КГАОУ ДОД ЦДОД «Краевой центр физической культуры и здоровья»
КГАОУ ДОД ЦДОД «Краевой центр физической культуры и здоровья»
Физическая культура
Примерная программа для начальной школы
Коллектив авторов: Тихонов А.М., Полякова Т.А. Кечкин Д.Д., Волосатых О.О.
Пояснительная записка
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результатобразования (умение учиться - субъект учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культурыявляется усвоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).
Образовательный процесс в начальной школе строится таким образом, чтобы были решены следующие задачи:
· создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий;
· создание успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры;
· формирование способов оценки собственного физического состояния;
· формирование способов планирования, конструирования комплексов движений для достижения определённого качественного физического состояния;
· формирование умения формулировать проблему и делать запрос специалисту;
· формирование умения контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности);
· рефлексировать выполнение замысла.
Деятельностной теорией учения, которая лежит в основе Стандарта, называют такую, которая опирается на понятия «действие», «задача» (они являются существенными компонентами целостной деятельности). В процессе решения учебной задачи субъект находит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.
Структура учебной деятельности и этапы деятельности по решению учебной задачи представлены в прилагаемом к программе пособии для учителей.
Ориентируясь на реализацию теории учебной деятельности, программа основана на:
· принципе преемственности, понимаемой как связь качественно различных стадий обучения – как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям;
· принципе развивающего обучения, т.е. такого обучения, которое должно «вести за собой» развитие, внутри себя создавать условия и предпосылки психического развития;
· принципе деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения знаний;
· принципе предметности, фиксирующий возможность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы последующего выведения его частных проявлений;
· усвоении теоретических знаний в процессе физкультурной деятельности;
· понимании содержания образования как системы учебных задач и системы универсальных учебных действий;
· положении, что предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины является освоение основ физкультурной деятельности.
Выделение объекта изучения.
Обучение начинается с определения того, что изучает дисциплина, а что изучать не следует. Физическая культура изучает произвольные двигательные действия, которые целенаправленно воздействуют на организм занимающихся. Первоначально необходимо выделить двигательные действия из движений. Чтобы их выделить в отдельное «делопроизводство», решается задача: «Чем отличается произвольная двигательная активность от непроизвольной?». Результатом учебных действий должно быть осознание учениками того, что произвольное движение – это такое, которое зачем-то выполняется (имеет цель: быстро добежать, незаметно изменить положение, увернуться от столкновения, не получить травму при падении, преодолеть препятствие, далеко или точно бросить предмет). Действия, на которых решается задача – это действия, предусмотренные стандартом по предмету «Физическая культура»: построение, ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и бег, кувырки, перелезание, перепрыгивание, упражнения в условиях большой скученности, упражнения в падении (последние выполняются в целях обеспечения безопасности учащихся), передвижение на лыжах, подвижные и спортивные игры.
Наблюдение.
Чем отличаются одни движения от других? (они отличаются по силе, быстроте, сложности выполнения, по набору элементов). Как можно отличить одни движения от других? (посмотреть и сравнить, прочувствовать самому, послушать). Можно выбрать одно из упражнений и составить его описание так, чтобы другой ученик догадался, что это за упражнение. Выбрать одно упражнение и составить описание-загадку для родителей.
Уровни наблюдения: движений тела (за движениями рук, ног, туловища), наблюдение эмоций, настроений, ощущений, ума.
Классификация.
Рассматривая любое движение, можно обнаружить у него разные свойства. Например, рассматривая бег, можно определить быстро или медленно человек передвигается, какие конечности задействованы в работе, как работают руки и стопы.
Можно делить движения по любому признаку – быстрые и медленные, с работой рук и без работы рук, по степени подъёма бедра и т.д. На уроках дети будут осваивать умение классифицировать. Если мы берём, например, за основу классификации постановку стопы на опору, то бег может быть с постановкой стопы: с пятки, с носка, на всю стопу, стопы параллельно, стопы с разворотом во вне, с поворотом во внутрь, одна нога ставится с пятки, другая – с носка и т.д. Этими действиями создаётся базуа различных движений, на основе которой формируется «царица физических качеств» - ловкость.
Состояния.
Объекты окружающего мира могут находиться в разных состояниях. Во время занятий нужно обращать внимание ребёнка на разные состояния предметов и живых существ (и самих себя тоже). Важно, чтобы он понимал, что речь идёт не о разных свойствах разных объектов (ученики уставшие и не уставшие, рассеянные и внимательные), а о разных состояниях одного и того же объекта (ученик рассеянный, ученик внимательный).
Учитель может расспросить ребёнка, в каких он бывает состояниях. Как он замечает, что ему плохо? что чувствует, когда хорошо? Можно рассказать о том, что учитель чувствует, когда ему хорошо или плохо.
Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что спортивный зал, в котором он занимается, тоже может быть в разных состояниях – беспорядка и порядка.
Рекомендуем состояния отмечать в тетради (напр., самый бодрый - самый усталый).
Желательно отмечать, какие части тела устают (состояние усталости) после урока физкультуры и обозначать эти части тела на рисунках.
5. Процессы(протекание, ход какого-либо явления; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата).
Необходимо введение понятия «процесс роста», «процесс развития». Отмечается в тетради рост ученика в начале года и в конце. Можно отслеживать количество отжиманий (приседаний, подтягиваний, личные рекорды в тестах, предусмотренных программой) в начале четверти и в конце, в начале года и в конце года Анализ этих результатов поможет выйти на понятие «тренировочный процесс».
Теперь ребёнок будет учиться замечать изменения, которые происходят с окружающими нас вещами. Эти изменения – процессы – не всегда хорошо заметны. Иногда мы просто не обращаем на них внимания, они происходят слишком быстро. А такие процессы, как увеличение силы или улучшение выносливости, идут, наоборот, слишком медленно.
На этом этапе необходима работа с пульсом (нужно объяснить ученикам, что пульс – это толчки крови по сосудам). Это нужно для осуществления контроля над своим состоянием во время занятий физической культурой.
Отмечается пульс после 20 приседаний, после 20 прыжков на двух ногах, после ходьбы, после бега, после быстрого бега. Анализ этих измерений поможет выяснить то, что разные упражнения по-разному влияют на состояние организма.
Условия процессов.
Чтобы мышца сокращалась быстро, она должна быть подготовлена (разогрета, растянута). Условием качественного выполнения двигательного действия является разминка.
Передвижения по залу (ходьба, бег, ползание, прыжки), по гимнастической скамейке, гимнастическому бревну, в условиях скученности. Нужно выяснить, как изменяется техника двигательного действия в зависимости от условий его выполнения.
Далее выясняются условия для развития тренированности (чтобы мышцы развивались, они должны регулярно тренироваться, чтобы мышцы развивались, нужно постоянно увеличивать нагрузку), что в дальнейшем приведёт к выведению принципов тренировки.
В конце этого этапа обучения выясняется, каковы условия правильного роста и развития человека.
Эксперимент.
Во втором классе ученики переходят к основному способу обретения знаний – эксперименту.
Учебные задачи для третьего и четвёртого классов в тематическом планировании имеют схожие формулировки (табл. 3 и 4). Но они конкретизируются самими участниками образовательного процесса в совместной работе. Например, учебная задача для обоих классов сформулирована таким образом: «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на организм человека?». Но конкретно она может иметь несколько разновидностей: «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на работу вестибулярного аппарата», «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на гибкость позвоночника», «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на силу мышц рук» и т.д.
Место учебного предмета, курса в учебном плане;
Учебный предмет «Физическая культура» входит в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Дисциплина является составной частью в системе учебных предметов начальной школы. В образовательном процессе по физической культуре необходимы усвоенные или усвояемые параллельно навыки:
- чтения при выполнении упражнений по инструкции («Литературное чтение»);
- составления монологических высказываний и письменных текстов при представлении и написании инструкций («Русский язык»);
- счёта при выявлении наиболее эффективных элементов («Математика и информатика»;
- наблюдения явлений, состояний, процессов, выявления условий протекания процессов («Окружающий мир»);
- графического изображения человека, получившего разную физическую нагрузку («Изобразительное искусство);
- нравственного отношения к физическим действиям (младший школьный возраст сенситивен формированию нравственных качеств): игры, образы героев должны соответствовать нравственной направленности («Основы духовно-нравственной культуры народов России»);
- определения темпа, ритма двигательных действий («Музыка»).
Знания, умения и способы действий, усвоенные учениками в процессе обучения в начальной школе, необходимы в качестве методической предпосылки для освоения дисциплины «Физическая культура в основной школе».
КГАОУ ДОД ЦДОД «Краевой центр физической культуры и здоровья»
Физическая культура
Примерная программа для начальной школы
Коллектив авторов: Тихонов А.М., Полякова Т.А. Кечкин Д.Д., Волосатых О.О.
Пояснительная записка
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результатобразования (умение учиться - субъект учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культурыявляется усвоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).
Образовательный процесс в начальной школе строится таким образом, чтобы были решены следующие задачи:
· создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий;
· создание успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры;
· формирование способов оценки собственного физического состояния;
· формирование способов планирования, конструирования комплексов движений для достижения определённого качественного физического состояния;
· формирование умения формулировать проблему и делать запрос специалисту;
· формирование умения контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности);
· рефлексировать выполнение замысла.
Деятельностной теорией учения, которая лежит в основе Стандарта, называют такую, которая опирается на понятия «действие», «задача» (они являются существенными компонентами целостной деятельности). В процессе решения учебной задачи субъект находит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.
Структура учебной деятельности и этапы деятельности по решению учебной задачи представлены в прилагаемом к программе пособии для учителей.
Ориентируясь на реализацию теории учебной деятельности, программа основана на:
· принципе преемственности, понимаемой как связь качественно различных стадий обучения – как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям;
· принципе развивающего обучения, т.е. такого обучения, которое должно «вести за собой» развитие, внутри себя создавать условия и предпосылки психического развития;
· принципе деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения знаний;
· принципе предметности, фиксирующий возможность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы последующего выведения его частных проявлений;
· усвоении теоретических знаний в процессе физкультурной деятельности;
· понимании содержания образования как системы учебных задач и системы универсальных учебных действий;
· положении, что предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины является освоение основ физкультурной деятельности.