Биосферный и эколого-экономический потенциал Евразии
Евразия в единстве ее многообразных ландшафтных зон является держателем стратегических природных ресурсов, — начиная от пресной питьевой воды, старовозрастных лесов и элитных черноземов до важнейших центров биоразнообразия и значительных ареалов девственной природы. Последние выполняют исключительно важные функции в поддержании региональных и глобальных биосферных балансов, в сохранении традиционных жизненных укладов, в том числе, коренных малочисленных народов. Не будет ошибкой сказать, что пространства Евразии выполняют функции огромной мировой фабрики по воспроизводству жизни на Земле и имеют прекрасные условия для перехода к «зеленой экономике». Эти стратегические возобновляемые и невозобновляемые биосферные ресурсы должны в перспективе служить объединению и процветанию не только самой Евразии, но и всего мира. Например, сохранение и восстановление северных лесов Евразии, охрана высокогорных болот и ледников — это глобальная экологическая задача, в которой должно принимать участие все мировое сообщество как потребитель этих ресурсов.
Глобальным фактором мировой политической и экономической устойчивости является пресная вода. Ее запасы на территории северной Евразии огромны. К сожалению, в последнее время из-за водных ресурсов резко обострились противоречия между самими евразийскими народами. Так, Китай бесконтрольно забирает воду из Черного Иртыша в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, что провоцирует дефицит воды в Восточном Казахстане и в российских регионах, располагающихся выше по течению. Разногласия существуют между Узбекистаном и Таджикистаном по поводу строительства гидроэлектростанции на реке Вахш, притоке Амударьи. Это чревато ростом дефицита воды у сельского населения Узбекистана. Это пример ситуации, где как раз крайне необходимо сотрудничество, кооперация усилий, а не эгоистическое предпочтение своих интересов. Тем более что опыт такого сотрудничества уже имеется[112].
Говоря о биосферных ресурсах Евразии, нельзя обойти вопрос и о перспективах производства экологически чистых продуктов питания, для которых имеются все условия. Земли Евразии, особенно ее сибирских регионов, эксплуатируются всего в течение нескольких столетий. Они сохраняют естественное плодородие почв и пока почти не отравлены использованием генно-модифицированных семян. Здесь надо учитывать также опыт традиционного земледелия, когда водные, почвенные и лесные ресурсы эксплуатировались экономно и рачительно в течение столетий. Этим важнейшим сельскохозяйственным опытом может поделиться, например, Индия. В сфере производства экологически чистой продукции, сохранении почв, элитного семенного фонда, экологизации средств обработки растений и т.д. государствам евразийского пространства также надо сообща вести научные исследования, обмениваться передовым опытом.
И кроме того, нельзя забывать о том, что само по себе поддержание традиционного уклада сельской жизни (конечно, в его лучших аспектах) — это важнейшее условие гармоничного социального и культурного развития народов.
Поэтому необходима коллективная защита биосферного потенциала Евразии в интересах не только нынешних, но и будущих поколений.
Во-первых, сохранившийся уникальный генофонд живых организмов, элитные леса и горные ландшафты, чистые воды и почвы, целебные ягоды, травы, глины — все это неиссякаемая кладовая здоровья, источник естественных путей повышения урожайности и механизмов активизации собственных сил живой природы. Отсюда вытекает категорическое требование строить промышленные объекты только на антропогенно измененных территорияхи с гарантиями максимально щадящего воздействия на природу. Нужна, по-видимому, в обозримой перспективе всеевразийская научная экологическая экспертиза, когда техногенные проекты касаются судеб нескольких народов и стран. Обязателен также учет мнения общественных экологических организаций, которые, как показывает практика России, часто являются более научно компетентными и объективными, нежели официальные государственные экологические экспертизы и заключения.
Во-вторых,нужно компетентное и научно подкрепленное надгосударственное управление водными ресурсами Евразии, которое действовало бы в интересах всех стран и могло выступить экспертом в случае межгосударственных споров. Понятно, что главная задача здесь ― введение эффективных систем контроля качества воды и ее многократное использование в производстве и в сельском хозяйстве в интересах всех заинтересованных стран. Возможно, аналогичный орган необходим для сохранения евразийских почв и управления земельными ресурсами, борьбы с эрозией и опустыниванием. Особенно это актуально для Монголии, которая рискует к 2050 году быть поглощенной гобийскими песками.
В-третьих, необходима совместная разработка высоких технологий, направленных на становление биоцентричного производства — в частности, возобновляемой энергетики (водной, солнечной, ветровой, биогазовой и др.). Со временем они составят реальную альтернативу сжиганию угля, нефти и газа, но сегодня особенно нуждаются в приоритетном финансировании.
В-четвертых, в сельском хозяйстве надо интенсифицировать работу по естественному селекционному усовершенствованию существующих сортов и пород и выведению новых. Это не должно быть связано с сомнительными экспериментами над геномом, который шлифовался у природных форм в течение тысяч лет. Надо восстанавливать и создавать новые племенные и селекционные центры Евразии, налаживать некогда утраченные международные научно-производственные связи. Особое внимание надо уделить сортам культурных растений и животных, живущих на высокогорье. Например, алтайский як и монгольская овца приносят потомство на морозе, их мясо обладает лечебными и восстанавливающими свойствами, которые столь нужны нынешнему человечеству[113].
В целом же, не остается сомнений, что «зеленая экономика» — это наше будущее. Но для ее успешного развития надо объединять усилия; использовать и накопленный богатый опыт щадящего природопользования традиционных культур, и практику государственных программ в этом направлении в евразийских странах (в частности, Китая), и новейшие «зеленые» технологии западных стран, активно приглашая всех к участию всовместной работе на благо всего человечества.
Резюмируем сказанное. Для того чтобы на евразийском пространстве действительно начал складываться очаг новых цивилизационных отношений, необходимо, чтобы в основу сотрудничества стран Евразии былиположены следующие основополагающие принципы :
1) Обеспечение экологической безопасности жителей Евразии и культурное процветание ее народов.Вообще, в сфере экологии и культуры, в отличие от экономики и политики, нет столкновения национальных интересов. Они призваны абсолютно объединять людей. В качестве конкретного примера можно привести проект расширения российской номинации ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая» через включение в него Баян-Ульгийского аймака Западной Монголии (национальный парк «Таван Богд»); национального парка «Канас» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая; Катон-Карагайского национального парка и заповедника «Маркаколь» в Восточном Казахстане. Процесс идет сегодня тяжело, встречая сопротивление со стороны технократов и недальновидных политиков, но в результате, — и мы в это верим, — должна быть создана заповедная срединная территория Евразии вокруг священного горного массива Табын-Богдо-Ула («пять священных вершин»), где сходятся границы четырех крупнейших государств. Она могла бы стать символом общей устремленности народов к экологически безопасному и просвещенному будущему
2) Опора на лучшие образцы исторического взаимодействия народов, когда не скрывают друг от друга сложностей во взаимоотношениях, но при этом делают ставку на то, что объединяет и вдохновляет, а не на то, что разъединяет и озлобляет.
А объединяют народы, повторим, прежде всего общие и вечные ценности. Их живыми носителями были гении народов Евразии — Сергий Радонежский и Конфуций, Рамакришна и Дзанабадзар, Авиценна и Шота Руставели, Чокан Валиханов и Низами. Они должны издаваться на разных языках, а их произведения, картины и подвижнические жития дети должны изучать в школах. Соответствующие школьные и вузовские программы должны быть разработаны специально. Кроме этого, все народы Евразии должны, повторим, почитать свои и уважать чужие природные, культурные, исторические и религиозные святыни.
3) В евразийском сотрудничестве самое активное участие должны принимать не только профессиональные политики, но научная и педагогическая интеллигенция, а также общественные организации и профессиональные корпорации. Это — важный фактор обеспечения гласности и научной фундированности принимаемых политических решений, а также эффективности создаваемых координирующих и управляющих евразийских органов.
4) Интенсификация борьбы за мир и заглобальное антимилитаристское мировоззрение— не только в рамках Евразии, но и всего мира, где надо использовать все имеющиеся ресурсы и вспомнить богатый опыт миротворчества во второй половине ХХ века. Надо осознать, что нагнетение напряженности в международных отношениях и непрерывное усовершенствование и производство все более изощренных видов оружия — это не только постоянная угроза человеческой жизни, но и бессмысленная трата природных ресурсов, страшное загрязнение природной среды и огромные проблемы с утилизацией военной техники и военных промышленных отходов.
Необходимо сплачивать антивоенные силы по всему миру. На это должны работать и дипломатия, и культура, и спорт, и наука. Следует вспомнить о роли Пагоушского движения, созданного одиннадцатью великими учеными во главе с А.Эйнштейном, Н. Бором, Ф. Жолио-Кюри и Б. Расселом. Движение сыграло выдающуюся роль в предотвращении ядерного конфликта между капиталистическими и социалистическими странами, в укреплении сотрудничества между народами, усилении влияния ученых на мировую политику. Потенциал движения должен быть вновь актуализирован, но его надо насытить не только духом миротворчества, но и духовно-экологическими идеями — необходимостью совместно бороться за охрану окружающей среды и за вечные ценности культуры. Точно также и движение антиглобалистов должно принять более зримые и конструктивные миротворческие акценты. Миротворческие программы и акции должны опять пронизать международную жизнь, проявиться на уровне народной дипломатии и межличностных человеческих контактов. Более того, можно предположить, что борьба за всеобщий мир и разоружение — это один из фундаментальных показателей общего духовного здоровья и силы как отдельной страны, так и международных союзов; в то время, как борьба за права «сексменьшинств» — показатель культурной деградации стран и целых регионов.
В русском языке есть уникальное слово мир. Оно многогранно: это и вся планета (а, в перспективе, и Вселенная); и отсутствие вражды и насилия между странами и народами; и, наконец, общинное житие, где люди сообща решают сложные жизненные проблемы. На пространствах Евразии и на всей Земле мы должны стремиться утвердить мир в триедином значении этого слова. При этом сегодня, в условиях растущей связанности, все более тесного и масштабного объединения людей, социальных групп и народов — очевидно, возрастает роль каждого человека, и, соответственно, возрастает ответственность каждого. Зафиксируем наш ключевой тезис: все в этом мире — и доброе и злое — совершается не действием безликих «общественных законов», а волей и устремлением конкретных людей.
Заключение
Итак, в чем же суть духовно-экологической, или ноосферной цивилизации? Коротко говоря, она состоит в том, что научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования.
Как тело должно служить духу, так экономика и техника должны обслуживать духовную культуру — так как только она обеспечивает воспроизводство человека именно как Человека, как духовно-нравственного существа.
Все решения и действия властных органов, разрушающие здоровье и психику человека, ведущие к деградации природной и культурной среды его обитания, должны получать в обществе немедленный и действенный нравственно-правовой отпор — какими бы соображениями политической или финансово-экономической целесообразности они ни прикрывались.
Практическая же реализация принципов духовно-экологической цивилизации подразумевает коренной, но постепенный и ненасильственный поворот во всей системе общественных отношений и представлений.
В сфере основных потребностей. От разрушительного культа материального потребительства, желания властвовать и самоутверждаться — к разумному самоограничению и переориентации на истинно человеческие — духовные — потребности: познание, творчество, жертвенное общественное служение, бескорыстный объединяющий труд. От крайностей роскоши и нищеты — к философии «все, что лишнее — то не мое»; к обеспечению достойных условий существования для всех граждан Земли и равных стартовых возможностей для подрастающего поколения. Введение единых нормативов минимального жизненного и культурного уровня для населения всего земного шара, а также действенных и максимально обоснованных экологических стандартов здоровой среды его обитания.
В социальной сфере. От тоталитарно-государственного коллективизма и индивидуализма — к единению людей на основе единых корней и целей деятельности, к становлению разнообразных общественных организаций и профессиональных корпораций, эффективно контролирующих и дополняющих государственные органы.
В сфере государственного управления и политических отношений. От партийной борьбы, хаоса частных интересов и использования рычагов государственной власти для достижения эгоистических целей — к агиократической гармонизации интересов различных социально-профессиональных слоев и национальных общностей. Это подразумевает территориально-корпоративное делегирование их лучших, уже проверенных в деле, представителей снизу вверх, в высшие органы государственной власти. Юридическое закрепление прав независимой научной общественности на участие в разработке и экспертизе общественно значимых политических документов и хозяйственных проектов. Всемерное повышение роли женщин в политическом процессе.
В области межнациональных и межкультурных отношений. От идейного хаоса, национальной и религиозной нетерпимости — к широкому и равноправному обмену идеями и ценностями между всеми культурами и религиями Земли во имя согласования различных ракурсов видения единой вселенской реальности и выработки общих принципов духовно-экологической деятельности.
В сфере воспитательной и информационной политики. От проповеди эгоизма, наркотической индустрии бездуховных зрелищ и низменных развлечений — к утверждению альтруистических и миротворческих идеалов и ценностей. Отказ от технических изобретений и информационных технологий, наносящих ущерб психике человека или угрожающих социальным основам его существования. Введение общественного контроля за деятельностью СМИ, особенно информационных и образовательных программ, в лице уважаемых в обществе и заслуженных людей, известных своей мудростью и безупречной нравственностью.
В производственно-технологической сфере. От технократических утопий и бездумного наращивания производственного потенциала — к биоцентричному производству, безотходным и природосберегающим технологиям. Резкое сокращение, а в перспективе и запрет на производство товаров, разрушающих здоровье человека. Минимизация числа и оптимизация качества работы предприятий, чья деятельность ведет к необратимому истощению ресурсов и загрязнению окружающей среды. Введение научно обоснованных и справедливых мировых квот на производство и потребление энергии, на использование ресурсов девственной природы, на запуск в космос космических аппаратов. В перспективе — перестройка техносферы на основе формирующегося сегодня нового технологического уклада с целью органического вписывания ее в космобиосферные энергетические потоки, ритмы и зависимости.
В экономической сфере. От меркантилистского понимания экономики как абстрактного труда, производящего товары и услуги, удовлетворяющие разнообразные (зачастую искусственные и даже вредные) человеческие потребности — к реабилитации на новом уровне учения физиократов об экономике как конкретном труде по органичному воспроизводству и человека, и природы. Соответственно, от чисто рыночных механизмов регуляции экономики (конкуренция, прибыль, спрос) необходимо перейти к гибким экономическим моделям, подразумевающим государственный и общественный контроль, сочетающим наиболее эффективные подходы и методики и, главное, ставящим на первое место не прибыль, а качественное удовлетворение разумных потребностей общества и сохранение природы.
Мы, естественно, далеки от мысли считать перечисленные выше аспекты цивилизационной трансформации исчерпывающими и окончательно установленными. Наоборот, здесь открывается широкое поле для теоретических дискуссий и, главное, — практических решений.
[1] Основное ядро участников сохранялось на протяжении всей серии конференций, которые прошли в период 1993-2000 гг. на Алтае.
[2] Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с.10.
[3] Там же.
[4] Мы сознательно употребляем этот «немодный» термин».
[5] В данном случае неважно, как его понимать — как Сверхличность, Абсолют, Дао или совокупность идеальных начал бытия в духе мира идей Платона.
[6] Отрицание законов природы с позиции радикального конструктивизма (интерпретация их лишь как конструктов разума) теоретически противоречиво и не согласуется с практикой, на что уже много раз указывали критики.
[7] То есть это не прямая, как в природе, а косвенная, опосредствованная детерминация.
[8] Конкретные исторические моральные кодексы, на наш взгляд, можно рассматривать по аналогии с научными гипотезами. Как в познании законов природы, так и в познании законов нравственного разума, человечество идет трудным путем, часто ошибаясь или возвращаясь назад. Но при этом все же постепенно нарастает «ядро» знаний, которые уже не оспариваются.
[9] Эта заповедь, как известно, всегда была предметом споров и разных толкований, например, относительно сферы ее применения: следует ли ее распространять, скажем, на врагов отечества? Можно ли убивать тех, кто сам покушается на чужую жизнь? На наш взгляд, есть: а) контекст применения принципа, б) моральное требование активной защиты добра от зла. Скажем, сопротивляясь нападению, мы именно отстаиваем принцип «не убий» от атаки анти-принципа «убий». Разница не только в том, что «не мы первые начали», но и в том, что мы ставим цель не убить, а остановить, пресечь зло. Если есть возможность противостоять другими методами — это и надо делать. Если нет, и враг погибает – это печальная необходимость, а не цель.
[10] особенно его источник: Дао, Логос, Брахман, Мировой Разум, личный Бог и др.
[11] Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Собр.соч. в 15т. Т.6. Л., 1989, с.381.
[12] Хотя конструктивизм, о котором мы уже упоминали, содержит существенный момент истины, заключающийся во влиянии множества факторов на познавательный процесс и «обрастании» полученного образа массой субъективных «довесков», а также в активности познающего субъекта Но его крайние варианты неправомерно абсолютизированы. Нам близка позиция известного российского философа В.А. Лекторского, которую он обозначает как «конструктивный реализм».
[13] Чечулинский А. В Скандинавии первоклашкам устраивают гей-парады. — URL: http://www.1tv.ru/news/social/215116
[14] Франция как колыбель революции... — URL: http://communitarian.ru/novosti/v-mire/vo_francii_oficialno_obyavili_o_nachale_goneniy_na_hristian_31102013/?bitrix_include_areas=Y
[15] В Западной Европе широко обсуждается легализация инцеста. — URL: http://file-rf.ru/news/13808.
[16] В Норвегии хотят отменить семью. — URL: http://www.pravda.ru/society/
family/pbringing/09-02-2012/1107475-Norway-0/
[17] Парламент Бельгии принял закон о детской эвтаназии. — URL: http://www.pravoslavie.ru/news/68494.htm
[18] А также разнообразные «черные ложи», играющие, судя по всему, куда большую скрытую роль, чем считает большинство современной интеллигенции, презрительно отмахивающейся от этой темы и считающей ее обсуждение «дурным вкусом». Но, как давно было сказано, главный успех дьявола — в том, что он смог убедить людей, что не существует.
[19] Согласно модели Овертона, для каждой идеи в обществе можно создать «окно возможностей». На одной его границе идея воспринимается как «немыслимое, невозможное» («черное»), а на противоположной — как «нормальное и легализованное» («белое»). Чтобы легализовать идею, ее постепенно продвигают от одного края до другого, создавая промежуточную область «серого». «1-й шаг. От немыслимого до радикального: Неким человеком, группой лиц или организацией предлагается для обсуждения, скажем, в академических кругах, совершенно табуированная тема. Например, педофилия. 2-й шаг. От радикального до приемлемого: Параллельно с обсуждением возникает партия педофилов, а СМИ тиражируют эту новость. Табу снято. При этом педофилов начинают сравнивать с другими радикалами, например, неонацистами. Возникает градация серого. Педофилы страшны, но уже стали реальностью. Они уже часть общества. Главное на этом этапе — эвфемизм. Нужно ввести в оборот новый политкорректный термин. Не содомиты, а "геи", не людоеды, а "антропофаги", не педофилы, а "детолюбы". 3-й шаг. От приемлемого до разумного: Поднимается тема любви. "Вы ведь любите своих детей, почему другие не могут любить ваших детей? А если эта любовь взаимная? Люди должны иметь право на счастье. Разумно ли им бороться за свои права? Конечно, да!" 4-й шаг. От разумного до популярного: Интервью, откровения, ток-шоу на тему педофилии. "А знаете ли вы, что такой-то писатель/музыкант/известный общественный деятель был педофилом? Нужно принимать человека таким, каков он есть. Вам же нравятся их произведения?» 5-й шаг. От популярного до политики/нормы: "Слушайте, так много известных людей оказались "детолюбами". В Норвегии — это вообще часть культуры. Зачем лишать людей права быть счастливыми? Давайте легализуем эти отношения, закрепив их законодательно!"» — Постолов И. Окно возможностей Овертона и легализация греха — URL: // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/
67684.htm
[20] URL: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8004&
Itemid=35
[21] Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул, 2006.
[22] Так в период написания этой книги только что избранный президент США Д. Трамп принял ряд откровенно анти-экологических решений — отказ от климатического соглашения, отмена всех барьеров на добычу нефти и газа и пр. Очевидно, что на фоне углубляющегося глобального экологического кризиса эти решения абсолютно иррациональны.
[23] Мы говорим именно о современном и дилетантском псевдо-оккультизме, так как сами по себе оккультные учения в их неискаженном виде — сложное и интересное явление, требующее серьезного анализа.
[24] Именно отрывки, преподносимые современными «гуру». Но опасность, тем не менее, велика: все подобные практики основаны на работе с психикой и сознанием. Невежественное «магическое» вмешательство в эту сферу приводит к психическим расстройствам, что авторы книги много раз наблюдали.
[25] В том числе, когда новоявленный «гуру» берет деньги за свои «наставления. Правда, здесь чаще всего мы сталкиваемся даже не с магией, а с шарлатанством.
[26] Метафизика всеединства — это, как известно, традиция русской религиозной философии конца XIX — первой половины XX века. Она стала новым этапом в развитии единой линии в философии Запада и Востока, которая опирается на ряд более или менее единых принципов: признание Абсолютного Первоначала (Единого, Бога, Парабрамана, Дао и т.д.) как источника порядка, смысла и ключевых ценностей мирового бытия; взаимоопосредование материального и идеального начал; признание глубинного (или божественного) Я в человеке. Современный российский философ Г.Г. Майоров именует ее «софийной» философией. Сегодня, образно говоря, сквозь толстый слой мертвых листьев плоско-материалистических и чисто спиритуалистических представлений последних веков вновь по всему миру начинают пробиваться свежие ростки этой вечной линии в философии.
[27] Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.т., т.1. М., 1988, с.395.
[28] Это старейшая идея всей «софийной философии» (метафизики всеединства). В последние десятилетия она все более активно поддерживается и подтверждается в самых разных исследованиях. Из западных авторов можно вспомнить, например, работы Г. Ханта, Дж. Гибсона. Как пишет Г. Хант, «в противовес традиционным представлениям о частном характере сознания, важно отметить, что гибсоновское “течение” в принципе является разделяемым… это “сознание с”, принципиально “не-частное” сознание [выд. нами — авт.], на отсутствии которого настаивала большая часть западной философии и психологии». - Хант Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. М., 2004, с.116.
[29] в том смысле, что мы признаем их существование независимо от нашей субъективности. Естественно, что по мере дальнейшего познания наше понимание этих законов углубляется.
[30] Бертильссон М. Второе рождение природы: последствия для категории социальное // Социс, 2002, №9, с.119-123.
[31] Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993,с. 296.
[32] Там же, с. 298.
[33] Уваров М.С. Элитарен ли постмодернизм — URL: http://www.sofik-rgi.narod.ru/
avtori/uvarov_postmodern.htm
[34] В.С. Соловьев проводил очень близкую мысль: «…Следует признать, что в мире моральном есть также роковая необходимость, но… косвенная и обусловленная. Призвание, или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа — индивида или нации — и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, — эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места». Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М., 2002, с.229.
[35] Емелин В.А. Лабиринты постмодернизма: идентификация ускользающего смысла. — URL: http://istina.msu.ru/media/publications/articles/245/88d/592700/LABIRINTYi_
POSTMODERNIZMA_IDENTIFIKATsIYa_USKOLZAYuSchEGO_SMYiSLA.pdf
[36] Никто же не отрицает частичной истинности механических законов, открытых Ньютоном или законов наследственности Менделя, хотя, естественно, что наши знания в области механики и генетики с той поры существенно шагнули вперед.
[37] Кстати, если посмотреть на это со стороны системного подхода, то сколько-нибудь сложная, развитая система именно упорядочена, иерархична. Только в самой примитивной «нуль-системе», например, в куче песка, элементы «равны» в смысле «одинаковы», а также и обособлены.
[38] которая сегодня финансово поддерживает масштабные исследования в разных сферах, как, скажем, исследования, проводимые Всемирным банком или, в особенности, Римским клубом, — видимо, стремясь, наконец, «взглянуть в лицо правде», как бы получаемые результаты ни противоречили всему их миропониманию.
[39] В том числе, в наиболее близких нам трудах русских религиозных философов, а также в интереснейшем, но еще плохо исследованном теософском учении Е.П. Блаватской и его продолжении в «Живой Этике» семьи Рерихов. Отсылаем читателя также и к нашим книгам, в частности, к уже упомянутой: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез «Живой Этики». Барнаул, 2012.
[40] Хотя это совсем не означает, что ученого не может осенить божественное откровение. Здесь достаточно вспомнить огненное откровение, посетившее Блеза Паскаля и перевернувшее всю его жизнь.
[41] Хотя, разумеется, тоже всегда лишь частичной, иначе прозрения великих мистиков были бы идентичными. Трансцендентный опыт - качественно иной и на порядок более «эффективный»: он позволяет как бы прямо «видеть» глубинные структуры бытия вместо того чтобы шаг за шагом и очень приблизительно конструировать их из эмпирических данных. Здесь часто приводится сравнение слепого и зрячего. Но, продолжая это сравнение, не забудем, что зрение, качественно расширяя возможности познания, отнюдь не дает полной истины. Познание во всех его формах бесконечно.
[42] Простой пример: большинство людей «знают» заповедь о любви к ближнему — то есть, слышали ее, «имеют о ней информацию», и даже, возможно, могут ее рационально обосновать. Но многим это рациональное знание очень мало поможет в конкретной ситуации, когда эту любовь нужно проявить на практике.
[43] Об этом прекрасно писал русский философ И.А. Ильин: «Две истины…— значит ни одной истины; это означает неисцелимый раскол в духе. Вера может и должна иметь достаточное основание, и в обретении его разум служит ей незаменимую службу, — но, конечно, разум, а не просто рассудок, слепой ко всему, кроме чувственного опыта и формальной логики. В результате этого разум станет верующим разумом, приобретя всю личную силу и все религиозное достоинство веры; а вера станет разумной верой, приобретя всю убедительность и всю терпимую мудрость разума». - Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта в 2-т. М., 1993, с. 292-294.
[44] Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993. Т.1, с.35-43.
[45] Например, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Д. Бом, Ф. Капра, М. Талбот, В. Налимов, Дж. Лилли, М. Элиаде, Е. Торчинов, С. Курдюмов и множество других.
[46] Еще сложнее обстоит дело с понятием энергии: она из меры незаметно стала субстанцией, причем совсем уж «нематериальной», если рассматривать материю в привычном для большинства смысле.
[47] По известному выражению Е. Вигнера.
[48] К признанию субстанциальности идеального приходит все большее число других ученых и философов.
[49] Одна из авторов лично присутствовала еще в советское время на закрытом просмотре документальной любительской съемки таких операций, предоставленной врачом из Японии. Но, конечно, здесь надо различать подтвержденные случаи подобных явлений — и многочисленные примеры откровенного шарлатанства, спекуляций на интересе людей к необычному. Но сколько бы ни было подобных шарлатанств, они никоим образом не опровергают действительные и задокументированные факты (чего, к сожалению, не хотят признать авторы разоблачительных статей, выступающие в роли «борцов против лженауки»).
[50] Сайт Института математики сердца: — URL: http://www.heartmath.org/research
[51] Подобная работа ведется во всем мире, в частности, в Бангалорском институте психического здоровья и невропатологии и в Делийском университете, где за последние четверть века зарегистрировали около 300 подобных случаев. 45 из них описаны в книге известной исследовательницы доктора Сатвант Пасричи "Претензии на реинкарнацию. Эмпирическое изучение случаев в Индии". — См. Капустин М. Блуждающие души.– URL: http://www.theosophy.ru/lib/reink.htm
[52] Во всяком случае, относительно объективными, с учетом сегодняшних представлений (мы уже говорили, что нам близко направление, определяемое В.А. Лекторским как «конструктивный реализм»).
[53] Что, кстати, и пытаются делать многие авторы, особенно по отношению к психике человека. При этом, так как четко разграничить в данном человеке проявления нормы и патологии часто бывает непросто, — делается совершенно логически неверный вывод о том, что этого различия вообще нет или оно очень условно.
[54] Один из авторов ввел это разграничение в своей монографии: Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. Новосибирск, 2003.
[55] Например, ясно, что не может человек, здоровый духом и телом, любить низкочастотный гул, который сегодня льется из динамиков на массовых мероприятиях и из автомобилей. Вред от него не только доказан, но и просто очевиден (потребителя подобной «музыки» надо было специально взращивать). А какое отношение к противоположному полу формируется у посетителя порносайтов? Ну, а то, что компьютерные игры приводят к игровой зависимости, вылечиться от которой так же тяжело, как от наркомании, общеизвестно.
[56] Кантор М. Учебник рисования. Т.1. М., 2007, с. 208-209.
[57] В западной гносеологии интуиция сегодня сплошь и рядом редуцируется к свернутым структурам дискурсивного мышления. Но в той же русской религиозной философии она рассматривается именно как форма трансцендентного познания, взаимодополнительная к рациональному познанию, более того, базовая.
[58] Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб., 1993, с. 62-63.
[59] Цит. по: Завадская Е.В. «Беседы о живописи»
Ши-Тао. М. 1978, с.83
[60] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с.120.
[61] Рабиндранат Тагор — философ, поэт или художник? — URL: http://teztigoteam.blogspot.ru/2011/06/blog-post.html
[62] См. этот мотив в работах Вячеслава Иванова, например, в его работе «О границах искусства» // Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994, с. 216-217.
[63] Например, в России - у Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и И.А. Ильина, в западной культуре — у Леонардо да Винчи, И. Гете, Ф. Шеллинга, Р Вагнера, на Востоке — у китайского поэта-конфуцианца Ду Фу, индийского мусульманского мыслителя и поэта Мухаммада Икбала, японского художника К.Хокусая и многих других.
[64] Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982, с.44-45.
[65] Кстати, близость буддийского и православного художественного канонов — тема отдельного обстоятельного искусствоведческого разговора. Если взять знаменитую русскую икону «Древо печорских святых», то ее близость к буддийским танкам окажется просто поразительной.
[66] В широком смысле этого слова, как сейчас принято
[67] не случайно многие авторы давно разделили понятия удовольствия и радости.
[68] Фромм Э. Иметь или быть, с. 126–127.
[69] Булгаков С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. М., 1994, с.309.
[70] См. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Учебник в трех томах. Т..3. М., 1998, с. 402-404, 492.
[71] Например, в социологических опросах общественных организаций их работа с недавних пор именуется «услугами». Абсурдность этого очевидна: ведь туда как правило, идут люди неравнодушные, искренне озабоченные социальными бедами, большая часть которых не получают денег за свою работу. И если их самоотверженные действия называть «услугами», то почему бы не назвать «услугой», например, заботу матери о ребенке?
[72] Фромм Э. Указ.соч., с.155-116.
[73] Все исследователи отмечают явное противоречие уже у А. Смита: с одной стороны, он выступает как моралист, но с другой стороны в качестве экономиста ратует за свободную конкуренцию, цель которой — получение прибыли. То, что эта меркантильная цель и нравственные цели не совместимы, сегодня стало очевидным.
[74] Перкинс Дж. Указ. соч. С. 125.
[75] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание соч. в 15-ти томах. Л., 1989. Т.9, с. 352 .
[76] Все перечисленные признаки — именно свидетельства того, что человек, образно выражаясь, вместо настоящей духовной пищи употребляет опилки. Об этом писали многие выдающиеся психотерапевты.
[77] WorldoMeters — URL: http://www.worldometers.info/ru/
[78] При всей их значимости, на чем мы еще остановимся ниже. Первоочередную необходимость ограничен<