необходимо также отметить, что «вхождение СМИ в сферу интересов крупного бизнеса» означает не только приобретение независимости от властей, но и попадание в зависимость от самого бизнеса. Относительное преимущество такой ситуации только в том, что различные финансовые группы, контролирующие те или иные СМИ, имеют разные интересы и, следовательно, читателям вместо монолога власти предлагается на выбор несколько монологов бизнес-групп. С этим связан активно обсуждаемый в последнее время вопрос о «независимости» СМИ — могут ли считаться независимыми газеты или телеканалы, принадлежащие олигархам и проводящие в своей информационной политике заданную ими линию?

Налицо одно: медиапространство лишилось целостности, стержневой оси, результат — демассификация, коллажность, хаос. Аналогичные процессы идут в медиакультуре других регионов Урала.

Однако по мере развития новых способов передачи специализированной информации (Интернет, DVD, CD-Romы и т. д.) произошло резкое снижение интереса традиционной аудитории к деловым СМИ. Так, например, прекратили свое существование еженедельники «Контакт», «Ваш капитал», «Уральская деловая неделя», резко уменьшился тираж газеты «Деловой Урал», журнала «Деловой квартал».

Но часть «деловой» прессы, адаптировавшись к изменившейся ситуации, нашла свою нишу на информационном рынке, переключившись на обслуживание определенной аудитории, не слишком многочисленной, но весьма влиятельной. Этим объясняются невысокие тиражи таких газет, как пермские «Новый компаньон» (5 000 экз., распространяется в основном по подписке и бесплатно среди политиков и бизнес-элиты) и «Пермский обозреватель». Эти газеты стали своеобразным клубом по обмену мнениями и частью новой культуры людей, делающих политику и экономику региона. Политик или предприниматель, оплачивающий нужную ему «особую» статью в такой газете, хочет, чтобы ее прочитали всего-навсего несколько десятков людей — тех, кто принимает решения. Спрос на такие издания есть.

Что касается отношений СМИ и власти, то необходимо учитывать, что усиление зависимости от крупного бизнеса дает им определенную возможность дистанцироваться от государства, но это отнюдь не означает полной независимости «четвертой власти» от первой и (особенно) второй.

Еще одна примета времени в Уральском регионе — Интернет. Следует отметить, что Екатеринбург находится в одном ряду с крупнейшими городами России по количеству пользователей Интернет. По экспертным оценкам, число лиц, имеющих к нему доступ дома и на работе, составляет более 100 тысяч. При этом и у организаций, и у граждан находится в эксплуатации более 100 тысяч компьютеров. На рынке города действуют 17 провайдеров услуг Интернет. Такое количество провайдеров после Москвы, Санкт-Петербурга есть только в Екатеринбурге.

До 2000 года в Екатеринбурге не было своих сетевых газет. Местные информационные сайты были насыщены московскими новостными лентами.

У местных СМИ популярны столичные сетевые газеты, такие как Gazeta/ru (htlp.www.gazeta.ru), Утро (http:www.utro.ru), Вести, сетевые бесплатные информационные агентства: Агентство Политических Новостей (Постфактум. Ру) (http:www.apn.ru), Лента. Ру (http:www.lenta.ru) и РосБизнесКонсалтинг (http:www. rbc.ru).

С созданием в мае 2000 года Уральского федерального округа, как нового федерального института управления, многое меняется в вопросах взаимоотношений СМИ и власти. Полпред Президента РФ в округе П. М. Латышев первым среди своих коллег провел совещание с представителями средств массовых коммуникаций, которое состоялось в Тюмени 25 сентября 2000 года. Основной темой совещания стал разговор о создании единого «окружного» медиапространства. О том, что такое пространство существует, свидетельствовали следующие цифры: на территории округа в 2000 году функционировали 1123 печатных СМИ всех форм собственности, 329 телекомпаний, 261 радиокомпания, 20 информационных агентств. Однако это пространство было разорванным, так как СМИ каждого из шести субъектов Федерации, входящих в округ (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), практически не пересекались и знали друг о друге крайне мало.

Среди первых конкретных шагов по созданию единого информационного пространства стали телепрограмма «Время новое», выпускаемая СГТРК, еженедельный радиожурнал «Вместе», который готовила телерадиокомпания «Регион-Тюмень», было создано окружное отделение агентства «РИА-Новости».

В течение 2000 — 2004 годов в Уральском федеральном округе сформировалась система СМИ, работающих в окружном формате. Она включает в себя, во-первых, общественно-политический журнал «Уральский федеральный округ» («УрФО»), во-вторых, ряд информационных агентств и интернет-изданий (12 работающих во всех субъектах Федерации УрФО проектов, включая самый крупный — «Nakanune.ru»), в-третьих, серию окружных вкладок в федеральные печатные СМИ.

Большим событием в медиакультурной жизни УрФО стало открытие в 2002 году окружной телекомпании «Ермак», работающей в ежедневном режиме. Она быстро вошла в медиапространство Уральского федерального округа, во многом завершая процесс интеграции. В 52 крупных городах телекомпания транслирует свои программы через спутник «Бонум», телевизионных сетевых партнеров и кабельных операторов, получающих сигнал со спутника. Вещанием «Ермака» в настоящее время охвачены все 6 субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Совокупный объем потенциальной аудитории новостной программы УОТК составляет 7,2 миллиона человек (около двух третей населения федерального округа). Новости телекомпании «Ермак» выходят в эфир в 23 городах Уральского федерального округа с населением свыше 75 тысяч человек.

Совместно с руководством ВГТРК обеспечена информационная объективность в работе местных филиалов компании. Кроме того, сформирована система координации работы ГТРК субъектов Федерации УрФО в рамках окружных телевизионной и радийной редакций, которые готовят совместные еженедельные информационно-аналитические программы «Вести УрФО».

На территории Уральского федерального округа зарегистрировано 3065 СМИ и издательско-полиграфических центров; из них 1917 — печатных: 1513 газет, 291 журнал (115 печатных СМИ зарегистрировано непосредственно в МПТР России); 886 электронных: 473 телепрограммы, 386 радиопрограмм; 114 информационных агентств (это данные на 1 апреля 2004 года).

С ноября 2001 года приступило к работе Уральское бюро информационного агентства ИТАР-ТАСС, с января 2002 года — аналогичная структура «Интерфакса». В окружном формате работает бюро национальной информационной службы «Полит.ру». Кроме того, в округе функционируют несколько местных информационных агентств, имеющих статус окружных, — «Урал­­­информбюро», «Европейско-азиатские новости», «Агентство политической информации» (Екатеринбург), «Вслух.Ру» (Тюмень), «Уралпрессинформ» (Челябинск) и другие.

Рассмотрев основные вопросы модернизации социокультурного пространства в Уральском федеральном округе, следует отметить, что черты стабилизации здесь явно преобладают над составляющими духовного распада и деградации социума. В дальнейшем многое будет зависеть от политической воли и реальных действий руководства России, формирования и активности структур гражданского общества, связанных с включением в процесс духовного созидания каждого уральца.

Кино в современном медиапространстве

Кинокультура Урала в 1990‑е годы пережила свой кризис, как и общероссийская. Кинематограф, наиболее тесно связанный с современными технологиями и материально-финансовым обеспечением производственного процесса, оказался наиболее чувствительным к кризисным явлениям в экономике и вторжению рынка, что вызвало резкий спад производства отечественных фильмов и низкий уровень их конкурентоспособности в условиях свободной продажи; далее последовал развал идеологически выстроенной системы кинопроката и технологически устаревшей сети кинопоказа. К другим важнейшим факторам, которые обусловили катастрофическое состояние киноотрасли в постсоветской России, следует отнести: интенсивное развитие федерального и регионального телевидения, ставшего основным способом демонстрации фильмов; резкое изменение культурно-досуговых ориентаций подростков и молодежи, которые традиционно составляли наиболее «массовую» аудиторию кинотеатров, появление и распространение новых технических средств и альтернативных способов кинопоказа (видеоаппаратура, видеокассеты, видеотеки и т. д.).

Все это привело к разрушению прежней системы кинообслуживания. В Свердловской области только за реформенный период число кинозалов сократилось не менее чем в пять раз, к концу 1998 года прокат фильмов прекратился на территориях 27 городов и районов; в Екатеринбурге из 22 государственных кинотеатров практически действующими остались лишь шесть, остальные или закрыты, законсервированы, или сменили владельцев и перепрофилированы.

Тем не менее к началу нового века ситуация стала меняться. В Екатеринбурге, Челябинске, затем в других городах Уральского округа стали появляться модернизированные кинотеатры с новейшим экранным оборудованием системы «Долби-стерео», первые мультиплексы («Салют»), премьерные кинозалы (Дом кино, киноконцертный театр «Космос»), вновь возрождается потребность в коллективном просмотре фильма.

В 1990‑е годы резко падает объем кинопроизводства на единственной в Уральском регионе Свердловской киностудии, в особенности художественных картин. Конечно, фильмы уральских киномастеров разных лет достаточно широко идут на телеэкране: «Угрюм-река», «Демидовы», «Приваловские миллионы» Я. Лапшина, «Трембита» и «Арифметика любви» О. Николаевского, «Семен Дежнев» и «Тайна золотой горы» Н. Гусарова, «В ночь лунного затмения» Б. Халзанова и «Залив счастья» В. Лаптева, а также телефильмы, поставленные на Свердловской киностудии в 1980‑е («Дом в дюнах» Д. Салынского, «Молодой человек из хорошей семьи» Н. Гусарова, «Отряд специального назначения» Г. Кузнецова, «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» Р. Горяева, «Летное происшествие» П. Фаттахутдинова и др.). С другой стороны — новые кинофильмы уральских мастеров недоступны массовому зрителю, так как они не выходят в «театральный» показ.

А между тем в сложнейших условиях формирования «рыночной экономики» в последнее десятилетие XX века на Свердловской киностудии снимается ряд интересных кинокартин, осмысливающих как историческое прошлое страны, так и реалии настоящего. В контексте постмодернистской эстетики наиболее яркими и спорными стали фильмы В. Хотиненко «В стреляющей глуши», «Зеркало для героя» и «Рой». Они привлекли внимание критиков и зрителей не только тематикой, но и новизной киноязыка, в котором очевидны коллажность и цитатность, соединение аналитического подхода к материалу с иронией, соседство натурализма с метафорой (это проявилось еще в первой картине режиссера «Один и без оружия», сделанной совместно с П. Фаттахутдиновым по мотивам детектива Н. Леонова «Агония»). В фильме «В стреляющей глуши» Хотиненко буквально «взрывает» сознание зрителей кровавой метафорой ленинской политики «военного коммунизма»; в «Зеркале для героя» с помощью фантастической ситуации, ошибки, путаницы времен (персонажи из сегодняшнего непростого бытия попадают не куда-нибудь, а в шахтерский городок в один из дней 1949 года, когда страна готовится к празднованию 70-летия товарища Сталина) в картину привнесены особая «игра», гротеск, бурлеск как элементы условности происходящего; за фантасмагорической стилистикой «Роя», распадающегося на ряд сцен-аттракционов, — горькие раздумья об утрате человеком нравственных связей с окружающим миром, природой, людьми. Кстати, следующие работы В. Хотиненко «СВ» («Спальный вагон») и «Патриотическая комедия» уже полностью поставлены в стилистике постмодерна, соответствующей состоянию распада, духовной опустошенности, абсурдности существования личности в обществе, где рушатся вера, нравственные идеалы и ценности. Более подробно о фильмах В. Хотиненко 1980-х — 1990‑х годов рассказано в книге «Феномен уральского кино».[447]

Иной подход к анализу действительности у прославленного мастера уральской киношколы Я. Лапшина. Он — реалист и в отношении к историческому прошлому, и к материалам современности. Да и жанр его в кинематографе традиционен — социально-психологическая драма (исключение составляют мелодрамы «Продлись, продлись, очарованье…» и «Любовь по заказу», а также детективы «Я объявляю вам войну» и «Уснувший пассажир»).

Фильмы Я. Лапшина «Перед рассветом» (1989), «На полпути в Париж» (2000) и «Сель» (2003) объединяет не только жанровое сходство, но и то, что все они поставлены по сценариям известного уральского драматурга и писателя Г. Бокарева.

Картина «Перед рассветом» возвращает нас к первым неделям войны, когда для многих начался процесс переосмысления догматов той веры, под воздействием которой формировалось сознание молодого поколения «сталинской эпохи». Сценарий Г. Бокарева, пролежавший «на полке» четверть века, стал в чем-то этапным и для мировоззрения самого режиссера. Героев трое: Вор, Политический («из врагов народа») и юный Лейтенант войск НКВД, сопровождающий арестованных. Три разные человеческие судьбы в какой-то момент объединяются, чтобы осознать: беда у них одна. И, размышляя о внутренних резервах личности, авторы затрагивают сложнейшие нравственные и психологические проблемы: что такое «вера», а что «фанатизм», что такое «долг», а что «совесть» и где грань между ними.

Не менее тревожно звучит фильм «На полпути в Париж», вскрывающий проблему «утечки мозгов» в постсоветской России: его главный герой, ученый с мировым именем, ради возможности продолжить дорогие для него научные изыскания вынужден покинуть родину.

В основе фильма «Сель» (сценарий Г. Бокарева назывался «Здравствуй, брат…») — идея необходимости человеческого братства без учета места проживания и национальной принадлежности людей. Сюжет прост: герой с Кавказа едет в далекую уральскую глубинку, чтобы найти своего брата, который отбывает срок за мошенничество. Они встретились, правда, оказались абсолютно чужими друг другу. В фильме «Сель» соединились драма и притча, реальная жизнь и сказка, напоминая о смысле человеческого существования, о доброте и справедливости как основе бытия.

Интересна и эволюция творчества режиссера В. Макеранца. Его первый полнометражный фильм «Губернатор» (1991) был поставлен по повести Л. Андреева, написанной еще в начале XX века, после событий первой русской революции. Но сюжет оказался удивительно созвучен нашему времени, той трагической атмосфере, которая начала складываться в стране в канун и после августовского путча 1991 года.

В фильме «Ты есть» (1993) по сценарию писательницы В. Токаревой резкий жанровый переход к мелодраме связан прежде всего с желанием уйти от политики, острых социальных конфликтов. С другой стороны, тема семьи — это вечная тема; в картине речь идет о сложном клубке взаимоотношений между матерью, сыном и невесткой. Актуальность «семейной» темы в 1990‑е годы подтвердила сама российская реальность: распад семейных связей, брошенные и беспризорные дети, наркомания, рост правонарушений среди малолетних.

Вот почему логически оправданным становится постановка В. Макеранцем фильма «Привет, Малыш!» (2001), оказавшегося в полном смысле слова «на злобу дня». Этот трагический фильм о том, что за десятилетие демократических реформ мы успели потерять поколение, ничему его не научив. Картина об одиноких детях в большом и чужом городе и примкнувшем к ним идиоте — Малыше, взрослом мужчине с душой ребенка, живущем в отличие от «нормальных» людей по законам добра и любви, — стала одним из самых заметных явлений в отечественном кинематографе начала XXI века. Фильм был снят при поддержке Федерации центров и клубов ЮНЕСКО. И это не случайно: он затрагивает проблемы, актуальные для каждой страны мира, — бездомное детство, беспризорность, охрана прав ребенка и т. д., что дало возможность постановщикам выйти на международный диалог.

Но уральский кинематограф как особое явление отечественной медиакультуры известен не только игровыми и телевизионными лентами, но и кинодокументалистикой. Не случайно именно здесь, в Екатеринбурге, ежегодно проходит Открытый фестиваль неигрового кино «Россия», впервые проведенный в 1991 году, уже после распада СССР.

Впрочем, уральская кинодокументалистика была хорошо известна и раньше. На Свердловской киностудии с конца 1940‑х до 1960‑х годов работал один из основателей советского «этнографического» фильма А. Литвинов, поставивший картины «Лесные люди», «По дебрям Уссурийского края», «Сокровища наших недр», «Урал — земля золотая» и др. Здесь создали свои знаменитые экологические фильмы «Рассказ о камне», «Железный век», «Огненное копье», «Во имя жизни» Л. Рымаренко и В. Волянская. Здесь получил всемирную известность кинорежиссер Б. Галантер, чьи фильмы «Лучшие дни нашей жизни», «20 дней жаркого лета», «Джульетта», «Ехала деревня», «Косынка» являются вершиной отечественной кинодокументалистики 1960‑х — 1970‑х годов.

Уральская кинопублицистика 1980‑х годов предложила новый тип политического фильма, освобожденного от идеологического диктата в эпоху «перестройки». Достаточно вспомнить картины«Госпожа тундра», «А прошлое кажется сном…» и «Частушка — XX век» С. Мирошниченко, «Леший», «Камо грядеши» и «Тайное голосование»

Б. Кустова, «Право на карьеру» и «Июльский снег Уренгоя» Б. Урицкого, «Ходоки» и «Тот, кто с песней» В. Тарика и др. Эти фильмы стали призерами многих международных кинофестивалей, определив дальнейшие пути в развитии российской кинодокументалистики.

Публицистический накал первых лет перестройки постепенно иссяк, и в уральском кино постсоветского периода, как и в СМИ, возникло состояние растерянности перед хаосом новой действительности. Впрочем, в отдельных случаях кинодокументалистика сумела взглянуть на постмодернистскую ситуацию с определенной долей иронии и сарказма. Первым в этом ряду стал фильм Б. Кустова «Новые сведения о конце света» (1991), поставленный в уникальном для документального экрана жанре «фантастической комедии». Его героями стали черные и белые маги, хироманты и экстрасенсы, астрологи и политики, в которых нетрудно узнать и основоположников марксизма-ленинизма, и современных политических деятелей.

Метафорическим смыслом наполнена та наиболее емкая и язвительная сцена, в которой основоположники и последователи диалектико-материалистического учения о всемирно-исторической роли пролетариата как могильщика капитализма волокут неподъемное бревно своей теории на... свалку истории. Что ж, в свете августовских событий 1991 года эти игровые кадры, вмонтированные в документальную ткань фильма, приобрели ошеломляюще пророческий смысл.

У этого кинопамфлета немало не только поклонников, но и противников. И это понятно: отнюдь не просто научиться, смеясь, расставаться со своим прошлым, освобождаться от страха перед всесильем старых мифов... Так в 1990‑е годы начинает формироваться новая эстетика документального кино.

Далек от расхожих традиций и фильм молодого режиссера Красноярского филиала уральской киностудии

С. Князева «Как нам дается благодать...». Этот короткий двадцатиминутный рассказ о нескольких эпизодах одного дня жизни молодого священника пронизан искренностью и теплотой, добросердечностью и юмором. Наверно, это и есть тот тип кинематографа, которого жаждет душа человека, измученного политической нестабильностью и неуверенностью в завтрашнем дне.

Рассказ о судьбе обыкновенного человека, чаще всего из глубинки, как правило, неимущем бессребренике, ищущем «свою» дорогу в жизни, стал основой многих лент, пусть не во всем совершенных: «Никола-работник» режиссера В. Ярмошенко, «Обыкновенная жизнь Вызова» режиссера В. Ротенберга и др.

Необычайно привлекательны по своей творческой манере и эмоциональному строю такие камерные ленты, как «Анастасия» (режиссер Т. Васильева) и «Я ехала домой...» (режиссер Л. Уланова). Каждая из них, по-своему исследуя своеобразный женский характер, поведала о духовном дефиците нашего времени — дефиците доброты, милосердия, сострадания.

Сквозь призму «человечности», а не политического статуса рассмотрена в картине «Пример интонации» (Пермская студия детских и юношеских фильмов) режиссером А. Сокуровым личность такого государственного масштаба, как первый Президент России (впрочем, картина снималась еще до августовского путча 1991 года).

Есть такой прием в американской политической игре: если вы хотите вызвать симпатии к политику, покажите его в кругу семьи. Так поступил и Сокуров, создав свой второй фильм о Ельцине. И, наблюдая за лидером, пьющим чай на кухне скромного загородного дома, начинаешь понимать, что Сокуров «работает» на имидж человека, выбранного им в герои. Сокуровский Ельцин — это работяга, которому предназначено тащить груз ответственности за народ, доверивший ему свою судьбу.

«Пример интонации», однако, скорее констатирует, чем убеждает. И трудно сказать, откровенен Ельцин или актерствует, хотя видно, как старается режиссер, чтобы та или иная сцена выглядела естественно. При просмотре фильма еще раз ловишь себя на мысли, насколько иррациональна документалистика А. Сокурова... Долгие паузы; раздражающий скрип шагов на снегу, делающий невозможным диалог; длинный-предлинный крупный план Ельцина; монотонно-долгое движение автомобиля по автостраде — стиль скорее претенциозен, чем художественен. И все же Сокуров есть Сокуров. В его картине есть то, чего недостает большинству документальных фильмов: личность героя, яркая (этого не отнимешь!) индивидуальн<

Наши рекомендации