Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

• В первый конфликтный период происходит смена его ведущей деятельности – игровой на учебную, меняется социальная позиция, появляются новые для него требования и обязанности.

• Второй конфликтный период - переход в пятый класс. Вместо одного в класс приходят несколько учителей предметников.

• В третий конфликтный период – в начале девятого класса – нужно решить, что делать после его окончания: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в школе.

• Четвертый конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.

Третью группу составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации. Они происходят не только по объективным, сколько по субъективным причинам, из-за личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций.

Сложную и обстоятельную типологию педагогических конфликтов предложила М.О. Новодворская, разграничив конфликты на деловые, личностные на деловой основе и межличностные. Каждый из этих типов, в свою очередь, классифицируется по источнику, факторам возникновения, типу структуры взаимоотношений, типу разрешения, влиянию на коллектив и его отдельных членов, форме выражения.

Похожая типология конфликтов в педагогических коллективах представлена в работе А.Ф.Пеленева. В качестве критериев для классификации он использует такие показатели, как должностной статус, причины конфликтов их результаты, количественный состав противоборствующих. Конфликты подразделяются на деловые и неделовые; деловые в свою очередь, делятся на правовые, педагогические и официально-коммуникативные. Неделовые - на нравственно-коммуникативные и психологические. Данная классификация представляется не совсем адекватной реальным противоречиям, имеющим место в педагогических коллективах.

Наиболее приемлемой представляется типология педагогических конфликтов, предложенная Г.Л.Верониным. С учетом субъекта деятельности, он выделяет 10 видов противостояний: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик—родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родитель-администратор; администратор-администратор.

Исходя из анализа основных тенденций в построении предлагаемых типологий педагогических конфликтов, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса представляется следующая типология:

1. «учитель-ученик»;

2. «учитель-администратор»;

3. «учитель-родитель»;

4. «учитель-учитель»;

5. «ученик-ученик».

Признание данной типологии школьных конфликтов обусловлено тем, что она:

• Исходит из понимания школьного конфликта как форы проявления обострившихся объект - субъективных и субъект-субъективных противоречий;

• Включает четыре основных специфических субъекта школьной деятельности;

• Отображает наиболее типичные для школьного социума конфликтные ситуации;

• Доступна, и является наиболее типичные для школьного социума конфликтные ситуации.

Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт:

1. Служит источником развития личности, ее духовного совершенствования и морального закаливания.

2. Способствует адаптации личности к новым условиям.

3. Объективизирует источник разногласия суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения.

4. Помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации.

5. Способствует сплочению группы, укрепляет неформальные отношения.

6. «высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности коллектива.

Ряд конкретных функций педагогического конфликта проявляется в:

1. Разрушении формальных и неформальных отношений совместной деятельности в школьном социуме.

2. Воспроизводстве психологического дискомфорта в общении.

3. Усилении интровертированного личностного состояния субъектов общения.

Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия

Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, положениях.

Различие внешней и внутренней позиции, участвующих в конфликте людей, необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуациативным внутреннее, существенное.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:

1. Нарастание;

2. Реализация;

3. Затухание.

Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно уже на стадии ее возникновения. Одним из эффективных способов блокировки конфликта является переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. Например, при нарастании напряженности между двумя учениками им обоим необходимо дать какое-либо поручение. Если оно будет связано с выполнением физического труда, отрицательная энергия будет расходоваться в деятельности, не выплеснется в их взаимодействии и не вызовет конфликт между ними.

Жизнь - это сложная штука, но эта сложная штука открывается просто, как ящик, нужно только уметь его открыть

Ответить с цитированием

: Управление конфликтами в педагогическом коллективе

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Одним из центральных вопросов конфликтологии считается вопрос о причинах и факторах развития конфликта. Дело осложняется тем, что проанализировать процесс зарождения, возникновения, развития конфликта в естественных условиях практически невозможно. Исследователи-психологи имеют дело в основном с ретроспективным анализом ситуации, полученным со слов участников и, как следствие, далеким от объективности.

Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.

Различают две группы причин возникновения конфликтов:

Общие - порожденные особенностями трудового процесса, жилищных, экологических, и прочих причин.

Частные - коренящиеся в особенностях взаимоотношений и личностном своеобразии участников конфликта.

Общие причины. К ним относятся:

• Социально – политические и экономические причины, связанные с ситуацией в стране;

• Социально – демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, воратом, принадлежностью к этническим группам…

• Социально – психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах:

• Индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности.

Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта, к ним относятся:

• Неудовлетворенность условиями деятельности;

• Нарушение служебной этики;

• Нарушение трудового законодательства;

• Ограничение ресурсов;

• Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

• Неудовлетворительные коммуникации.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и связывающие почву для реального противоборства между ними.

Схематично взаимосвязь причины конфликта , можно представить следующим образом .

Рисунок 1.3.: Взаимосвязь причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта

Особое место среди факторов, обусловливающих возникновение конфликта, занимает повод.

Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное место занимает классификация конфликтных ситуаций. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций (табл.1.3.).

Таблица1.3. Типы конфликтных ситуаций

Тип конфликтной ситуации Проявление

Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины; брак в работе

Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров; ошибки в организации контроля; просчеты в планировании; нарушение этики общения

Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия; ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций

Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений; нарушение этики общения Низкая профессиональная подготовка Брак в работе; неспособность принять адекватное решение

Наши рекомендации