Упражнения на развитие силы, высоты, тембра голоса

Звук [м]

Произнести звук [м]. Кратко, при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей.Поставь ударение

Произнести слоги и сочетание слогов с перемещением ударения:

ма-ма, на-на;

ма-мо, на-но;

ма-му, на-ну;

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана.

Смешинка

Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и послышались звуки: ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе, а нажав на «хохотальную точку» на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно пе­ред вами самый веселый клоун.

Гудок парохода

Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на одну-две секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком [у].

Стрельба

Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести: к-г-к (укрепля­ются мышцы полости глотки). Повторить 4—5 раз.

Упрямый ослик

Выбираются «ослики» и «погонщики». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. «Погонщики» уго­варивают «осликов», но те начинают кричать: «Й-а, й-а».

«Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается «погонщик» к «ослику». «Ослик», получив желаемое, пре­кращает кричать. (Звук [й] укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.) По­вторить 4—5 раз.

Трактор

Воспроизвести звук мотора трактора. Энергично произносить д-т-д-т, меняя громкость и длительность. (Произнесение этих зву­ков укрепляет мышцы языка.) Повторить 4—5 раз.

Семейка

Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной. Ребятишек дюжина Ожидают ужина. Всем по ложечке досталось — Ни крупинки не осталось! Для развития высоты голоса читайте первую фразу приведенно­го выше отрывка на самой низкой для вас ноте, вторую строчку — выше по тону, третью — еще выше, и так до самой высокой для вас ноты. Потом начинаете читать по гамме обратно. Дыхание берите перед каждой фразой. Пользуйтесь магнитофоном для коррекции произношения и высоты голоса.

Гуси летят

Гуси высоко летят, на детей они глядят.

И.п. — о.с; руки поднять в стороны — вдохнуть; руки опус­тить вниз, произнося: г-у-у, — выдохнуть.

Приложение 7

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Методические рекомендации к проведению

♦ Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться ды­шать гарсонично (полным дыханием).

♦ Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата (произнесе­ние отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающихся с соот­ветствующими движениями).

♦ Во время выполнения нужно следить не только за тем, что­бы дети не поднимали плечи, но и не «перебирали дыхание».

♦ Младшие дошкольники выполняют упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с пестепенным усложнением.

♦ С целью систематического использования дыхательных уп­ражнений рекомендуется их включать в утреннюю гимнастику, физкультминутки и физкультурные занятия.

Упражнения на укрепление мышц дыхательной системы

Воздушный шар

Этот шарик так хорош, Лучше просто не найдешь! Мы его надуем крепко, Будь большой на радость деткам!

Затем взрослый дает детям возможность немного поиграть с на­стоящим воздушным шариком. Упражнение повторяется 3—4 раза.

Ветер

(очистительное полное дыхание)

Задача: осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. И.п.: стоя или сидя (лежа). Туловище расслаблено. Сделать пол­ный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный выдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 2—3 с.

3. Сквозь сжатые зубы с силой выдохнуть воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3—4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вен­тилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость, поэтому рекомендуется проводить его после фи­зической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Задача: осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3—4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук [с], выдыхая воз­дух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала напра­вить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая — на плечо. Повторить 3—4 раза.

Жик

И.п.: стоя. г

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом сделать вдох носом: короткий, шумный с на­пряжением всех мышц носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4—8 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо, влево при­ближать как можно больше к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжени­ем мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4—5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы но­соглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3—5 раз.

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед вниз, при каждом пружинистом на­клоне делать прерывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5—7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный. Повторить 3—6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны впе­ред-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад — поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3—5 раз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Основные требования при проведении физкультминуток

Упражнения должны:

— включать движения, воздействующие на крупные группы мышц;

— быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

— улучшать деятельность всех органов и систем;

— быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

Комплекс физкультминутки должен состоять из 2—4 упражне­ний: для рук и плечевого пояса в виде потягивания (выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки); руки в стороны или вверх; к плечам, перед собой; для туловища — наклоны, повороты; для ног — приседание, подскоки и бег на месте.

Насос

Приложение 8

Комплекс упражнений

Лебеди летят — Крыльями машут. Прогнулись над водой —

Плавные движения руками с большой амплитудой. Наклоны вперед. Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться — Очень бесшумно на воду садятся.

Приседания.

Конь меня в дорогу ждет — Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой — Пышной, сказочно красивой Быстро на седло вскачу —

Не поеду — полечу. Цок-цок-цок-цок — Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой.

Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так, Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так, И из речки воду пили. А потом они плясали, Выше лапки поднимали, Вот так, вот так Выше лапки поднимали.

Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели. Травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко. Эй, лошадки, все за мной, Поспешим на водопой!

Наши рекомендации