Сущность педагогических технологий
Определений понятия "педагогическая технология" существует много. Приведем некоторые из них.
• Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).
• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
• Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Наиболее приемлемым представляется такое понимание педагогических технологий. Педагогические технологии —система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики.
Понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения; в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения (Г. К. Селевко).
В основе технологий образования и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.
В основе технологий образования и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.
Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе лежит определенная идея автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций и коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Специфические чертыпедагогических технологий:
• разработка диагностично поставленных целей обучения и воспитания;
• ориентация всех процедур на гарантированные достижения поставленных целей;
• оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;
• воспроизводимость педагогических процедур.
В традиционном педагогическом процессе цели ставятся неопределенно, не инструментально: "изучить теорему", "решать квадратные уравнения", "выразительно читать текст", "ознакомить с принципом действия", "выработать привычку поведения" и т.п. Эти цели не описывают результата, достижение их трудно проверить. В диагностично поставленной цели описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет, поступает и пр.
Признаки педагогической технологии:
• содержательность — наличие педагогической концепции, имеющей технологическую реализацию в виде педагогической модели, алгоритма, правила;
• управляемость и эффективность — гарантированное достижение результата;
• экономичность — оптимизация труда учителя;
• воспроизводимость — возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности;
• корректируемость — возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде контроля, рефлексии, ТСО, тренингов.
ВОПРОС 27. Проблема развития личности в психологии образования
Общая характеристика понятий: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Личность и ее трактовка в различных психологических теориях. Структура личности. Психологические механизмы и движущие силы развития личности. Биологические и социальные факторы развития личности. Задачи и возможности школы в развитии личности младших школьников. Психологическая сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
Тема «Личность» – одна из центральных в курсе общей психологии. Развитие и диагностика личности подрастающего человека, определение наиболее эффектных путей ее формирования невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления. Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Новорожденный человек еще не личность. Личность – это системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира.
Б.Г. Ананьев выделил 4 уровня организации человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (Ленинградская школа).
Индивид– представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности (строение тела – возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий и т.д.), то есть индивид – это принадлежность конкретного человека к человеческому роду.
Субъект деятельности – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Появляясь как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов.
Личность– включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью.
Индивидуальность – неповторимость и своеобразие конкретного человека, выраженные в особенностях развития нижних уровней (индивид, субъект, личность).
Таким образом, личность – это наиболее значимый уровень организации человека, то есть особенность его развития как социального существа.