Жизни со своими более образованными братьями, то они имеют тенденцию стать
Хроническими Проигрывающими. От игроков, которые все время проигрывают,
нельзя ожидать, что они будут испытывать "нежные" чувства к игре и к своим
Противникам (11).
Семейный сценарий бедности и неудач можно изменить. Наглядное
подтверждение такого полного изменения сценария наблюдается во многих бедных
негритянских семьях. Т1од влиянием ведущего группы, который утверждает:
"Черные симпатичны" или "Я черный и горжусь этим", сценарии неудачи могут
переписываться в направлении самоуважения и достижений. Таким образом,
потенциальные Проигрывающие могут стать потенциальными Выигрывающими.
Когда старые ожидания и традиции отброшены или их дальнейшее
продолжение становится невозможным, возникают новые сценарии. Переживание
смены сценария может быть болезненным или приятным, разобщающим или
объединяющим, восприниматься как улучшение или как ухудшение.
Одни семейные сценарии способствуют успеху, другие неудаче. Некоторые
семьи переписывают свои сценарии, способствуя изменениям. Тем не менее в
жизни любой отдельной личности самой важной силой, формирующей ее сценарий,
являются сообщения, воспринятые от родителей.
Психологические сценарии личности
Принужденность прожить заранее предопределенную, непрерывно
продолжающуюся жизненную драму является наиболее трудной для понимания
личностью. (В настоящий момент эта теория и ее понятия находятся в стадии
разработки. См.: Transactional Analysis Bulletin, Oct,1969, Vol. 8, р. 112.
-- Прим. авт.)
Несмотря на это, в повседневной жизни большинство людей замечают по
себе и другим, что они вынуждены вести себя определенным образом, жить
согласно определенным ожиданиям. Это особенно заметно на примере людей с
деструктивной личной драмой, которые совершают убийства или самоубийства.
Вы, вероятно, знаете кого-то, кто идет к трагическому концу --
самоубийству или одному из его эквивалентов, такому, как алкоголизм,
наркотики, неумеренность в еде и т.п.
Вы, вероятно, знаете кого-то, кто стремится преуспеть в жизни, чего бы
это ни стоило ему и окружающим.
Вы, вероятно, знаете кого-то, кто умеет получать удовольствие от жизни,
исследований, размышлений и изменений.
Вы также можете знать кого-то, кто не замечает, как проходят дни, или
кого-то, кто живет, как растение, просто существуя, вместо того чтобы жить
полной жизнью.
Согласно мнению Эрика Берна:
Почти вся человеческая деятельность запрограммирована продолжающимся
сценарием, начинающимся в раннем детстве, поэтому ощущение автономности --
это почти всегда иллюзия -- иллюзия, которая является величайшим бедствием
человечества, так как она делает осознание, честность, творчество и
искренность возможными только для небольшого числа счастливых людей. Что же
касается остального человечества, то оно смотрит на других людей главным
образом как на объекты для манипулирования. Их нужно приглашать, убеждать,
соблазнять, подкупать или заставлять исполнять подходящую роль для
поддержания позиции главного героя, осуществления его сценария и его
стремления защитить себя от обращения к реальному миру и своим собственным
возможностям в нем (12).
Сценарий личности будет всегда основываться на трех вопросах, которые
касаются личной идентичности человека и его судьбы: кто я? Что я здесь
делаю? Кто все эти другие? Переживания могут привести личность к заключению:
Я никчемный человек. Я никогда ничего не достигну. Другие люди
уничтожат меня.
У меня хорошая голова. Я могу сделать все, что захочу.
Другие люди помогут мне.
Я тупица. Я никогда ничего не сделал по-настоящему хорошо.
Другие люди знают, что нужно делать.
Как складывается сценарий
Первоначально сценарий образуется невербально. Маленькие дети, как
будто радаром, начинают ловить сообщения о себе и своей ценности через
первые ощущения от положительных или отрицательных контактов. Вскоре они
начинают понимать выражения лица и откликаться на них так же, как на
прикосновения и звуки. Дети, которых нежно прижимают к себе, которым
улыбаются и с которыми разговаривают, получают сообщения, отличные от тех,
что получают дети, кото рых держат на руках со страхом, враждебностью или
тревогой. Дети, получающие мало контактов и чувствующие равнодушие или
враждебность родителей, испытывают пренебрежение к себе. Они приучаются
чувствовать, что они -- не о'кей, а возможно, даже могут чувствовать, что
они "ничто".
Первые чувства детей к себе, по-видимому, остаются наиболее мощной
силой в их жизненной драме, значительно влияя на психологические позиции,
которые они принимают, и на роли, которые они играют.
В течение первых нескольких лет дети начинают понимать сценарные
сообщения, передаваемые им родителями словесно. Эти сообщения являются
предписаниями, которым впоследствии дети чувствуют себя обязанными
следовать:
"Однажды ты станешь знаменитым".
"Ты никогда ничего не достигнешь".
"Ты ужасный ребенок".
"Ты, несомненно, помешанный".
"Мальчик, в тебе что-то есть".
"Ты медлительный, как черепаха".
"Ты дурное семя".
"Нам было бы намного лучше без тебя"
Ребенку предписывается профессиональный сценарий, когда родители
говорят:
"Джордж прямо создан быть доктором".
"Этот малыш никогда не найдет работу".
"С твоей предприимчивостью и энергией ты мог бы продавать холодильники
эскимосам".
"Из тебя выйдет прекрасная сиделка!"
"Она слишком ленива для того, чтобы работать".
Один мужчина вспоминает, что в детстве постоянно слышал от родителей:
"Из тебя выйдет хороший юрист. Ты обладаешь даром красноречия". Он получил
юридическое образование и стал прокурором.
Каждый ребенок получает определенные сценарные предписания относительно
своего пола и женитьбы. Например, предписание "Когда ты женишься..." имеет
сообщение, отличное от "Если ты только женишься...". На будущие половые роли
и установки детей влияют такие утверждения, как:
"Ну чем она не маленькая мама!"
"Ты такой худой и костлявый ребенок, ты никогда не станешь настоящим
мужчиной".
"Почему ты не можешь быть человеком!"
"Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых
людей".
"Мы евреи и надеемся, что ты женишься на еврейке".
"Ты можешь развлекаться с этими девушками, но не женись на девице
такого сорта".
"Женитьба -- это западня, и только дураки попадаются в нее".
Люди получают сценарные сообщения о многих областях жизни. Например,
ребенок может слышать об образовании: "Определенно, ты поступишь в колледж"
или "Колледж существует лишь для интеллектуалов"; о религии: "Мы надеемся,
что ты всегда будешь выполнять Десять Заповедей" или "Церковь -- это обман";
об отдыхе: "Физические упражнения тебе полезны" или "Играть в футбол --
убивать зря время"; о здоровье: "Это твоя забота" или "Ты должен очищать
кишечник каждый день".
Неудачный или ни к чему не ведущий сценарий может быть результатом
нереальных или неверных планов. Например, ребенка могут поощрять к тому,
чтобы стать врачом или юристом, но в то же время не дать никаких сообщений о
времени, интеллектуальных способностях, образовании и деньгах, которые
необходимы для этого.
Избитая фраза "Не важно, что Вы говорите, а важно, как Вы это говорите"
содержит большую долю истины. Часто родители пишут сценарий, говоря одно, а
подразумевая другое. Именно это подчеркивает Перлз, утверждая, что
большинство разговоров -- это ложь. Не обращая внимания на то, что говорят
родители, ребенок скорее всего будет реагировать на невербальные сообщения.
Мягкое, нежное "Конечно, я люблю тебя" совершенно отличается от следующих
подобных утверждений:
Натянуто: "Конечно, я люблю тебя".
Сердито: "Конечно, я люблю тебя".
Рассеянно: "Конечно, я люблю тебя".
Сценарии с проклятиями
Хотя все родительские предписания являются в различной степени
конструктивными, деструктивными и непродуктивными, некоторые родители, по
причине каких-то собственных отклонений, передают своим детям явно
деструктивные предписания. В последующей жизни эти предписания могут быть
подобны электроду в состоянии Я Ребенка, который, при его включении,
заставляет личность уступать приказу.
Иллюстрирующий пример
Рональд повесился, когда ему было двадцать пять лет. Он посвятил свою
жизнь заботе о нездоровой сестре-двойняшке. После ее смерти в восемнадцать
лет он стал все глубже погружаться в депрессию и все больше отдаляться.
Обсуждая самоубийство Рональда, его родители сказали следующее:
Мать: Я не очень удивилась. Это было неизбежно. В нашей семье уже
несколько человек покончили жизнь самоубийством. Мой брат перерезал себе
горло. Я предостерегала Ронни много раз, но все напрасно. Даже его сестра не
хотела принимать лекарства. Неудивительно, что она умерла такой молодой.
Отец: Всю свою жизнь я чувствовал себя разбитым и мрачным. Мой отец
владел бюро похоронных принадлежностей. Когда Ронни просил у меня совета, я
с большим трудом удерживал себя от того, чтобы давать их, и только цитировал
притчи Иисуса. Что я еще мог сделать? Я годами переживал депрессию, часто
напивался до бесчувствия, терял два раза работу. Полагаю, что я был не
слишком хорошим примером для подражания. Может быть, путь Ронни был не таким
уж плохим.
Рональд жил ожиданием того, что убьет себя, и его самоубийство было
результатом прямых и скрытых предписаний о трагическом окончании его
сценария. Скрытые предписания подобны проклятиям, которыми околдовывают
ребенка (13,14). Они являются деструктивными предписаниями, передающимися
или прямо словами, или косвенно при помощи намека -- подобно "колдовским
посланиям". Прямые предписания, которые могут услышать дети:
"Ты не сможешь сделать это. Дай мне сделать это за тебя".
"Если бы давали приз за уродливость, ты получила бы его".
"Отправляйся играть на шоссе". "Получи по заслугам".
"Убей их, если они станут на твоем пути".
"Ты маленький слабенький маменькин сынок".
Дети получают предписания, основанные на родительском поведении.
Мальчик, решительное поведение которого каждый раз пресекается, может
заключить: "Не надо быть мужчиной".
Ребенок, чувства которого критикуют, может заключить: "Не надо
чувствовать" или "Не надо показывать свои чувства".
Ребенок, которого наказывают за несогласие со старшими, может
заключить: "Не надо думать".
Ребенок, которым манипулируют при помощи чувства вины, может заключить:
"Мучай себя".
Эти предписания часто воспринимаются детьми как непреложные истины. Их
тяжело нарушить, потому что следование родительским предписаниям дает
ребенку сознание того, что он "хороший мальчик" или она "хорошая девочка".
Личность, которая живет, следуя деструктивным предписаниям, проклята,
заколдована и поэтому отказывается поступать в соответствии с собственными
потребностями. В более старшем возрасте личность может чувствовать себя
несчастной перед лицом "судьбы". Эта заколдованность часто выражается в
высказываниях:
"Я попался в западню".
"Я не могу себе помочь".
"Мне не войти в колею".
"Это судьба".
"Я родился неудачником!"
Каждый человек, рождаясь на свет, обладает неповторимой
индивидуальностью, одному ему присущими способностями и возможностями к
развитию, переживанию и выражению своих чувств. Согласно Берну, это
означает, что в каждом ребенке скрывается Принц или Принцесса. Однако уже в
самом начале жизни некоторые дети получают от значимых других предписания,
содержащие в той или иной форме пренебрежения, которые и вынуждают детей
действовать ниже своих реальных способностей. Они становятся Лягушками или
Чудовищами, вместо того чтобы быть Выигрывающими, которыми они и рождены
быть.
Волшебная сказка "Царевна-лягушка" отражает эти переживания, часто
встречающиеся в реальной жизни. В ней рассказывается о прекрасной принцессе,
заколдованной злой волшебницей и превращенной в лягушку, которой было
предназначено так и жить лягушкой, ожидая своего спасителя.
Люди, которые живут заколдованные проклятием, все-таки могут отказаться
от обвинения во всем своих родителей. Перлз разъясняет: