Взрослыми или детьми, они пишутся со строчной буквы. В тех же случаях, когда
говорится о состояниях Я, те же слова будут написаны с заглавной буквы:
Родитель (Р), Взрослый (В). Ребенок (Ре). -- Прим. ред.*)
Эти три состояния Я определяются следующим образом.
Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в
первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях,
критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они
переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на
нашего внутреннего Ребенка.
Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно
ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной
информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым
и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно
рассчитывая.
Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у
ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских
переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как
"старое" (архаическое) поведение детства.
Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали
ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя.
Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их
объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии Я Взрослого.
Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как Вы делали это в
детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка.
Иллюстрирующий пример
Нашему клиенту посоветовали посмотреть для своего сына частную школу, в
которой обучение велось неформально и поощрялось творчество. Во время
рассказа о своих впечатлениях у клиента легко наблюдались три различные
реакции. Сначала он нахмурился и сказал: "Я не понимаю, как можно чему-то
научить в этой школе. Здесь же грязный пол!" Затем, откинувшись на спинку
стула и разгладив лоб, он начал размышлять вслух: "Перед тем как принять
окончательное решение, я думаю проверить учительские ставки и поговорить с
кем-нибудь из родителей". В следующий момент широкая улыбка осветила его
лицо, и он сказал: "Честно говоря, я и сам бы хотел ходить в такую школу!"
Когда мы попросили клиента проанализировать свои высказывания, он легко
заключил, что первая его реакция соответствовала тому, как поступил бы его
отец. Его второй реакцией была реакция его Взрослого, который искал
дополнительную информацию. Третьей была реакция его Ребенка, вспомнившего
свое безрадостное школьное существование и представившего, как чудесно было
бы учиться в школе, подобной той, которую он посетил.
Перед тем как принять окончательное решение, клиент выяснил вопросы,
заданные его Взрослым, Впоследствии его сын поступил в эту школу, охотно
посещал занятия и достиг значительных успехов по сравнению с прежним
уровнем.
В соответствии со структурным анализом личность может реагировать на
определенное воздействие совершенно различным образом из каждого состояния
своего Я; иногда эти состояния Я находятся в согласии, иногда в конфликте.
Взгляните на следующие примеры реакций.
На картину современного художника
Родитель: Бред какой-то! Что же это должно означать?
Взрослый: Эта картина в соответствии с выставленной ценой стоит триста
пятьдесят долларов.
Ребенок: О, какой прелестный цвет!
На требование конторского отчета
Родитель: Мистер Браун никак не отучится быть надсмотрщиком.
Взрослый: Я знаю, что отчет потребуется мистеру Брауну к 17 часам.
Ребенок: Что бы я ни делал, я все равно не могу угодить мистеру Брауну.
На сцену насилия на улице
Родитель: Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно.
Взрослый: Мне лучше вызвать полицию.
Ребенок: Право, разве это не захватывающая сцена!
На предложение куска шоколадного торта во время диеты
Родитель: Смелее, милый, это поддержит твои силы.
Взрослый: Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста
калорий.
Я думаю, что воздержусь от него.
Ребенок: Какой вкусный тортЯ могу съесть
его весь.
На звуки рок-музыки
Родитель:
Какую ужасную гадость слушают наши дети!
Взрослый:
Мне трудно думать или
разговаривать, когда звучит такая громкая музыка.
Ребенок:
Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать.
На опоздание молодой машинистки
Родитель:
Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью.
Взрослый:
Если она не
может рассчитывать свое время, остальные сотрудники будут этим недовольны.
Ребенок:
Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени.
На лекцию, в которой используется ненормативная лексика
Родитель:
Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словарном запасе.
Взрослый:
Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, каково их действие на аудиторию.
Ребенок:
Хотел бы я иметь смелость говорить так же.
На запах капусты
Родитель:
Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье нашей семьи.
Взрослый:
Капуста имеет высокое содержание витамина С.
Ребенок:
Никто не заставит меня есть
эту вонючую гадость.
На знакомство с мужчиной, заключившим Вас в свои объятия
Родитель:
Никогда не
позволяй незнакомым прикасаться к тебе.
Взрослый:
Я удивлена, почему он это сделал?
Ребенок:
Он смял меня.
Люди, находясь в каждом состоянии Я, могут по-разному чувствовать,
обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние
Я имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного состояния Я
откликаются чаще, чем из других. Например, те, которые откликаются чаще из
состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их
способности воспринимать этот мир снижены или искажены.
Развитие состояний Я
После рождения ребенка его восприятие сосредоточено на личных
потребностях и комфорте. Младенец стремится избегать болезненных ощущений и
реагирует на все на уровне чувств. Почти сразу же появляется уникальное
состояние Я Ребенка. (Надо отметить, что влияние на состояние Я Ребенка
внутриутробного периода еще не исследовано.)
Следующим развивается состояние Я Родителя. Часто оно впервые
наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая их
поведению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре
ребенка. Других это, наоборот, радует.
Состояние Я Взрослого развивается по мере того, как ребенок старается
осмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можно
манипулировать. Ребенок может спросить: "Почему я должен есть, когда я не
голоден?", или может симулировать боль в животе, когда ему не хочется есть.
Иллюстрирующий пример
Двухлетней Шери подарили на Рождество шагающую куклу. Шери со словами
"Я дочка" попыталась забраться на куклу, но та была слишком мала. Тогда она
попыталась поставить куклу, и это ей удалось. Шери закричала: "Я мама" -- и
начала подталкивать куклу вперед но скоро услала от этой игры. Сердито
оттолкнув куклу, Шери опрокинула ее, затем, снова поставив куклу, попыталась
забраться на нее опять, однако не смогла удержать ее Потерпев неудачу, Шери
поставила куклу еще раз Она четыре раза пыталась менять свою роль Затем,
видимо, поняв, что она слишком большая, Шери окончательно стала "мамой" и
повела себя с куклой так, как вела себя ее мать по отношению к ней.
Материнское поведение Шери было действительным подражанием матери и
исходило из ее состояния Я Родителя. Хотя в своем состоянии Я Ребенка Шери
хотела быть ребенком, ее возникшее состояние Я Взрослого собрало и
обработало объективные данные, почему она не смогла приноровиться к кукле.
Любая ситуация может активизировать определенное состояние Я, а иногда,
как в случае с Шери, различные состояния Я могут соперничать между собой.
Среди двух взрослых один "ребенок" может пытаться быть "родителем" или
"старшим" для другого "ребенка".