Налогообложение в сфере физической культуры и спорта. Система льгот.
Федеральным законом о физической культуре и спорте 2007 г. определеныобщие положения о налогообложении в области физической культуры и спорта. Закон предусматривает следующие основные правила налогообложения в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, в соответствии с законодательством о налогах и сборах могутосвобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.
Отчисления организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 36).
Не включаются в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц:
– стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
– премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации – от организаторов указанных спортивных соревнований (п. 2 ст. 36).
Кроме того, п. 3 ст. 16 федерального закона о физическое культуре и спорте 2007 г. предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами органа местного самоуправления организации, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, при исчислении ими налога, подлежащего уплате в соответствующий региональный бюджет или местный бюджет, могут освобождаться от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий.
Минспорт России, Олимпийский комитет России, общероссийские физкультурно-спортивные объединения, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, могут освобождаться от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за импортируемые в Российскую Федерацию специальное спортивное оборудование, инвентарь, спортивную технику и иные товары для проведения спортивных соревнований, в том числе международных спортивных соревнований, организации учебно-тренировочных сборов для спортсменов и физкультурно-спортивных занятий с различными категориями населения. Указанные льготы могут распространяться также на предприятия спортивной промышленности и импортируемые в их адрес материалы и оборудование.
Порядок установления налоговых льгот определен Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). В п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Например для, физкультурно-спортивных организаций льготы предусмотрены, в частности, в части налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество и земельного налога.
Раскроем далее специфику различных видов налогов, применяемых в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Налог на добавленную стоимость (НДС).
В Российской Федерации впервые он был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы – 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России как для понимания, так и для практического применения. В настоящее время этому федеральному налогу посвящена глава 21 НК РФ.
Налогоплательщиками НДС признаются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 320).
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются, в частности, услуги, фактически оказанные на территории Российской Федерации, в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, или туризма, отдыха и спорта.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. Под такими услугами следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 6.6 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447, в случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ «Об образовании».
В подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ к операциям, не подлежащим налогообложению, отнесены: реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; а также оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для про ведения указанных мероприятий.
При применении порядка освобождения от налога, предусмотренного подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, необходимо принимать внимание, что формы входных билетов на проводимые организациями физической культуры и спорта спортивно-зрелищные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам входных билетов для посещения спортивно-массовых мероприятий, образцы которых утверждены приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. № 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности». При реализации таких входных билетов индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
При оказании организациями любой формы собственности ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками спортивных сооружение услуг по предоставлению в аренду указанных спортивных сооружений организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно-зрелищных мероприятий налог не взимается.
При проведении спортивных мероприятий организаторы нередко продают права на съемки и фотографирование этих мероприятий редакциям теле- и радиовещания. Реализация данных прав является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Развитие физической культуры и спорта в стране требует постоянной научной поддержки, в том числе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной сфере. В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:
– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе договоров на выполнение НИОКР.
Существенные налоговые льготы предусмотрены для организаций и учреждений, объединяющих спортсменов-инвалидов. Так, согласно подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
– общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
– организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
– учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технических средств и материалов, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, в том числе приспособлений для занятий спортом. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998 утвержден перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с общепринятой мировой практикой, в Российской Федерации предоставляются льготы в отношении средств и имущества, передаваемых безвозмездно некоммерческим организациям, в том числе федерациям (союзам и ассоциациям) по различным видам спорта на осуществление их уставной деятельности.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом по общему правилу передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Между тем в силу подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Таким образом, безвозмездная передача денежных средств, а также основных средств и (или) иного имущества спортивной федерации на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не является объектом налогообложения по НДС.