Сказка о Культурном человеке.

Жили на Свете Мальчик и Девочка. И часто по вечерам они мечтали о том, как вырастут взрослыми. Мальчик хотел стать Сильным и Решительным, Девочка - Красивой и Мудрой. И вот однажды их посетили Добрая Фея и Отважный Волшебник. Они рассказали детям, что есть удивительная страна, где живут растения, птицы, животные, люди, которые знают один очень важный секрет: мечты обязательно сбываются, если только мы поверим в волшебство, будем трудиться и полюбим быть культурными.

И так отправились Дети вместе с добрыми Наставниками в Путешествие открывать секреты Культурного Человека.

И стали встречать они на своем пути:

Культурный цветок

Культурное дерево,

Культурную реку,

Культурную дорогу,

Культурную птицу,

Культурное животное,

Культурный дом

Каждый из обитателей города радовался встрече с детьми, показывал свою культурность и дарил им свой секретик достижения мечты.

Сердце ребят наполнялось радостью, они все больше и больше верили в то, что их мечта стать Сильным, Решительным, Красивым, Мудрым обязательно осуществится.

И поэтому уверенно продолжили свое путешествие дальше. Они настолько подружились с обитателями этого чудесного города, что те от счастья ожили и поделились с ними своими секретами культурности.

Культурный цветок подарил им…………

Культурное дерево подсказало, что для того, чтобы исполнилась мечта важно…….

Культурная река тихо и ласково прожурчала свой секретик……

Культурная дорога раскрыла свои просторы и произнесла волшебное пожелание….

Культурная птица красиво озвучила свой самый главный секрет

Культурное животное было как никогда вежливо и сообщило, что очень важно быть….

Культурный дом распахнул свои окна и двери и поделился……

Так наши сказочные герои узнали 7 секретов от культурных обитателей этой страны, но вот беда во время путешествия ребята не встретили ни одного человека.

На помощь детям снова пришли Добрая Фея и Отважный Волшебник.

Они сказали детям: «Не волнуйтесь. У нас есть в Культурной стране Друзья, мы их позовем и они обязательно придут на Встречу с вами».

Наши Друзья знают, что когда мы приходим в их страну и произносим волшебные слова, они все вместе собираются. Сейчас мы произнесем эти слова и они придут.

Волшебники улыбнулись, набрали побольше воздуха и хором произнесли: «Быть культурным не ленись, с большой радостью трудись». В это время со всех уголков этой большой страны сбежались Дети и Взрослые. И Счастье Мальчика и Девочки снова пришло в их сердца. Да вот только хотелось им побольше узнать о том: кто же такие Культурные Люди?

И тогда они спросили Детей и Взрослых: « А можете научить нас быть культурными?»

«Можем» - хором ответили жители Культурной страны.

Ребята задали им три вопроса, на которые им очень хотелось получить ответ.

Вопрос первый: Покажите, пожалуйста, как в вашей Культурной стране культурные люди здороваются?

И все жители города стали приветствовать друг друга, пожимать руки, обнимать за плечи, улыбаться.

И стало понятно Мальчику и Девочке, как культурно здороваться.

Вопрос второй: Покажите, пожалуйста, а как в вашей Культурной стране люди разговаривают по телефону?

И в это время нежно зазвонили телефонные звоночки, все спокойно, радостно и вежливо разговаривали друг с другом и рассказывали друг другу новости о своей жизни. Не забыв, поблагодарить за разговор.

И стало понятно Мальчику и Девочке, как культурно можно разговаривать по телефону.

Вопрос третий: Что желают друг другу в Культурной стране культурные люди?

И культурные люди, улыбаясь друг другу, стали желать хорошего настроения, крепкого здоровья, сердечной дружбы, взаимопонимания, любви, радостных дней, добрых дел…. Их пожеланиям не было конца, потому что в этом городе жили люди, которые очень любили быть культурными. Это помогало им радоваться жизни, многое успевать делать и помогать другим.

Счастье переполняло сердца Мальчика и Девочки. Они встретили настоящих культурных людей. Они теперь знали, как достигать совей мечты, потому что и Обитатели, и Жители Культурной страны показали им красивый пример Доброты, Щедрости и Уважения.

Они поблагодарили культурных жителей Культурной страны и попросились разрешить им остаться жить в этой стране, потому что им захотелось стать похожими на них.

Жители с радостью приняли Мальчика и Девочку в свою большую и дружную семью.

Приложение 2:

Картинки для объединения в группы

Сказка о Культурном человеке. - student2.ru Сказка о Культурном человеке. - student2.ru
  Сказка о Культурном человеке. - student2.ru   Сказка о Культурном человеке. - student2.ru
  Сказка о Культурном человеке. - student2.ru Сказка о Культурном человеке. - student2.ru
  Сказка о Культурном человеке. - student2.ru      

Грилюк Владислава Евгеньевна, воспитатель второй квалификационной

категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения Петрозаводского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида № 108 «Снежинка»

2014 год - Год Культуры в образовании

Авторская методическая разработка по повышению культурологических компетенций субъектов сферы образования

Часть 1. Паспорт события

1.Имя события:

«Путешествие по родному городу»

2.Форма проведения:

Урок Доброты

3.Целевая аудитория:

дети от 6 лет, их родители, прародители, старшие братья и сестры, сотрудники организации

4.Сроки реализации:

по плану организации

5. Цель:

Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством освоения культуры знакомства с родным городом.

6. Задачи:

1.Расширить и углубить знания участников о родном городе: его истории, культурно-исторических достопримечательностях.

2.Обогатить активный словарь участников существительными (площади, слобода, горожане, петрозаводчане, забота, любовь и др.); прилагательными (Петровская (слобода), старинный, современный, родной, культурный, многоэтажный и др.); глаголами (основать, построить, защищать, заботиться, ухаживать и др.).

3.Формировать связную речь, упражнять в умении правильно использовать в речи грамматически формы, пользоваться развёрнутой фразой при ответах на вопросы.

4.Воспитывать любовь к своему городу, ответственное, бережное, заботливое отношение к родному краю.

7.Продолжительность:

35 минут

8. Возможное место проведения:

музыкальный зал

9. Ресурсное обеспечение:

магнитофон, аудиозапись («бой часов»), иллюстрации с изображением города Петрозаводска в прошлые годы и в наше время, с символикой Карелии (флагом, гербом), карта Карелии, «Волшебный сундучок» с картинками, изображающими достопримечательности Петрозаводска, эмблемы, мяч, модели, обозначающие добрые поступки, фотоальбом (В Ларионов, И. Яковлева «Петрозаводск». – Петрозаводск: изд. «Скандинавия», 2002.)

10. Ожидаемый результат:

1. 75 % участников активно участвовали в беседе, внимательно слушали, дополняли друг друга. Они успешно справились с предложенными заданиями и были настроены на дальнейшее изучение темы.

2. 25 % участников выполняют задание при поддержке и помощи воспитателя.

Время Содержание деятельности Ресурсы Примечание
Такт I «Подготовка к путешествию по родному городу»
3 мин. Ведущий: приветствует участников урока Доброты и предлагает отгадать загадку: Здесь есть площади, фонтаны, Магазины и, дома… Скверы, улицы, театры, Как люблю бывать там я. Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий подтверждает ответ: «город» и задает вопрос: давайте вспомним, как называется город, в котором мы живём? Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий: а вы хотите отправиться в путешествие по родному городу Петрозаводску?» Участники откликаются.    
Такт II «Путешествие по родному городу»
25 мин. Ведущий объявляет начало путешествия по Родному городу. На экране появляются иллюстрации старинного города Петрозаводска. Ведущий: вы узнаёте свой город? Участники по желанию высказывают свою точку зрения. Ведущий: действительно, на этих иллюстрациях его трудно узнать. Давно, 310 лет тому назад, был основан наш город Петрозаводск. Вспомните, пожалуйста, кто его основал. Участники по желанию высказывают свою точку зрения. Ведущий: правильно, наш город основал царь Пётр I. В то время шла война, и Пётр I решил построить у нас новый военный завод на берегу реки Лососинки. Друзья, а как вы думаете, что изготавливали люди на военном заводе? Участники по желанию высказывают свою точку зрения. Ведущий: на военном заводе изготавливали пистолеты, ружья, якоря для кораблей, отливали пушки. Около завода раскинулся посёлок. Это и был наш город, и назывался раньше он по-другому. А кто из вас знает, как? Участники по желанию высказывают свою точку зрения. Ведущий: подтверждает прежнее название Петрозаводска - Петровская слобода. Разные люди жили в Петровской слободе: и богатые, и бедные. Взгляните на эти иллюстрации. Одни люди жили в тесных деревянных домишках, а те, кто покрепче и побогаче – в более удобных просторных деревянных домах. Посмотрите на иллюстрации, подумайте и скажите, чем же раньше занимались люди? Участники по желанию высказывают свою точку зрения. Ведущий: подтверждает занятия людей в прошлом: работали на военном заводе, трудились в лесу, добывали со дна водоемов железную руду. Царь Пётр I очень любил наш город и часто приезжал сюда. По указу Пётра I возводились новые постройки, были открыты первые школы, церкви. Рассмотрите внимательно иллюстрации: вот каким наш город был раньше. Через несколько лет по указу царицы Екатерины II Петровская слобода была переименована в город Петрозаводск. С каждым годом наш город становился всё больше и больше. А наше путешествие продолжается. Давайте закроем глаза и послушаем, как бьют часы. Они идут вперёд. Участники откликаются. Ведущий: а теперь откройте глазки: незаметно прошло время и мы с вами оказались в современном городе Петрозаводске. Давайте посмотрим сначала на карту и найдём на ней наш город Петрозаводск. Петрозаводск – столица Карелии. Наша Карелия – частица большой Родины – России. Если посмотреть внимательно на карту, то можно заметить, что расположен наш город на берегу озера. Какое это озеро? Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий: подтверждает высказывание о том, что это Онежское озеро. Не узнать сегодня нашего города. Он очень изменился. Давайте вместе со мной расскажем и покажем это. Ведущий предлагает участникам участвовать в игре «Наш город»: Город – это улицы, Проспекты и дома, Участники руками показывают узкие улицы, широкие, затем поднимают руки над головой, изображая дома. Ведущий: площади, музеи, Участники руками изображают перед собой круг. Ведущий: парков тишина, Участники поднимают руки вверх, изображая ветви деревьев. Ведущий: блеск огромных стёкол, Праздничных витрин, Участники разводят руками. Ведущий: быстрое движение Прохожих и машин. Участники производят вращения руками перед собой. Ведущий: Почему же сегодня не узнать Петрозаводска? Каким он стал? Давайте придумаем красивые слова про наш город. Участники предлагают прилагательные: большой, красивый, родной, чистый и др. Ведущий: Дорогие Друзья, а если мы живём в городе, то, как нас можно назвать? Участники высказывают свою точку зрения (Горожане). Ведущий: подтверждает общий выбор участников - «горожане» и задает следующий вопрос: А если мы живём в Петрозаводске, то как ещё нас можно назвать? Участники высказывают свою точку зрения (Петрозаводчане). Ведущий: подтверждает общий выбор участников - «петрозаводчане». Какое длинное, красивое слово. Давайте вместе повторим его. Участники вместе повторяют слово «петрозаводчане». Ведущий: Петрозаводск сегодня – большой красивый город. В городе есть площади. Давайте по картинкам вспомним их. Это площади В. И.Ленина, С.М.Кирова, Ю.А.Гагарина. А улиц у нас знаете сколько? Около шестисот! Многие улицы названы именами лучших людей нашего карельского народа. Например, улицы Анны Лисицыной, Марии Мелентьевой названы в честь девушек, которые отважно защищали наш край в годы Великой отечественной войны. А какие названия улиц вы знаете? Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий: Дорогие Друзья, а теперь назовите, пожалуйста, улицу, на которой Вы живете? Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий: а на какой улице находится наш детский сад? Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Будем передавать мяч по кругу и называть то, что есть в нашем городе Петрозаводске. Начинать будем с такой фразы: «В нашем городе есть…». Участники перечисляют места, здания разного значения, имеющиеся в городе: школы, детские сады, библиотеки, театры, музеи, стадионы, фонтаны и т.д. Ведущий: у нас много памятных зданий и красивых мест. Это культурные и исторические достопримечательности нашего города. Много туристов приезжают к нам, чтобы познакомиться с ними. Давайте вместе вспомним их. А поможет нам в этом наш «волшебный сундучок». Проводится игра «Мы знаем свой город». Каждый участник вынимает картинку из «волшебного сундучка» и называет достопримечательность, изображённую на ней. Ведущий: благодарит участников за хорошее знание родного города и предлагает обратить внимание на иллюстрации с изображением флага и герба Карелии. Ведущий: Дорогие Друзья, а что изображено на этих картинках? Участники высказывают свою точку зрения. Вспомните, мы с ребятами рисовали флаг Карелии. Скажите пожалуйста, что обозначают на нём полоски разного цвета? Участники проявляют свои знания: красный цвет обозначает отвагу, смелость воинов, защищавших нашу Родину, любовь к ней; синий цвет – карельские реки и озёра, мирное небо над головой; зелёный цвет – леса, природу нашего края. Ведущий: мы с вами рисовали и герб. Расскажите о нём. Участники по желанию проявляют свои знания Ведущий обобщает: герб Карелии – щит с изображением стоящего чёрного медведя. У герба золотая рамка, которая с правой стороны похожа на ель, а с левой – на сосну. Наверху – восьмиконечная звезда – символ защиты. Цвета герба – красный, синий, зелёный, как и цвета флага, говорят нам об особенностях Карелии. Ведущий: Дорогие Друзья, а ведь мы с вами ещё и хозяева нашего города Петрозаводска. Посмотрите, на доске мы заранее нарисовали модели, которые подскажут вам, какие добрые дела мы можем сделать для нашего города, чтобы он стал ещё краше и лучше. Участники рассматривают модели и рассуждают о том, что нужно делать: охранять природу в городе: не засорять речки, озёра, беречь растения, помогать взрослым в уборке города, в посадке цветов и деревьев…. Ведущий: Какими нам важно быть, чтобы наш город стал ещё красивее? Участники высказывают свою точку зрения (добрыми, дружными, культурными, любящими). Ведущий: подтверждает важные качества культурных людей, живущих в нашем городе. Магнитофон, аудиозапись Презентация иллюстраций с изображением города Петрозаводска в прошлые годы и в наше время   Показ иллюстраций с изображением военной техники.   Показ иллюстраций о Петровской слободе   Иллюстрации о культурно-историческом развитии Петрозаводска     Бой курантов   Карта современного Петрозаводска     мяч   «Волшебный сундучок» с картинками, изображающими достопримечательности Петрозаводска,     Иллюстрации с гербом и флагом Карелии   Магнитная доска модели, обозначающие добрые поступки Звучит «бой часов»   Участникам предлагается закрыть глаза     Предварительно участники знакомились с флагом и гербом родного края и рисовали их.).    
Такт III «Радость быть петрозаводчанином»
7 мин Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие по родному городу. Давайте закроем глаза и вспомним его. А теперь откроем глаза и пусть каждый из вас скажет о том, что больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии. Все участники по очереди делятся своими впечатлениями и ощущениями. Дорогие Друзья, мы сегодня тоже вместе с вами радовались. Нам было очень интересно путешествовать с вами по нашему родному городу Петрозаводску. И на память мы дарим каждому из вас эмблему с изображением нашего города. Вы доказали, что любите свой родной город, что вы - настоящие петрозаводчане. Эмблемы с изображением г. Петрозаводска.  

Часть III. Авторские рекомендации, пояснения и вдохновения:

1. По теме «Наш город» можно провести предварительную работу:

1.1. Чтение произведений художественной литературы и обсуждение их:

- Александрова З. «Родина»,

- Борисенко М.Г., Лукина М.А. «Родная страна»,

- Гусев В. «Наш любимый край Россия»,

- «Наше Отечество» по К.Д. Ушинскому,

- Бладник А.Г. «Младшим школьникам о Карелии»,

- Матусовский М. «С чего начинается Родина?»,

- Кутьков Н. «Моя Карелия: путешествие по родному краю»,

- «Карельские сказки»,

- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение участников к истокам русской народной культуры».

- «Мой родной дом». Под редакцией Т.И. Оверчук.

1.2.Исследование и изучение пословиц и поговорок:

- Всякому мила своя сторона.

- Человек без родины – соловей без песни.

- Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.

- Родина – мать, умей за неё постоять.

- Для Родины своей ни сна, ни жизни не жалей.

1.3. Участие в создании творческих работ:

- Рисование по темам: «Символика нашего края: герб, флаг», «Достопримечательности Петрозаводска».

- Аппликация по темам: «Флаг нашего края», «Наш город».

- Конструирование из бумаги по теме «Дома на нашей улице», «Наш детский сад».

- Конструирование из крупного материала (конструктора) по темам: «Стройка в нашем городе», «Дома разной высоты», «Театр», «Корабли», «Транспорт нашего города».

- изготовление эмблемы «Родной город»

1.4. Участие в развивающих играх:

- Игра «Найди отличия». Сравнение старинного и современного города на материале иллюстраций.

- Игра «Улица, на которой я живу». Составление описательного рассказа о своей улице.

- Игра «Днём – ночью». Активизация словаря за счёт названий частей суток, закрепление творительного падежа имён существительных («Улицы освещаются фонарями вечером и ночью» и др.)

- Игра «Праздники моего города». Обогащение активного словаря участников, изменение числа глагола («В День Победы к Вечному огню возлагаются цветы в память о погибших воинах» и др.).

- Игра «Заверши фразу». Образование существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа в форме родительного падежа («У бабушки в деревне одна площадь, а в городе много… (площадей.).

- Игра «Помоги мне рассказать». Обучение правильному образованию глаголов с разными приставками –под, -при, -пере («Наш автобус подъехал к площади Кирова» и т.д.).

- Игра «Подумай и назови». Активизация словарного запаса за счёт слов, обозначающих названия достопримечательностей.

- Игра «Один-много». Активизация словарного запаса за счёт существительных, обозначающих части архитектурных сооружений, изменение числа существительных («один купол – много куполов» и др..

- Игра «Подбери признак». Подбор прилагательных к существительным («Какой город? Большой, родной, любимый…»).

- Игра «Я по городу иду». Активизация словаря за счёт существительных, обозначающих исторические постройки нашего города.

- Игра «Собери герб и флаги расскажи о них». Закрепление знаний о символике Карелии, развитие конструктивных способностей.

- Создание и моделирование игровых ситуаций речевого общения по темам: «Мы в музее», «Мы на новой стройке», «Улица, на которой я живу», «Как я иду в детский сад». Развитие диалогической речи.

1.4. Сотрудничество с родителями, прародителями, старшими братьями и сестрами

- Оформление информационного стенда «Наш Петрозаводск».

- Консультация «Зачем и как знакомить участников с родным городом?»

- Организация фотовыставки по темам: «Любимые места нашего города», «Как мы провели выходной день»;

- Организация совместного посещения музеев, выставок, театров города Петрозаводска;

- Создание совместной творческой команды по подготовке и проведению встречи.

Леонтьева Светлана Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Самкина Лариса Андреевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Фарисеева Наталья Алексеевна,

педагог - психолог первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения Петрозаводского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида № 108 «Снежинка»

2014 год - Год Культуры в образовании

Авторская методическая разработка по повышению культурологических компетенций субъектов сферы образования

Часть 1. Паспорт события

1.Имя события:

«Учимся быть Добрыми»

2.Форма проведения:

Урок Доброты(психолого-педагогическая гостиная)

3.Целевая аудитория:

дети от 6 лет, их родители, прародители, старшие братья и сестры, сотрудники организации

4.Сроки реализации:

по плану организации

5.Цель:

1.Развитие коммуникативных навыков, воспитание добрых чувств у дошкольников через знакомство с предметами старины и посредством работы с глиной в процессе совместной деятельности участников и родителей.

2.Совершенствование психолого-педагогической компетенции у родителей в сфере их взаимоотношений с детьми.

6. Задачи:

Познавательные:

- Способствовать формированию знаний у участников о предметах старины (горшок, ухват, печь), о приемах их использования;

- Закреплять знания участников о свойствах глины в процессе практической деятельности с ней;

- Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение, мышление у участников старшего дошкольного возраста;

Коррекционно-развивающие

- Развивать творческий потенциал участников и родителей;

- Способствовать сплочению членов группы, установлению между ними доверительных отношений, развитие эмпатии у участников и родителей;

- Развивать навыки доброжелательного и заботливого отношения у участников и родителей;

- Формирование положительных установок в сознании родителей способствующих благоприятному эмоциональному климату в семьях.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к традициям старины у участников;

- Развивать коммуникативные навыки у участников и родителей;

- Воспитывать добрые чувства у участников, уважение к старшим и друг к другу;

- Способствовать улучшению качества взаимоотношений родителей с детьми, установлению доброжелательной, доверительной атмосферы совместной деятельности.

7. Продолжительность:

45 минут

8. Возможное место проведения:

музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» (в случае отсутствия специально созданного пространства можно использовать отдельные декорации убранства дома: печь, стол, красный угол).

9. Ресурсное обеспечение:

старинныекостюмы хозяина Гаврилы Ивановича и хозяйки Настасьи Петровны (рубаха, сарафан, косоворотка, порты, пояса), ухват, глиняный горшок с небольшим сколом, глина, дощечка для лепки и клеевая кисть на каждого ребенка и родителя отдельно, палочки (стеки), фартуки и налокотники на каждого участника, влажные салфетки, бейджи на каждого родителя.

10. Ожидаемый результат:

1. Все участники урока Доброты приняли культурную ценность: доброта

2. Более 75 % осознали значимость семейных традиций в развитии культурных отношений

3. Более 75% участников проявили культурные компетенции в ходе урока

4. 25% участников справились с заданиями при поддержке старших.

Время Содержание деятельности Ресурсы Примечание
Такт I «Мы - гостеприимные»
5 мин. Ведущий заходит вместе с детьми и взрослыми в избу так, как это было заведено в традиции, здоровается по-старинному (поясной поклон с движением правой руки от плеча): поклон в красный угол, поклон хозяевам, которые встречают их у порога. Участники повторяют движения Хозяева Настасья Петровна и Гаврила Иванович кланяются в ответ. Хозяйка (музейный педагог): «Гости дорогие, мы сейчас поздоровались по-старинному, а как вы думаете, для чего мы здороваемся? Участники высказывают свою точку зрения (пожелать здоровья, поприветствовать). Хозяйка: «Дай Бог здоровья тому, кто в нашем дому, - Дорогим гостям и милым детушкам!» Хозяин(психолог):«А знаете ли вы, что здороваться можно по-разному. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Здравствуйте!», но здороваться будем разными способами. Становитесь, пожалуйста, в два круга, лицом друг к другу, родитель напротив ребенка». Участники становятся друг напротив друга. Игра «Здравствуйте!» Хозяин: «Здравствуйте!» – обнимемся Участники обнимаются Хозяин: шаг вправо. «Здравствуйте!» – руку пожмем. Участники пожимают руки Хозяин: шаг вправо. «Здравствуйте!» – помашем рукой Участники машут рукой друг другу Хозяин: шаг вправо. «Здравствуйте!» – похлопаем по плечу Участники хлопают друг друга по плечу Хозяин: шаг вправо. «Здравствуйте!»– потремся плечиками Участники потираются плечами. Хозяин: шаг вправо. «Здравствуйте!» – поклон головой. Участники кланяются Хозяин: шаг вправо. «Здравствуйте!» – поклонимся по-старинному Участники кланяются друг другу по-старинному Хозяин: Дорогие Друзья. А теперь снова встанем в общий круг, возьмемся за руки и круг наш будет большой и ровный. Ведущий: «Посмотрите Настасья Петровна и Гаврила Иванович, какая у нас большая дружная семья. Дорогие Друзья, а как вы думаете, какую семью можно назвать дружной? Участники высказывают свою точку зрения: сначала дети, потом взрослые (семья, где все заботятся друг о друге, помогают друг другу, дарят свое тепло и доброту родным). Хозяйка: «Как много вы знаете о дружбе. А чтобы это лучше почувствовать, давайте-ка все вместе закрутим клубочек» Игра «Клубочек». Хозяйка, запевая песню, закручивает участников, которые держатся за руки, по спирали в «клубочек», Хозяин идет последним. Хозяйка: Я по улку шла, Клубок ниточек нашла, Клубок катится, Нитка тянется, Клубок дале-дале-дале, Нитка доле-доле-доле. Хозяин:(обнимает образовавшийся клубок) - Ой, действительно большая, дружная семья. А теперь давайте раскрутимся и рассядемся за столы. Хозяин, запевая песню, раскручивает клубок по часовой стрелке и рассаживает по 2 пары – родитель-участник – за каждый стол в избе.       Используется русский фольклор     Участники и родители вместе с хозяевами становятся в два круга лицом друг к другу: внешний – участники -дети и хозяин, внутренний – участники -родители и хозяйка. После каждого приветствия по показу хозяина, участники-дети делают шаг вправо для смены партнера, участники-родители стоят на месте.     Хозяева и участники держатся за руки в кругу.     Используется русский фольклор  
Такт II «Мы - Добросердечные»
25 мин Хозяйка: «Дорогие Друзья, я хочу вам показать один старинный предмет, с которым вы еще не знакомы. И вы, мамы и папы, посмотрите, я думаю, вы его узнаете, но только, чур, не называть». Как вы думаете, Дорогие Друзья, что это такое? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения (горшок, глиняный горшок). Хозяйка: как вы думаете, из чего же он сделан? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения (из глины). Хозяйка: как вы думаете, как его использовали? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения (в нем готовили еду). Хозяйка: как вы думаете, кто пользовался им? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения (им пользовались в старину хозяин и хозяйка). Хозяйка: как вы думаете, где он хранился? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения (на полке, на печке). Хозяйка: мамы и папы, а вы согласны с вашими ребятишками, все ли их ответы были правильными? Участники - родители высказывают дополнительно свою точку зрения Хозяйка: правильно, это глиняный горшок. Современных кастрюль раньше не было, а готовили еду: кашу, суп, картофель вот в таких горшках. Хозяйка или хозяин доставали из печи горшок с помощью ухвата (показывает ухват) и ставили его на стол. Семья хлебала суп да кашу прямо из горшка ложками. Чистый горшок бережно ставили на полку около печи или на печь. А как вы думаете, почему у него темное дно? Обломанный край? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения Хозяйка: как вы думаете, если бы он мог говорить, то, что бы рассказал нам о своей жизни? Участники по группам или все вместе придумывают историю и рассказывают. Хозяин от лица горшка: Был я в яме, Был я на кружале, Был я на пожаре, Когда молод был, То людей кормил, А стар стал, К вам в музей попал.   Хозяйка: «Ох, детушки мои, какая сложная, но интересная жизнь была у нашего глиняного горшка. Хоть у него и обломанный край, но он все равно для нас родной. А теперь я предлагаю вам всем по очереди бережно передавать друг другу горшок и говорить ему, какой он для нас? Хозяин от лица горшка: «Спасибо, что приютили меня, что ласковым словом назвали. «Худо жить без ласкового слова» (пословица). От волшебных, добрых слов всегда становится радостнее. С давних пор больше всего ценится в людях доброта. У доброго человека большое сердце, его хватит на всех: помочь донести сумку, уступить место в автобусе и просто улыбнуться. Какие еще добрые дела может сделать человек? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения. Ведущий: Вот и говорят: «Не ищи в людях красоты, а ищи доброты» (пословица). А я вам сюрприз приготовил (из горшка достают глину). Ведущий: «Ой, как вы думаете, что это такое? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения(глина). Ведущий: Этот материал называется глина, древний природный материал. Наша земля богата глиной, она есть повсюду. Скажите, какая она? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения (коричневая, мягкая, эластичная, гладкая, приятная, пачкается и др.) Ведущий: после переминания и перемешивания глина приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Как вы думаете, что можно сделать из глины? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения(горшок, посуду, дома, игрушки и др.). Ведущий: конечно, горшок сам из глины сделан и глину нам принес. Хозяин от лица горшка: «Я хочу предложить вам поиграть». Будем вместе мы играть И друг другу помогать! Техника «Глиняные каракули» (автор Ричард Френкель). Хозяин:каждый из вас держит в руках по куску мягкой глины. Вы можете сделать из глины все, что захотите: можете слепить какую-нибудь непонятную форму, лицо или животное, то, что придет на ум. Теперь попрошу каждого передать свое изделие тому, кто сидит слева. Когда вы получите чужую фигурку, то можете изменить её на свое усмотрение, но не можете ее ломать или переделывать до не узнаваемости. Вы вносите что-то свое в работу другого. Участники передают изделие по кругу по часовой стрелке. Каждой фигурой участники занимаются по 1 минуте. Это повторяется до тех пор, пока каждый не получит назад свою собственную работу. Хозяин:в конце задания проводит обсуждение, акцентируется внимание на чувствах участников в момент, когда они получили свою работу обратно: ведь она могла совсем измениться. Тогда каждому, возможно, предстояло что-то в себе преодолеть и прийти к осознанию коллективного авторства своей работы. Хозяин: вам понравилось играть? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения. Хозяин: вам нравится ваша работа, то, какой она стала? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения. Хозяин: чем? Что вы почувствовали, когда к вам вернулась ваша работа? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения: (удивились, обрадовались, расстроились и др.). Хозяин: почему? Участники сначала дети, потом взрослые высказывают свою точку зрения Хозяин: каждый из вас внес в свою и чужую работу маленькую частичку себя, подарил кусочек своей доброты, так, как мы делимся своей добротой каждый день. Хозяин: а теперь поблагодарите всех тех, кто помогал создавать вашу работу, кто делился частичкой свое сердца. Участники благодарят друг друга. Ухват, горшок; глина, дощечка для лепки и клеевая кисть на каждого ребенка и родителя отдельно, палочки (стеки), фартуки и налокотники - на каждого участника, влажные салфетки.   Хозяйка из печи ухватом достает глиняный горшок и ставит его на стол.   участники по очереди говорят горшку ласковые слова – милый, хороший, любимый, теплый, дорогой и т.д.   раздается каждому участнику: участникам и родителям     Участники и родители отдельно приступают к выполнению задания. На готовой фигурке взрослые подписывают палочкой инициалы автора.    
Такт III «Мы - Доброжелательные»
10 мин Хозяин от лица горшка: «А теперь я попрошу вас всех встать в круг и взяться за руки. Участники встают в круг и берутся за руки. Хозяин: вы все очень хорошо потрудились, и я желаю вам всегда помогать друг другу, заботиться о своих близких и делиться добром. Сейчас мы дарим вам конфеты за вашу славную работу, но прежде, чем вы их возьмете, пожелайте всем что-то хорошее. Что вы можете пожелать друг другу?» Участники по очереди высказывают друг другу добрые пожелания и берут конфету. Хозяин и Хозяйка: «Спасибо вам за работу. Мы всегда рады гостям и снова ждем вас у себя. До свидания»       конфеты Пожелания говорятся по кругу, начиная с Ведущего и заканчивая хозяевами, горшок дарит всем конфетки.     Хозяева кланяются гостям по-старинному. Гости и Ведущий также прощаются с хозяевами и уходят.

Часть III. Авторские рекомендации, пояснения и вдохновения:

1. Предварительная работа: ознакомление с глиной, ее свойствами в процессе практической деятельности.

2.Интегрированное занятие проводится педагогом-психологом, музейным педагогом и воспитателем. Поэтому здесь использованы разные методы и приемы работы, которые способствуют решению поставленных задач. Психологический тренинг помогает настроиться на работу, сплотить коллектив детей, родителей и педагогов.

В деятельности используется техника «Глиняные каракули» (автор Ричард Френкель). В центре внимания оказывается музейный предмет, настоящий подлинник, горшок со сколом на стенке. Его обследование помогл

Наши рекомендации