Структура методики и процедура проведения опросника
Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей.
Опросник (см. Приложение 1) состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения.
Первая часть опросника («Обзор ценностей»)предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
Вторая часть опросника («Профиль личности»)изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.
Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.
Опросник может использоваться для изучения ценностей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть даны пояснения, касающиеся смысла некоторых слов и утверждений.
Методика Шварца для изучения ценностей личности
Что касается возрастного диапазона, опросник может использоваться для изучения ценностей личности, начиная с 14 лет. Проведение исследования ценностей подростков младше 14 лет представляется нецелесообразным по нескольким причинам.
Во-первых, в этом возрасте ценности находятся в процессе формирования.
Во-вторых, для испытуемых может оказаться сложной сама процедура ранжирования в первой части опросника.
В-третьих, может потребоваться большое количество разъяснений смысла используемых слов и высказываний.
Опросник Шварца предполагает самостоятельную работу испытуемого с ним и может применяться как индивидуально, так и в группе.
Первая часть опросника («Обзор ценностей»)представляет собой два спискаслов, характеризующих в сумме57 ценностей.Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур.
В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных.
Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных.
Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от —1 до 7. Чем выше балл в диапазоне — 1,0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.
Во второй части опросника («Профиль личности»)приводится список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей.Испытуемого про-
4. Структура методики и процедура проведения опросника
сят оценить, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него.
Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».
Хотя проведение опросника не ограничено во времени, практика показывает, что ученики старших классов общеобразовательной школы и студенты 1 курса вуза обычно работают над опросником 30-50 минут.
Необходимо обращать внимание испытуемых на то, что все пункты опросника должны быть заполнены. Если в ходе работы у испытуемых возникают вопросы, экспериментатор должен на них ответить. При этом ответы должны быть разъясняющего и поддерживающего типа, но не выражать советов и не носить побуждающий характер.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Методика дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:
• на уровне нормативных идеалов и
• на уровне индивидуальных приоритетов.
Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится в Приложении 2. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.
При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей»(уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.
Перед подсчетом результатов второго раздела опросника — «Профиль личности»— необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов испытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.
Таблица 1.Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.
Пункты | Очень | Похож | В неко- | Немно- | Не по- | Совсем |
шкалы | похож | на меня | торой | го по- | хож на | не по- |
на меня | степени похож на меня | хож на меня | меня | хож на меня | ||
Количе- | ||||||
ство | -1 | |||||
баллов |
5. Обработка результатов
При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчи-тывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. Приложение 2). Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.
Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.
В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.