Судебно-медицинская травматологическая экспертиза
Судебно-медицинская экспертиза, связанная со спортивным травматизмом, назначается достаточно редко. Однако проведение такой экспертизы отличается большой сложностью, поэтому большое значение имеет изучение и соблюдение установленного порядка ее осуществления.
Под производством судебно-медицинской экспертизы понимают:
– систему процессуальных действий, совершаемых в целях получения заключения эксперта как источника доказательств, которая включает назначение экспертизы, подготовку материалов и направление их в судебно-экспертное учреждение или эксперту;
– деятельность эксперта (комиссии экспертов), состоящую в исследовании для решения задач, поставленных перед экспертом в постановлении (определении) о назначении экспертизы, завершающуюся формулированием выводов и составлением письменного документа – заключения.
Особенности проведения судебно-медицинской экспертизы изложены, в частности, в Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденной приказом Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. № 161. Положения Инструкции основаны на нормах действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
Основной вопрос, связанный с экспертизой, – это сила заключения эксперта для суда. Здесь следует обозначить процессуальные права, которыми обладает эксперт, что влияет на силу и действительность экспертного заключения. Так. эксперт:
– не может работать, не зная тех событий, которые служат предметом расследования;
– должен исходить только из фактов дела;
– дает заключение, в котором он объясняет отдельные обстоятельства дела на основе своих специальных знаний;
– имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, отказаться от дачи заключения по вопросам выходящих за пределы его специальных знаний;
– имеет право заявить ходатайство о привлечении других экспертов (такая потребность может возникнуть, например, при производстве экспертизы вне экспертного учреждения, при необходимости применения аппаратуры, которой не имеется в данном учреждении, либо при необходимости привлечь экспертов, обладающих другими специальными знаниями);
– обладает правом давать в пределах своей компетенции заключение и по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к конкретному предмету экспертного исследования.
Исключительное значение для эксперта имеют данные объективного исследования. В зависимости от характера повреждений, многие пострадавшие подвергаются оперативному лечению. При этом внешний вид и характер повреждений могут существенно измениться. Такое же влияние оказывают процессы заживления повреждений. Краткое и поверхностное описание объективного исследования могут в значительной степени затруднить решение тех вопросов, которые следствие ставит пред экспертом, потому что судебно-медицинский эксперт освидетельствует потерпевшего, как правило, спустя несколько дней, недель, а то и месяцев, видя при этом совсем иную картину повреждения, чем видел лечащий врач при первичном осмотре. Особенно это касается ран, при первичной обработке которых производится иссечение их краев и наложение хирургических швов.
Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для экспертного заключения, проводить без разрешения суда (следователя) исследования, которые могут привести к уничтожению объектов либо изменение их внешнего вида и свойств. За дачу ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность по ст. 301 УК РФ.
В заключении эксперта подробно должны быть освещены все поставленные вопросы. В частности, если экспертиза проводилась не по назначению следователя или суда, а по инициативе самого спортсмена или руководства команды, эксперт должен детально ответить на все поставленные вопросы. При судебном разбирательстве данное заключение может быть приобщено к материалам дела.
Заключение эксперта должно быть составлено в соответствии с установленной, формой. Оно должно состоять из вводной части, описательной и собственно заключения. В вводной части перечисляются вопросы, которые поставлены перед экспертом, В описательной части подробно описываются действия эксперта по исследованию предмета экспертизы. В заключительной части эксперт приводит свои выводы, которые основываются на исследованиях приведенных в описательной части. Принципиально важно, чтобы в заключительной части были даны ответы как можно более четкие и однозначные.
Лицо, составившее экспертное заключение, должно обладать специальными знаниями в той области, к которой относится предмет экспертизы. Когда экспертиза проводится в связи с привлечением спортсмена к дисциплинарной ответственности по подозрению в применении допингов, эксперт должен иметь не просто медицинское (фармацевтическое) образование, но и иметь доказательство того, что он прошел специальную подготовку в области применения и обнаружения допингов и других стимуляторов. Экспертное заключение может быть безупречным по форме, но может потерять свою доказательственную силу, если выяснится, что его подписало лицо, не обладающее соответствующими знаниями в той или иной конкретной области.
Одним из путей повышения качества судебно-медицинской экспертизы повреждений является проведение мероприятий по повышению качества заполнения и ведения медицинской документации. В повышении качества судебно-медицинских экспертиз повреждений могли бы сыграть роль разработки и выпуски информационных бюллетеней и методических разработок для врачей судебно-медицинских экспертов, специалистов в области спортивной травматологии, обязывающих их проводить тщательное обследование пострадавших в случаях различных спортивных травм, а также создание единой для всех спортивно-медицинских учреждений карты освидетельствования получивших спортивную травму лиц.