Закономерности и принципы воспитания
Принципы воспитания - это исходные положения, важнейшие правила организации воспитания, которые воспитатели должны обязательно соблюдать.
Они сложились исторически с развитием общества, культуры, опыта воспитательной деятельности и педагогической науки и соответствуют господствующим в обществе представлениям о цели и задачах воспитания. В своей практической деятельности педагог руководствуется некоторыми правилами. Важнейшие из этих правил называются принципами. Правильно работающий педагог руководствуется всеми принципами воспитания.
1. Целеустремленность и общественная направленность. Вся работа воспитателя с детьми должна быть подчинена воспитательной цели, отвечающей потребностям общества.
2. Деятельностный подход. Воспитание необходимо осуществлять через специально организованную деятельность детей.
3. Опосредованность, неявность воспитательного воздействия. Собственно воспитательные намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.
4. Сотрудничество педагогов и детей. Педагог должен быть участником деятельности детей, изменяя характер своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.
5. Воспитание личности в группе и коллективе. Для эффективного воспитания детей необходимо как минимум влиять на их развитие через группу, а еще лучше – организовывать и педагогически грамотно использовать детский коллектив.
6. Личностная ориентация. Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребенка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.
7. Педагогический гуманизм. Работа педагога с детьми должна строиться на гуманной основе, сочетая убеждение, чуткость, внимание, доброжелательность педагога по отношению к детям с разумной требовательностью к ним.
Закономерности воспитания – объективные, существенные, глубинные связи явлений.
1. Воспитание личности происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка.
2. Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся и функционирующих между данным человеком (в частности - ребенком) и обществом, его частями и отдельными людьми.
3. Влияние на воспитание человека окружающих его людей тем выше, чем более они включены в его деятельность и его отношения и чем более их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного человека.
4. Содержание, методы, формы и весь характер воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых.
Тема 1.2. «Сопротивление воспитанию»
Сопротивление воспитанию - это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса.
Сопутствующие явления
Инфантилизм -сохранение у подростков некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы (кукарекуют, хихикают не по делу, подтрунивают над одногруппниками… во время урока; резвятся в общественных местах и транспорте).
Регрессия поведения - возвращение к более примитивному, нередко детскому типу поведения (не может сосредоточиться более 5-10 минут, теребит что-то у себя или соседа по парте, боится темноты, опроса у доски).
Эффект «ореола» - восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда влияние на всех оказывает первичная информация.
Эффект «Мы» и «Они» - бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой (повзрослевшими девочками и недотепами мальчиками, между учителями и учащимися).
Эффект «быть как все» - подростки неосознанно или сознательно меняют свой имидж: в одежде, жаргоне, в манере поведения.
Конформность - подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм («все побежали - и я побежал», «все курят - и я»).
«Психическая атака» - устрашение подавление воли, морально-психического состояния путем воздействия на психику.
Механизмы самозащиты
- бессознательные способы избежания конфликтов в случае, когда они ущемляют «Я» личности, оказывают негативное воздействие на психику.
Подавление - устранение из сферы сознания источника угрозы, от которой надо защитить себя.
Отрицание - попытка непринятия источника угрозы как реального события, фантазирования.
Рационализация - попытка построения приемлемых оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств.
Инверсия - это попытка подменить источник угрозы противоположным.
Проекция - бессознательное стремление переложить собственные нежелательные черты, мысли, поступки на другой объект.
Изоляция - отдаление части собственного «Я» от остальной сферы сознания.
Регрессия - человек на сложную ситуацию реагирует способом, которым он реагировал в детстве.
Сублимация - перенесение энергии тревоги в энергию созидания: творчества, учебы, профессии.