URL и протоколы доступа к ресурсам Интернета
Текстовая строка, с помощью которой компьютеру отдается приказ на использование того или иного ресурса Интернета, называется унифицированным указателем ресурсов URL (Uniform Resource Locator). Структура URL такова: сначала идет имя протокола доступа к ресурсу (т.е. правил его использования), далее–адрес ресурса (иногда адресом ресурса называют весь URL. Рассмотрим некоторые протоколы доступа к ресурсам.
Протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol–протокол передачи гипертекстов) разработан для установления связи компьютера пользователя с HTTP-сервером (см. ниже) и эффективной загрузки в компьютер пользователя Web-страницы, в общем случае задаваемой несколькими файлами–основным (с расширением .htm или .html) и вспомогательными.
URL содержит следующие элементы:
1)http–протокол доступа к ресурсу;
2)адрес ресурса:
• имя HTTP-сервера, содержащего нужную Web-страницу (после://);
• путь к файлам страницы в дереве каталогов (после /);
• имя основного файла (после /).
В адресе ресурса последние составляющие могут отсутствовать. Рассмотрим два примера URL.
1.http://statserv.relcom.ru/statserv/infoline.html–означает загрузку в компьютер пользователя Web-страницы, находящейся на HTTP-сервере statserv.relcom.ru, причем:
• страница находится в директории statserv;
• основной файл страницы имеет имя infoline.html.
2.http://www.netscape.com–установление связи компьютера пользователя с HTTP-сервером www.netscape.com.
Протокол FTP (File Transfer Protocol–протокол передачи файлов) предназначен в основном для установления связи между компьютерами и пересылки файлов с одного компьютера на другой.
Пример URL: ftp://ftp.cdrom.com–означает установление связи компьютера пользователя с FTP-сервером ftp.cdrom.com (об FTP-серверах см. ниже).
Протокол Telnet является протоколом эмуляции терминала. С его помощью пользователь (сидя за персональным компьютером) может подключиться к удаленному компьютеру и производить действия над его файлами точно так же, как если бы работал на этом компьютере, сидя перед его дисплеем и клавиатурой (терминалом). Но для этого надо иметь соответствующие права, т.е. знать имя (login) и пароль (password).
Чтобы воспользоваться протоколами HTTP и FTP, требуются специальные программы, так называемые HTTP- и FTP-клиенты. Эти программы входят в состав браузера Internet Explorer (см. ниже).
HTTP- и FTP-серверы
Существует множество HTTP- и FTP-серверов, на которых собрано большое количество файлов. HTTP-серверы являются хранилищами Web-страниц. На FTP-серверах, например, могут храниться архивы программ крупных компаний или программы, распространяемые бесплатно. Тип сервера определяется протоколом, используемым при загрузке с него информации.
При соединении компьютера пользователя с сервером или попытке загрузить с него файл могут запрашиваться имя пользователя и пароль. В Интернете принято соглашение об универсальном способе входа на сервер, который был назван анонимным. При этом пользователь любому серверу сообщает одно и то же имя–anonymous. Паролем обычно служит произвольное слово, которое сервером игнорируется. Естественно, при анонимном способе предоставляется доступ только к файлам, предназначенным для всех. Другие разделы файловой структуры сервера, защищенные настоящими паролями, доступными не будут.
В принципе HTTP- и FTP-серверами могут быть любые компьютеры. Для этого нужно всего лишь установить на них соответствующее программное обеспечение.
Браузер Internet Explorer
Браузер (browser), или обозреватель,–это программа на компьютере пользователя, являющаяся основным средством обмена информацией между пользователем и Интернетом. Наиболее распространенным браузером является Internet Explorer (от Microsoft). Он обладает удобным интерфейсом, привычным для всех пользователей Windows. Также используются такие браузеры, как GoogleChrome, Mozilla, MozillaFireFox, Opera и др.
Для запуска программы Internet Explorer достаточно сделать двойной клик на ее пиктограмме. Internet Explorer можно запустить и любым другим стандартным способом. При запуске появляется Web-страница, называемая домашней (home page).Наиболее часто используемыми ресурсами Интернета являются Web-страницы.
Рассмотрим обязательные элементы окна Internet Explorer.
1. Заголовок окна на синем фоне.
2. Строка меню. С помощью меню можно сохранять Web-страницы в дисковой памяти компьютера, осуществлять поиск на странице, переходить от страницы к странице, пользоваться папкой избранных ссылок и формировать ее, изменять свойства браузера и т.д.
3. Область показа текущей страницы. Выделенные фрагменты страницы–это ссылки. Ссылку можно также отличить по виду указателя мышки: если он принимает форму руки, значит, перед вами ссылка. Клик на ссылке перемещает вас на страницу, соответствующую этой ссылке. Когда вы вернетесь на исходную страницу, браузер напомнит, какой ссылкой вы воспользовались, изменив ее цвет.
Кроме перечисленных обязательных элементов окна Internet Explorer, имеются также необязательные элементы, такие как панели инструментов, предоставляющие быстрый доступ к наиболее часто используемым командам.
Internet Explorer производит «кэширование» данных–сохранение в дисковой памяти компьютера пользователя (в так называемом кошельке–кэше) загруженных Web-страниц. Если со времени последнего посещения на странице не произошло никаких изменений, то при обращении к этой странице она считывается из дисковой памяти компьютера. Это позволяет не перегружать каналы связи Интернета.
Поисковые системы Интернета
Поисковые системы (поисковики, поисковые машины) призваны помочь пользователю найти нужные Web-страницы и сайты (наборы Web-страниц), не утонув в море информации «Всемирной паутины».
Как отдельные Web-страницы, так и сайты будем называть документами.
Специальные программы-роботы поисковиков (известные также как «пауки») периодически обследуют Интернет, проводя индексацию найденных документов, т.е. составляя своеобразные каталоги. Кроме того, каталоги составляются вручную.
Каталоги последнего типа работают на основе добровольной регистрации документа Web-мастером (создателем документа). Они включают в себя следующие сведения:
1)название и адрес документа;
2)категорию, к которой относится документ, как то: наука и образование, музей, учебное заведение и т.д.;
3)аннотацию и ключевые слова.
Пользователь поисковика в рамках имеющегося интерфейса формулирует запрос. После нажатия клавиши «Enter» запрос обрабатывается системой с помощью имеющихся каталогов и выдаются результаты поиска–имена и адреса документов, удовлетворяющих запросу.
Исследование возможностей поисковиков показывает, что реальная полнота охвата ресурсов «Всемирной паутины» одной системой не превышает 30%. Поэтому, если вам не удалось отыскать интересующую вас информацию с помощью одной системы, попробуйте воспользоваться другой. Каждая поисковая система имеет свои особенности, и качество полученного результата зависит от предмета поиска и формулировки запроса.
Помимо отдельных поисковиков, имеются системы метапоиска (параллельного поиска). Они передают сформулированный пользователем запрос разным поисковикам, что позволяет выполнять поиск сразу в нескольких поисковых системах. Неизбежные повторы документов, как правило, автоматически исключаются из предоставляемых пользователю результатов поиска.
Очень важно точно сформулировать запрос на поиск. Рассмотрим основные виды запросов пользователя:
• cлово;
• фраза.
Примеры поисковых систем: www.yandex.ru–Яндекс; www.rambler.ru–Рамблер; www.google.com–Гугл. Остановимся на поисковике Яндекс.
Работа с Яндексом начинается с ввода http://www.yandex.ru (или http://www.yandex.ru/, или www.yandex.ru) в текстовое поле Адрес (Address) браузера Internet Explorer. После клика на кнопке Go (Переход) или нажатия клавиши Enter в ваш компьютер загрузится домашняя страница Яндекса.
Запрос вводится в текстовое поле Я ищу. Для начала поиска следует кликнуть на кнопке Найти или нажать клавишу Enter. Результатом поиска являются имена и адреса документов, удовлетворяющих запросу.
Можно задать вопрос так же, как всезнайке-эрудиту. Например, где раки зимуют или как выбрать компьютер. Независимо от того, в какой форме в запросе вы употребили русское или английское слово, при поиске учитываются все его формы по правилам соответствующего языка.
Ниже (с сокращениями и изменениями) приводятся советы по поиску в Яндексе, сформулированные в разделе Помощь, куда вы попадете, кликнув на ссылке Помощь. Многие из советов полезны при использовании любой поисковой системы.
Проверяйте орфографию. Если не найден ни один документ, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Проверьте правильность написания. Если при поиске вы использовали несколько слов, то посмотрите (в результатах поиска), сколько раз каждое из слов встречается в найденных документах. Какое-то из слов не встречается ни разу? Скорее всего, его вы и написали неверно.
Используйте синонимы. Если список найденных документов слишком мал или не содержит полезные документы, попробуйте изменить слово. Например, вместо рефераты, возможно, больше подойдет курсовые работы или сочинения. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту. Тогда будут найдены документы, где встречается хотя бы одно из слов-синонимов. Например, вместо фотографии попробуйте фотографии | фото | снимки | фотоизображения.
Ищите больше, чем по одному слову. Слово психология или продовольствие дадут при поиске поодиночке множество бессмысленных ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, психология Юнга или продажа и покупка продовольствия. Рекомендуем также сужать область запроса. Если вы интересуетесь автомобилями ВАЗ, то запрос автомобиль ВАЗ выдаст более подходящие документы, чем запрос легковые автомобили.
Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не пишите обычные слова с большой буквы, даже если с них начинается ваш вопрос Яндексу. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, телепередача Здоровье.
E-mail–электронная почта
Пересылка писем–исторически первый и по сей день один из важнейших ресурсов Интернета. Достоинствами электронной почты (e-mail) являются высокая скорость передачи информации и низкая стоимость. К недостаткам следует отнести отсутствие конфиденциальности. Впрочем, этот недостаток устраним: имеются надежные программы шифрования электронных документов.
Устройство почтовой службы достаточно простое. При модемном доступе в Интернет оно выглядит следующим образом.
Пользователь имеет закрепленное за ним пространство дисковой памяти на сервере провайдера–так называемый почтовый ящик. Новой считается почта, пришедшая с момента последнего обращения пользователя к почтовому ящику. Она складывается в почтовый ящик и ждет запроса пользователя на доставку в его компьютер. Причем, если пользователем подготовлена исходящая почта, то при запросе сначала отправляется она, а затем проверяется содержимое почтового ящика и в компьютер пользователя загружаются имеющиеся письма. Письмо пользователя пересылается на сервер, указанный в адресе получателя. В случае ошибочного адреса письмо вернется отправителю с указанием ошибки.
Адрес e-mail (электронный адрес) состоит из названия почтового ящика (например, gav), знака @ («at», «собака») и имени сервера
(например, caravan.ru). Таким образом, получается [email protected]. Чтобы послать кому-либо письмо, необходимо точно указать адрес электронной почты корреспондента. Если он неизвестен, то для его определения следует воспользоваться какой-либо службой поиска электронных адресов из перечисленных: www.whowhere.com; www.switchboard.com; www.four11.com.
Электронное письмо может иметь приложение. Им может быть один или несколько произвольных файлов. Так, например, имеется возможность пересылать фотографии или зашифрованные содержательные документы.
Большой популярностью пользуются телеконференции. Телеконференцией называется общение достаточно широкого круга людей, объединенных общими интересами, посредством электронной почты. В телеконференциях используются рефлекторы почты.
Рефлектор почты (mail reflector)–специальный почтовый адрес. Электронная почта, посланная туда, автоматически рассылается по списку рассылки. Чтобы быть включенным в список рассылки (т.е. стать участником телеконференции), надо послать на компьютер с нужным рефлектором почты соответствующую просьбу.
Программа, позволяющая использовать электронную почту при работе в Интернете, называется почтовой.
Почтовая система Mail.ru
В настоящее время на многих сайтах можно завести бесплатный почтовый ящик. С его помощью можно отправлять и получать электронные письма. При этом естественно пользоваться почтовой программой сайта, а не рассмотренной выше программой Outlook Express.
Почтовыми программами сайтов можно пользоваться только в режиме online. Поэтому при доступе в Интернет через мобильный телефон использование почтовых программ требует бόльших денежных затрат, чем использование Outlook Express. Однако при этом увеличивается ваша мобильность: при перемещениях из города в город, из страны в страну вы можете менять провайдера, и при этом ваш почтовый ящик всегда будет доступен под теми именем и паролем, которые вы ему назначили.
В качестве примера почтовой программы рассмотрим почтовую систему Mail.ru сайта www.mail.ru. На домашней странице этого сайта, появляющейся при входе на сайт, находятся текстовые поля Имя и Пароль. Это говорит о том, что системой могут пользоваться лишь те, кто прошел регистрацию.
Процесс регистрации начинается с клика на ссылке Регистрация в почте. На появившейся странице вам надо заполнить форму регистрации, представляющую собой текстовые поля с пояснениями. В ходе регистрации вы задаете имя почтового ящика и пароль. Процесс регистрации оканчивается кликом на кнопке Зарегистрировать почтовый ящик. Если вы предоставили всю требуемую информацию и выбранное вами имя почтового ящика не занято, то будет выдано сообщение об успешной регистрации.
Чтобы начать работу с почтовой системой, следует кликнуть на ссылке @Mail.ru. Далее надо набрать имя почтового ящика и пароль в соответствующих текстовых полях и кликнуть на кнопке Войти. Вы попадете в первое личное окно системы Mail.ru, в котором перечислены папки, находящиеся в вашем распоряжении, и имеется ссылка Папки.
Система Mail.ru оперирует с папками, которые представлены соответствующими ссылками. В начале работы с системой Mail.ru может быть только одна папка Входящие для приходящих в ваш адрес писем.
Чтобы получить доступ непосредственно к письмам, нужно кликнуть на названии папки. При этом на экране появится ее содержимое в виде таблицы. Рассмотрим элементы таблицы.
1.Заголовки столбцов. Это не просто слова: если вы кликнете на любом из заголовков, то упорядочите письма в папке соответствующим образом.
2.Квадратик для галочки. Поставив галочку перед письмом (кликнув на квадратике), вы тем самым его отметите, т.е. дадите системе понять, что намереваетесь совершить над письмом некое действие (из описанных ниже). Поставив галочку в заголовке столбца, вы отметите сразу все письма.
3.Канцелярская скрепка обозначает письмо, к которому приложены файлы. Для получения доступа к этим файлам следует открыть письмо.
Над таблицей и под ней находится ряд кнопок, причем всегда присутствуют кнопки OK и Удалить. Их назначение состоит в следующем.
• Кнопка OK позволяет переместить отмеченные письма в другую папку. Эта папка может быть стандартной или созданной вами (см. ниже). Для этого следует ввести название папки в текстовое поле Переместить в, кликнув на стрелочке ▼ и выделив нужный пункт открывшегося списка, и далее кликнуть на кнопке OK.
• Кнопка Удалить позволяет удалить отмеченные письма.Чтобы открыть письмо, нужно кликнуть на адресе или имени отправителя письма. При этом открывается окно с содержимым письма. В окне также находятся следующие ссылки.
• Ответить. После клика на этой ссылке вы можете создать новое письмо, которое будет адресовано отправителю письма, открытого в данный момент. В теме письма будет присутствовать Re:, что означает «reply», т.е. «ответ».
• Переслать–для пересылки письма, открытого в данный момент. В теме письма будет присутствовать Fw:, что означает «forward», т.е. «пересылка». В пересылаемое письмо можно ввести новый текст, к нему можно приложить файлы.
• Перенаправить–для пересылки письма без каких-либо добавлений.
• Печать–позволяет распечатать текст письма.
• Удалить–для ликвидации письма, открытого в данный момент.
Если к письму приложены файлы, то они будут перечислены ниже текста письма. Для открепления какого-либо из этих файлов, т.е. пересылки его с сайта в ваш компьютер, следует кликнуть на соответствующей ссылке Скачать. Файл можно удалить, кликнув на ссылке Удалить.
Чтобы создать и отправить и/или сохранить новое письмо, выполните следующие действия.
1. Кликните на ссылке Написать письмо.
2. Заполните текстовые поля Кому, Копия, Скрытая и Тема (их назначение такое же, как в программе Outlook Express). Слова «Кому», «Копия» и «Скрытая» являются ссылками, с помощью которых адреса можно ввести в текстовые поля из адресной книги.
3. Введите текст письма в самое большое текстовое поле–область документа.
4. Установите галочку около текста Сохранить копию письма в папке «Отправленные», если вы хотите оставить себе копию отправленного письма. Если папка Отправленные не существует, она будет создана. Позже, открыв эту папку, вы сможете отправить письмо повторно или удалить его.
5. Кликните на кнопке Отправить, В черновики или Очистить.
Назначение последних трех кнопок состоит в следующем.
• Кнопка Отправить–для отправки письма по указанному адресу.
• Кнопка В черновики позволяет сохранить письмо в папке Черновики, не отправляя его. Если папка Черновики не существует, она будет создана. Отправить письмо можно позже, открыв папку Черновики, а затем–письмо.
• Кнопка Очистить–для очистки всех текстовых полей.
С письмом вы можете переслать любой файл. Для этого нужно приложить его к письму.
Чтобы приложить файл к письму, выполните следующие действия.
1. Укажите нужный файл. Для этого воспользуйтесь кнопкой Browse (Обзор) или введите полное имя файла (т.е. имя файла с путем и расширением) вручную в текстовое поле, находящееся слева от кнопки Browse (Обзор).
2. Кликните на кнопке Прикрепить. Файл будет скопирован в ваш почтовый ящик и приложен к письму.
По окончании процесса прикрепления файла появятся его номер, имя и размер. Кнопка Убрать позволяет удалить приложенный файл.
Повторите перечисленные выше действия для всех файлов, которые вы хотите приложить к письму.
По окончании процесса формирования письма не забудьте кликнуть на кнопке Отправить или В черновики.
Чтобы посмотреть, какие папки находятся в вашем распоряжении, следует кликнуть на ссылке Папки, находящейся в первом личном окне системы Mail.ru. В появившейся таблице напротив названия каждой папки находятся ссылки, предназначенные для выполнения соответствующих действий.
• Чтобы удалить папку, кликните на соответствующей ссылке Удалить.
• Чтобы очистить папку, кликните на соответствующей ссылке Очистить.
• Чтобы создать папку, кликните на ссылке Создать новую папку. Далее в текстовое поле Новая папка введите название папки и кликните на кнопке Создать. Вновь созданная папка появится в списке среди остальных.
Адресная книга нужна для того, чтобы при создании письма можно было быстро заполнить текстовые поля Кому, Копия и Скрытая. Для входа в адресную книгу надо кликнуть на ссылке Адреса. Вы увидите окно, в котором можете пополнять список адресов новыми, редактировать информацию об уже имеющихся адресах или удалять их из списка.
• Чтобы добавить новый адрес, кликните на ссылке Контакт, находящейся в разделе Добавить. Вам будет предложено ввести электронный адрес и, по желанию, многое другое. По окончании добавления адреса следует кликнуть на кнопке Добавить контакт.
• Чтобы внести изменения, следует поставить галочку в соответствующей строке адресной книги и кликнуть на ссылке Редактировать. При этом откроется окно, аналогичное тому, в котором вы добавляли адрес. По окончании внесения изменений кликните на кнопке Сохранить изменения.
• Чтобы удалить какой-либо адрес из адресной книги, следует поставить галочку в соответствующей строке адресной книги и кликнуть на ссылке Удалить.
Если вы находитесь в адресной книге, то создание нового письма можно начать, поставив галочку напротив выбранного адреса. Тем самым вы указываете, куда направляется письмо. После клика на кнопке Написать можно приступить к созданию письма.
Кликнув на ссылке Настройки, находящейся справа от раздела Добавить адресной книги, вы получите доступ к параметрам почтовой системы и при необходимости сможете внести изменения в ее настройку.