Тема 7. культура древней греции

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

План:

1. Общая характеристика

2. Периоды культурного развития Древней Греции.

3. Социально-политической устройство.

4. Общая характеристика искусства.

5. Греческая мифология и философия.

6. Феномен «греческого чуда».

7. Особенности греческой культуры и ее мировое значение.

Терминология:Эллада, Крит, Микены, Минос, натурфилософия, полис, демократия, демос, Троя, Геракл, гимнасионы, палестра, акрополь, космополитизм, эллинизм.

Персоналии:Гомер, Эзоп, Гесиод, Мирон, Поликлет, Фидий, Перикл, Аспазия, Геродот, Сократ, Платон, Аристотель, А. Македонский, Г.Шлиман, А. Эванс.

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» появилась в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «Античный» (лат. antiquus – древний) для определения Греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры.

Общая характеристика

Более 3,5 тыс. лет назад в Европеек в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они пришли с севера и называли себя эллинами – потомками царя Эллина, а свою страну – Элладой. Греки из племени Иона, внука Эллина, поселились на западе Малой Азии, и местность, где они жили, получила название Ионии. Общее имя греки этому народу дали римляне.

Между Ионией и Балканским полуостровом раскинулось Эгейское море, берега кт изрезаны удобными бухтами. Эгейское море – мелководное, с множеством больших и малых островов, самый крупный из кт – остров Крит. Территория, заселенная греками, получила общее название Греция.

Обилие островов, где мореход мог укрыться в ненастье, и спокойных бухт стало одной из причин быстрого развития судоходства у греков.

Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, ее омывают моря.

Южная оконечность Эллады – полуостров Пелопоннес. С остальными областями страны его связывает узкий Коринфский перешеек, или Истм. На Пелопонессе возникли древнейшие эллинские города: Микены, Спарта, Мессена, Тиринф, Коринф, Олимпия. Из городов, располагавшихся в других частях Эллады, наиболее известны Афины, Пилос, Платен, Фивы, Дельты. Но самым могущественным в те времена в бассейне Эгейского моря был остров Крит.

В 15 в. до н.э. грандиозное землетрясение и извержение вулкана уничтожили почти все постройки на острове. Население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.

Некоторые ученые полагают, что крушение критской цивилизации отражено в мифе о гибели легендарной страны Атлантида.

После того как стихия разрушила обитель критских царей, в Древней Греции возвысился город Микены, расположенный в Южной Греции. Микенскую крепость построили греки из племени Ахея, второго внука Эллина – ахейцы. Ахейцы были воинственны и любили богатство. На ахейских царей работали искусные ремесленники, им служили храбрые воины. Мастера сооружали роскошные дворцы на берегах Эгейского моря, воины предпринимали далекие походы по суше и по морю.

Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Усилению греков воспротивилось Троянское царство, расположенное на северо-западе полуострова. Ок. 1200 г. до н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города закончилась его падением. Ахейцы разрушили и сожгли Трою. А в результате сильного землетрясения, кт произошло после войны троянцев с ахейцами, город окончательно пришел в упадок и никогда более уже не возрождался.

Крито-микенский период

Центрами крито-микенской цивилизации были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Критскую культуру еще называют по имени царя Крита Миноса – минойской. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов. В нач. 20 в. английским археологом Артуром Эвансом был открыт первый из критских дворцов – Кносский, который являлся дворцом Миноса. Он имел сотни помещений, коридоров, лестниц и пристроек. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре – чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка которых отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.

В нем почти не было окон: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстие в крыше. Такое устройство здания спасало находившихся в нем от изнурительной жары летом и холодных ветров зимой.

Царский дворик выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Среди памятников, дошедших до нас, следует отметить фрески, бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Цари Крита создали сильнейший военный флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всем Эгейском море, совершали плавания к берегам Египта, Финикии. На Крите были найдены глиняные таблички с письменами. Но эти надписи пока не разгаданы, и критская цивилизация остается одной из самых таинственных в истории человечества.

Но в сер. 15 в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера недалеко от Крита (современный остров Санторин).

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветала микенская культура. Тесно связанная с древними культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры – шахтные гробницы в Микенах (полуостров Пелопонесс), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Основными центрами микенской культуры, как и на Крите, были дворцы. В отличие от критских, все дворцы были укреплены. Их стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение их одноглазым великанам – циклопам. С приходом северобалканских племен – дорийцев, крито-микенская цивилизация прекращает свое существование.

Гомеровский период

Этот период (11-9 вв. до н.э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. В его поэмах отражена жизнь общ-ва с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской эпохе. Герои Гомера – цари и представители знати.

До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основным строительным материалом было дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общ-ва в архаическую и классическую эпоху.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями:

· борьбой рабовладельческой демократии и тирании;

· ожесточенной войной греческих полисов с персами.

Войны с Персией стали для греческого народа суровым историческим испытанием. Грозная опасность сплотила греческие города под руководством Афин в борьбе за свободу и независимость. Разгром персов убедительно показал преимущество общественного строя городов-гос-в Древней Греции, способствовал росту гражданского самосознания эллинов. Этот период связан с расцветом античной рабовладельческой демократии, нашедшей наиболее полное выражение в общественно-политическом строе Афин в период т.н. «золотого века»

Демократия – одна из главных черт классической древнегреческой культуры. Гос-во не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были гос-вом со всеми его культовыми и эстетическими установлениями. Это определило то чувство единства личного и общественного, эстетического и этического, конкретного и всеобщего, кт достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Ученые утверждали, что существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иным уровнем культуры и ее выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Например, прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии; известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат (Поликлет). И большинство из известных греков были еще и поэтами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деят-ти. Афинское гос-во заботилось о культурной жизни граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. О невежественном человеке говорили так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Целью его было всестороннее воспитание личности.

Равнодушные к внешним завоеваниям, греки всю силу своей энергии направляли на достижение гармонии красоты и добра, стремились к классическому идеалу равновесия тела и духа. Умеренность в материальном положении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Такое мирочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, кт не знает образов не только духовного, но и телесного страдания. Величайшие скульпторы этой поры: Мирон, Поликлет, Фидий – изображали богов и героев. Изображения атлетов-победителей – основная тема в творчестве 2-х крупнейших мастеров 5 в. до н.э. – Мирона и Поликлета. Оба скульптора работали в бронзе. К числу лучших работ Мирона относится статуя «Дискобол», изображающая атлета, победившего в состязаниях по метанию диска.

Лучшей работой Поликлета считается скульптура «Дорифор» - бронзовая фигура юноши с копьем. Статуя не была памятником какому-либо определенному атлету-победителю, и ее назвали «каноном» по названию теоретического трактата Поликлета. Мастер сумел найти правильный пропорции, на основе кт может быть построено человеческое тело в скульптуре. Он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение м/у собой. Слава статуи Поликлета связана также с тем, что он ярко выразил в скульптуре идеал атлета-гражданина, образ всесторонне развитого, здорового и цельного чел-ка. От этих произведений искусства веет спокойствием и величественностью

Канон – свод положений, имеющий характер правила, нормы, эталона.

«Золотым веком» Афин наз. 2 пол. 5 в. до н.э., когда на должность стратега (командующего) в Афинах был избран Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделал он за это время очень много. Перикл обладал широким кругозором, глубокими теоретическими познаниями, тонким художественным вкусом. Лучшие умы Эллады стремились в Афины, подолгу жили и работали там. Самым притягательным центром стал дом Перикла, где собирались талантливые люди: историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, великий скульптор Фидий, драматург Софокл. Душой этого кружка истинных интеллигентов была жена Перикла Аспазия, кт часто вступала в дискуссии с самим Сократом. Ее роль в преобразовании античной культуры была не меньше, чем роль царицы Нефертити в древнеегипетской реформации.

Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невиданный город-гос-во с высококультурным обществом. Он олицетворял собой идею величия эллинского духа, обращавшую сознание его сограждан к высоким идеалам. Перикл был высококультурным чел-ком, но, страстно желая видеть таких же простых греков, невольно переоценил роль культуры в обыкновенной человеческой жизни. Одним из негативных следствием преобразовательной деят-ти Перикла стал рост массы праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от гос-ва «хлеба и зрелищ». Платон об этом периоде писал, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса.

Эллинистический период

В последние десятилетия 4 в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии способствовал захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Постигая необъятность земли, человек вдруг ощутил себя всего лишь крошечной песчинкой в сложной системе мироздания. Бессилие перед судьбой и окружающим миром рождало в человеке трагическое мироощущение, что побудило его обратиться к собственным переживаниям. В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока.

Александр М. основал огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель. Но все это не помешало ему захватить персидскую державу, а заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать чтобы ему и в Греции воздавали божественные почести.

Происходил исторический поворот от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез эллинской и восточной культур. Точкой отсчета становилась уже не македонская, не эллинская, а сверхнациональная идея. Уже, будучи царем, Александр, был полон решимости устранить все национальные предрассудки. Его раздражали эллинские предубеждения против варваров, против побежденных народов. Александру виделись слитыми воедино Запад и Восток.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мера сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Угасание политической жизни в бывших полисах совпало в изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые как сословие появилась интеллигенция. С интеллектуальным расслоением общ-ва стал невозможен всенародный подъем, кт одухотворял праздники прошлых эпох. Особенностью этих праздников было то, что народ на них из участника превращался в зрителя.

Вместе с тем, эпоха эллинизма – время экономического подъема. Росли города, процветали науки, внедрялись изобретения. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию, поскольку греки помнили свободу. С оглядкой на богов они определяли и направляли свою жизнь, но постоянные войны лишали их этой возможности. Немыслимое в эпоху подъема стремление к безбрачию и бездетности еще более обостряло чувство неуверенности, и только в таких условиях появилась массовая потребность разобраться в своем внутреннем мире.

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них явл-ся эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают морали. Главным был вопрос: откуда берется зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к утрате гражданских добродетелей. В рез-те философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: эпикуреизм, стоицизм.

Основателем первой был Эпикур (342-271 до н.э.). Он утверждал, что целью чел-ка должно быть личное блаженство, высшей формой кт признавалось невозмутимость, душевный покой.

Вторая система стоицизм, созданная Зеноном (335-262 г. до н.э.), идеалом добродетели считалась независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения явл-ся бесстрастие, апатия.

В эллинистическую эпоху пробуждается индивидуализм, что находит свое отражение в искусстве и лит-ре. Появляется стремление сделать более близким к человеческой жизни. Величавую торжественность и нравственную строгость высокой классики сменяет богатый и разнообразный мир человеческих чувств и страстей. Эти тенденции нашли воплощение в творениях выдающихся мастеров поздней классики – Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа.

Пракситель – мастер одухотворенного лирического искусства. Одни из лучших его произведений – статуя Гермеса с младенцем Дионисом, статуя Афродиты (богиня собирается купаться). Творчество Скопаса отличалось ярко выраженным драматическим характером: статуя пляшущей вакханки (менады). Классический идеал красоты олицетворяла статуя Леохара – Аполлон Бельведерский. Лисипп создал статую Александра Македонского и юноши-атлета.

В эту же пору создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры – знаменитая Венера Милосская.

В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство кт, а также перепланировка старых осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах кт располагались улицы. В городах увеличивается кол-во общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эту эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. Возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки, философские школы, где перекрещиваются пути греческих и древневосточных культурных традиций.

В этот период появл-ся и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

Феномен «греческого чуда»

Древнегреческую культуру иногда называли «греческим чудом». Этот феномен заключается в необычном расцвете греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры, ярко проявившегося в «золотом веке» Перикла. Многие исследователи культуры высказывали различные соображения о причинах «греческого чуда», среди которых можно выделить следующие:

· Особое географическое положение Греции, которое позволяло поддерживать обширные связи с другими странами;

· Благоприятный синтез культурных достижений многих народов в разное время живших на ее территории;

· Умелое использование греками ценностей чужих культур.

Все эти факторы играли, конечно, свою роль, и все же их недостаточно для того, чтобы объяснить этот феномен. Вспомним – финикийцы тоже жили в благоприятных для общения с другими народами условиях,

Финикийцы (самоназвание хананеи) — древний народ, жители Финикии (Ханаана). В антропологическом и лингвистическом плане относятся к северо-западной группе семитских племён. Финикийцы называли себя хананеями. Греки называли их финикийцами или сидонянами, римляне — пунийцами.

Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Например, Геродот писал: «Финикияне, прибывшие в Элладу, поселились в этой земле и принесли элллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам» (Гер. V, 58).

Финикийцы основали многочисленные колонии в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического океана. Наиболее известные их колонии — Карфаген, Утика, Кадис и т. д.

Финикийцы в последний раз упоминаются в ранний византийский период. По-видимому, финикийцы смешались с народами Средиземного моря: евреями, греками, арабами и т. д.

они были достаточно искусны и предприимчивы, их достижениями пользовались во многих странах Древнего Мира, в том числе и в Греции. Его духовность была подчинена целям выживания, а это как раз типично для человечества в целом. Греческая культура представляется выше этих целей, она как бы избыточна. В ней преобладало духовное начало. Это и побуждало другие народы подражать грекам, строить свою культуру по созданным им образцам. Ведь именно высокая и свободная духовность располагает к подражанию.

Богатство духа проявляется в его многообразии, а его независимости проявляется свобода. Именно такими чертами обладает древнегреческая культура: духовным многообразием, подвижностью и свободой.

В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежали и такие факторы, как:

· Полисная демократия (город-государство);

· Отсутствие чиновничье-бюрократического аппарата и жреческой касты;

· Частная собственность, рабовладение;

· Десакрализация политической и культурной жизни;

· возникновение греческого буквенного письма;

· идеал бескорыстного духовного производства, который исповедовался людьми, создающими высокоразвитую греческую культуру;

· богатство генофонда;

· соревновательность.

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

План:

1. Общая характеристика

2. Периоды культурного развития Древней Греции.

3. Социально-политической устройство.

4. Общая характеристика искусства.

5. Греческая мифология и философия.

6. Феномен «греческого чуда».

7. Особенности греческой культуры и ее мировое значение.

Терминология:Эллада, Крит, Микены, Минос, натурфилософия, полис, демократия, демос, Троя, Геракл, гимнасионы, палестра, акрополь, космополитизм, эллинизм.

Персоналии:Гомер, Эзоп, Гесиод, Мирон, Поликлет, Фидий, Перикл, Аспазия, Геродот, Сократ, Платон, Аристотель, А. Македонский, Г.Шлиман, А. Эванс.

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» появилась в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «Античный» (лат. antiquus – древний) для определения Греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры.

Общая характеристика

Более 3,5 тыс. лет назад в Европеек в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они пришли с севера и называли себя эллинами – потомками царя Эллина, а свою страну – Элладой. Греки из племени Иона, внука Эллина, поселились на западе Малой Азии, и местность, где они жили, получила название Ионии. Общее имя греки этому народу дали римляне.

Между Ионией и Балканским полуостровом раскинулось Эгейское море, берега кт изрезаны удобными бухтами. Эгейское море – мелководное, с множеством больших и малых островов, самый крупный из кт – остров Крит. Территория, заселенная греками, получила общее название Греция.

Обилие островов, где мореход мог укрыться в ненастье, и спокойных бухт стало одной из причин быстрого развития судоходства у греков.

Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, ее омывают моря.

Южная оконечность Эллады – полуостров Пелопоннес. С остальными областями страны его связывает узкий Коринфский перешеек, или Истм. На Пелопонессе возникли древнейшие эллинские города: Микены, Спарта, Мессена, Тиринф, Коринф, Олимпия. Из городов, располагавшихся в других частях Эллады, наиболее известны Афины, Пилос, Платен, Фивы, Дельты. Но самым могущественным в те времена в бассейне Эгейского моря был остров Крит.

В 15 в. до н.э. грандиозное землетрясение и извержение вулкана уничтожили почти все постройки на острове. Население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.

Некоторые ученые полагают, что крушение критской цивилизации отражено в мифе о гибели легендарной страны Атлантида.

После того как стихия разрушила обитель критских царей, в Древней Греции возвысился город Микены, расположенный в Южной Греции. Микенскую крепость построили греки из племени Ахея, второго внука Эллина – ахейцы. Ахейцы были воинственны и любили богатство. На ахейских царей работали искусные ремесленники, им служили храбрые воины. Мастера сооружали роскошные дворцы на берегах Эгейского моря, воины предпринимали далекие походы по суше и по морю.

Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Усилению греков воспротивилось Троянское царство, расположенное на северо-западе полуострова. Ок. 1200 г. до н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города закончилась его падением. Ахейцы разрушили и сожгли Трою. А в результате сильного землетрясения, кт произошло после войны троянцев с ахейцами, город окончательно пришел в упадок и никогда более уже не возрождался.

Наши рекомендации