Глава 4. влияние спортивных соревнований и конкурсов на успешный результ при сдаче нормативов вфск «готов к труду и обороне

4.1 Стартовые состояния спортсменов

В период соревнований различают следующие предстартовые состояния: боевая готовность, предстартовая лихорадка и стартовая апатия. Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Предстартовая лихорадкахарактеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Стартовая апатияхарактеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения защитного торможения и ослабления возбуждения.

Проблема, затронутая нами в данной работе, актуальна, ведь часто бывает, что на тренировках спортсмен уверенно выполняет любые технические и тактические действия, но стоит ему оказаться участником соревнований, как его умение и мастерство куда-то исчезают. А происходит это от того, что спортсмен плохо владеет своим психологическим состоянием.

Гипотеза работы:влияет ли предстартовое состояние спортсмена на результат в соревнованиях?

Данная работа предполагаетцель:установить влияние предстартового состояния на результат в соревнованиях?

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующиезадачи:

- изучить литературу и другие источники о данной проблеме;

- провести анкетирование (для диагностики уровня стрессаперед стартом широко используется опросник «Шкала самооценки»по методикеЧ.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина) среди спортсменов 9-10 лет среди учащихся 3 а класса МАОУ СОШ № 88 города Тюмени;

- разработать вопросы анкеты и провести социологический опрос у данной группы спортсменов « Об успешности выступлений на соревнованиях»;

- разработать практические рекомендации «Как настроиться перед соревнованиями».

Подтверждение выдвинутой гипотезы предполагается провести теоретическим и практическим путем.

Теоретическая часть основывается на следующих информационных источниках и интернет- ресурсах:

1. М. Хекалов, «Неблагоприятные психические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция», «Советский спорт», М, 2003. В учебном пособии рассматриваются вопросы о психических состояниях, дается их характеристика, приводится классификация неблагоприятных психических состояний спортсменов, описываются экспресс-методики психодиагностики с учетом специфических особенностей спортивной деятельности.

2. А. И. Савостьянов, «Психическое здоровье школьника», «Педагогическое общество России», М, 2006. В пособии даны практические рекомендации, которые помогут повысить работоспособность школьников, избежать негативные явления, к которым подчас приводит чрезмерная учебная нагрузка.
Учебно-практическое пособие рассчитано на преподавателей, школьных врачей и родителей.

3.«Детский тренер», № 2 – 2006 г. В статье описываются виды предстартовых состояний и раскрываются основные методы регуляции состояния спортсмены как со стороны тренера, так и самого спортсмена.

Практическая часть работы проводилась согласно поставленным задачам среди учащихся 9-10 лет, а также в школе № 88 среди спортсменов 9-10 лет и обобщалась с учетом проведенного в теоретической части исследования.

Соревнования любого ранга являются своеобразным стрессом для спортсмена, любые проявления стресса на психическом либо физическом уровне являются нормальными, так как они выступают в качестве защитной реакции нашего организма.

Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, в свои возможности, а это, в свою очередь, ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности. Почему такое происходит? Обычно из-за недостаточной технической и физической подготовленности. А вот другой пример. Известный австралийский бегун-стайер Рон Кларк неоднократно вносил поправки в таблицу рекордов мира в беге на 5 и 10 тысяч метров. Его не упрекнешь ни в слабой физической подготовке, ни в технике бега. Однако Кларк не стал олимпийским чемпионом. Он не мог управлять своей волей в столь ответственных соревнованиях и терпел поражения. Значит, для достижения высоких спортивных результатов мало физической и технико-тактической подготовленности. Она должна сочетаться с высокой психологической подготовкой.

В период соревнований различают следующие предстартовые состояния:

Боевая готовностьхарактеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Психологические проявления: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение (желание скорее начать), лёгкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах. Достаточно высокая мотивация деятельности (стремление активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели), способность сознательно регулировать свои мысли и эмоции, личная заинтересованность в участии в данных соревнованиях. Хорошая концентрация внимания, обострённое восприятие, высокая помехоустойчивость по отношению к отрицательным факторам. Боевая готовность положительно сказывается на деятельности спортсменов в соревнованиях.

Предстартовая лихорадкахарактеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Проявления: учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышение давления, тремор конечностей, повышенный диурез (частые позывы к мочеиспусканию, дискомфортные ощущения в области живота). Чрезмерное волнение, тревога, нервозность, раздражительность, неустойчивость настроения, беспричинная суетливость, рассеянность внимания, неадекватные реакции на обычные раздражители, переоценка своих сил, недооценка противника. Высокое нервно – психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к релаксации, нарушает координацию движений. Отрицательное влияние проявляется и в том, что спортсмен долго не может уснуть накануне соревнований, спит с мучительными сновидениями, утром встаёт не отдохнувшим. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать свои возможности в условиях соревнований.

Стартовая апатияхарактеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения защитного торможения и ослабления возбуждения. Проявления: вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед соперником, отсутствие интереса к соревнованиям. А также малая помехоустойчивость к отрицательным факторам, ухудшение координации движений, нежелание двигаться, замкнутость, неразговорчивость, мнительность, упадок сил, безразличие к исходу «поединка», представление его в плохом свете. Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться».

Наши рекомендации