Чувства и разум | Мир – чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность (воздействие на чувства). В то же время: - стремление к логическому рассуждению, абстракции, - разум – высший арбитр, главная сила, управляющая миром |
Судьба и борьба | Судьба предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия) |
Социальность и индивидуальность | Человек – существо общественное, политическое, слабое представление о своеобразии личности. Позднее – рост интереса к индивидуальности, отказ от принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ) |
Культура Средневековья и Возрождения
Истоки средневековой культуры: | - культура варваров, - традиции Западной Римской империи, - христианство. |
Периоды Средневековья
| Исторические периоды | Культурные процессы | Особенности |
| Раннее средневековье: V-XI вв. | 1.V - конец VIII в. н. э. — культура варваров | Кельты (крупнейший варварский народ): земледелие; скотоводство; обработка металлов; гончарный круг; эпос. Особенность культурного процесса: ассимиляция (романизация: перенятие чужих достижений, исчезновение кельтского языка, вытеснение местных богов культом императора и богини Рома, освоение языка и искусства римлян). Франки (германские варварские племена): декоративно-прикладное искусство; перенятие чужих достижений, в т. ч. принятие христианства (Хлодвиг) |
| | 2. Конец VIII - первая половина IX вв. н.э. — каролингское возрождение | Культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов (в основном на территории Франции и Германии): преклонение перед образованностью, организация школ, новое знакомство с античной культурой, перевод античных авторов, привлечение к королевскому двору образованных деятелей, развитие ремесла, городов, литературы, изобразительного искусства, архитектуры. |
| | 3. Х-ХII вв. — романский стиль | Первый собственно европейский стиль (период европейской раздробленности) |
| Зрелое: XII-XIII вв. | XIII-XIV вв. — готический стиль | Период становления национальных европейских государств |
| Позднее: XIV-XVI вв. | Культура эпохи итальянского Возрождения | Особый тип культуры при переходе от Средневековья к Новому времени |
Христианство определило главные черты средневековой культуры: | религиозность (восприятие всего через призму религии), традиционализм, каноничность и символизм, дидактизм, проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти, культ аскетизма, направленность искусства на религиозно-церковные нужды, религиозный характер образования, язык которого – латынь, господство схоластики в науке, сохранение пережитков язычества. |
| | | | |
Отличие средневековой картины мира от античности
Средневековье | Античность |
Характерная черта картины мира – теоцентризм (постановка в центр картины мира бога) | Центр мира – природа, космос |
Средневековая онтология: Бог – внеприродное начало, высшее бытие. Средневековая гносеология: путь познания бога – не рациональное познание, а вера и откровение (знание получено не путем логических рассуждений, а через веру в бога) | Боги – часть природы |
Новый идеал человека, сформированный христианством
Античность | Христианство |
Ориентация на внешний мир человека | Ориентация на внутренний мир |
Вера в разум | Вера в чудо, авторитет |
Культ тела | Приоритет духовного над телесным |
Активность | Смирение человека |
Радость бытия, полнота жизни | Аскетизм, греховность земной жизни |
Духовная культура Средневековья
Стили | Романский, готический |
Ведущий вид искусства | Архитектура |
Шедевр романской архитектуры | Пизанский ансамбль (собор, баптистерий, Падающая башня. Италия, XI-XII вв.) |
Шедевры готики | Собор Парижской богоматери, Реймский, Амьенский, Шартрский, Страсбургский и др. |
Театр: духовная (церковная) драма | Литургическая драма на библейские темы: пассионы (страсти), миракли (чудеса), святые пьесы |
светская драма | Театральные зрелища, связанные с праздником Тела Христова (исполнители-любители); финансировались цехом или торговой гильдией |
пьесы-моралите | Назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.) |
Особенность развития средневековой философии: сакрализация (связь с христианством) |
Этапы развития философии |
Патристика (I-IV вв.) | Представители: Августин Блаженный, Тертуллиан и др. Проблемы философии: сущность Бога и его тройственности, отношения веры и разума, цель движения – «Град Божий», свобода воли человека и возможность спасения его души, происхождение зла в мире и др. |
Схоластика (IX-XV вв.) | Характерные черты: опора на церковные авторитеты, недооценка роли опыта как метода познания, доминирование теологической догматики. Метод схоластики: логическое толкование текста, его интерпретация (метод развивал искусство диспута). Представители: Фома Аквинский, Бонавентура, Абеляр, Ансельм Кентерберийский |
Образование: V-IX вв.: все школы – в руках церкви | Доминирование богословских знаний; использование элементов античной системы образования («семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) |
IX в.: появление городских школ | Доминирование богословских знаний |
Университеты: - 1088 г. (Италия, Болонья), - 1160 (Париж), - 1167 (Оксфорд), - 1209 (Кембридж) и т. д. | Изучение (кроме богословия) права, медицины, искусства, позже – естественных наук. Виднейший университетский ученый в Англии XIII в. - Роджер Бэкон (ок.1214-1292). Выдвигал в качестве основного метода познания не церковные авторитеты, а разум и опыт. |
Светская культура |
Народная: | |
Крестьянская | Сохранение языческих черт (вера в духов, домовых, русалок, драконов): сельские праздники, карнавалы, обряды |
Городская | Литература: новеллы; басни; сатирический эпос; героический эпос, связанный с жизнью варваров: «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»; сказания-саги на основе древнегерманской мифологии |
Элитарная: рыцарская, придворно-куртуазная | Рыцарский роман (середина XII в.), источником которого стали кельтские сказания. Куртуазность (фр. – учтивость, вежливость): культура поведения, служившая образцом рыцарству (рыцарь не отступает в бою, не просит пощады, дает противнику-рыцарю равные шансы, сражается на турнирах в честь дамы сердца). Культ прекрасной дамы в поэзии: Южная Франция (поэзия трубадуров), Север Франции (труверы), Германия (миннезингеры) |
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Возрождение – особый тип культуры, который сформировался при переходе от средних веков к Новому времени. С Возрождением связаны коренные сдвиги сознания, изменение картины мира, смена мировоззрения в предельно сжатые сроки, стремительное зарождение новых художественных идей.
Предпосылки Возрождения |
Великие географические открытия | расширяли границы мира, способствовали зарождению мирового рынка и процессу первоначального накопления капитала |
«Техническая революция» | с XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, кафель, черепица; к XII в. освоены разные методы обработки металла; в XII в. появились ручные и педальные станки – ткацкие и токарные; в XIV в. – кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок и т.д.; появилось огнестрельное оружие) |
Появление новых социальных групп, ориентировавшихся на городскую культуру | бюргеры, занимавшиеся организацией доходного производства; интеллектуалы, т.е. люди свободных профессий, получавшие средства за счет занятий науками, искусством, литературой и имевшие заказчиков из числа бюргеров; постоянные рабочие, жившие продажей своего труда; часть духовенства, действовавшая среди горожан, - новые монашеские ордены доминиканцев и францисканцев |