Л. Особенности дидактических процессов
Как отмечалось, первые два элемента педагогической системы — цель учебного предмета и содержание образования — в совокупности обусловливают формирование третьего элемента, призванного обеспечить перевод содержания образования по физической культуре в компоненты опыта личности учащегося. Впоследствии содержание образования, будучи усвоенным учащимися (в виде системных знаний, двигательных навыков и умений их применить в процессе занятий физической культурой, спортом, сдвигов в развитии двигательных, нравственных и волевых качеств личности), обеспечит общее физкультурное обра- * зование школьников, условия для систематического, целенаправленного использования физической культуры учащимися самостоятельно. Новый, третий элемент, придающий системе процессуально-деятельное начало и завершающий формирование целостности, готовности функционировать, назван дидактическими процессами.
Дидактические процессы как бы «оживляют» цель и содержание образования, обеспечивают функционирование системы как целостностного механизма. Реализацию аналогичной функции в методической системе учебного предмета или его дидактических оснований традиционно выполняет учебный процесс, или процесс обучения, который обслуживает уроки физической культуры. Дидактические процессы и процесс обучения — понятия близкие, но не синонимичные. Процесс обучения в общедидактическом аспекте более полно освещен в педагогической литературе. И тем не менее все еще не сформировано однозначное понимание терминов «обучение» или «процесс обучения» как в общей дидактике, так и в методике физической культуры. При анализе этой проблемы авторы обращались к ее освещению в педагогике как базовой науки.
Из существующих подходов к объяснению природы процесса обучения, функционирующего на уровне учебного предмета, для рассмотрения дидактических процессов по физической культуре
наиболее доступно и приемлемо научно-педагогическое наследие Ю.К.Бабанского. Процесс обучения он понимал как органическую часть более широкого понятия — учебно-воспитательного, или педагогического, процесса, предостерегал от рассмотрения его как механической суммы процессов обучения, воспитания, развития. Ю. К. Бабанский видел в процессе обучения новое явление, отражающее органическое единство упомянутых процессов в одном макропроцессе при сохранении специфических и качественных отличий составляющих его микропроцессов. Учебно-воспитательный процесс он представлял не только как воздействие педагогов на учащихся, но и как своеобразное их взаимодействие, в котором проявляется единство внешнего воздействия на личность, внутреннего отражения, усвоения, преломления этого воздействия (причем это отражение часто носит опережающий характер), возникновение обратного действия объекта на субъект, а также самостоятельного воздействия объекта на себя, т.е. самовоспитание, самообучение, самосовершенствование.
Основная сущность данного педагогического явления на уровне учебного предмета его функционирования и заключается во взаимодействии двух видов деятельности: преподавания и учения. Ибо вне отношения «преподавание — учение» обучение просто не существует. На уроках физической культуры взаимодействуют педагоги, коллектив учащихся, основные субъекты дидактических процессов. Педагоги передают учащимся определенную «порцию» содержания образования, отраженную в учебных программах и учебниках. Учитель воздействует на учащихся, сообщая им педагогически обработанный учебный материал, используя специально отобранные и обоснованные формы организации учебной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную), адекватные методы обучения воспитания и развития, а также другие средства и способы, нацеленные на перевод последнего в знания, умения, навыки, сдвиги в показателях развития двигательных, морально-нравственных и волевых качеств личности.
Так возникает взаимодействие коллектива класса с содержанием учебного материала, т. е. сам процесс обучения придает ему определенное движение от одного уровня (состояния) обученно-сти к другому. Для выражения процессуальное™ обучения в общей педагогике используют понятия «акт обучения», «шаг обучения». Оба термина передают смысл движения педагогов и учащихся, эволюцию с признаками цикличности во взаимодействии субъектов дидактических процессов.
Впреподавании и учении выделены непосредственное и опосредованное взаимодействия. В первом из них педагоги и учащиеся взаимодействуют в совместной деятельности на уроках в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе, местности, водном про-
странстве в зависимости от содержания урока физической культуры. Во втором, опосредованном, дидактическом взаимодействии — лишь представляют друг друга, педагог — учащихся, а учащиеся — учителя. Например, педагог формулирует цели и задачи обучения, конкретизирует их. При этом он не выступает в вербальный и визуальный контакт с учащимися, представляет учащихся, их отношение к уроку, к себе и другим и реальные условия конкретной школы для выполнения учебной программы, планирует содержание, средства, формы и методы взаимодействия, намечает параметры конечной обратной связи. Учащиеся готовятся к уроку: приобретают спортивную форму, выполняют гигиенические процедуры, необходимые для занятий на уроках, настраиваются на реализацию своей деятельности на уроке физической культуры.
Рассматривая дидактические процессы как взаимодействие видов деятельности учителя и учащихся, следует понимать их не рядоположенно, а во взаимосвязи, в единстве. В дидактических процессах взаимодействие его субъектов осуществляется:
- через содержание образования, его части (порции) или иной структурной единицы;
- в виде двигательных действий, которые в совокупности образуют в последующем физическую культуру учащегося на каждом этапе становления его личности;
- системных знаний, инструктивных навыков и умений;
- развиваемых у учащихся двигательных и волевых качеств;
- используемых на уроках физической культуры форм организации учебной деятельности занимающихся, методов обучения, воспитания, развития.
Важно определиться в исходных понятиях, таких, как «процесс обучения по предмету "Физическая культура"», «структура процесса обучения», и выделить единицы его функционирования и движущих сил.
Процесс обучения по предмету «Физическая культура» понимается как непрерывно развивающееся взаимосодействие преподавания {деятельность учителя) и учения {деятельность коллектива класса), нацеленное на обеспечение общего физкультурного образования школьников.
Что общего у понятий «дидактические процессы» и «процесс обучения» и что их разнит? С позиций теории образования дидактический процесс и процесс обучения отражают явления близкие, почти однородные, явления педагогические, более того, дидактические. В первом случае речь идет о широком аспекте дидактических явлений, а во втором — об узком. Оба термина называют одно и то же явление, которое развертывается на разных уровнях во времени и в пространстве, соотносятся друг с другом как по-
нятия «образование по предмету "Физическая культура"» и «обучение на уроках физической культуры». В первом случае речь идет о сравнительно большом цикле учебно-воспитательного процесса, а во втором — об отрезках или фрагментах первого. Понятие «дидактические процессы» содержит информацию, указывающую на системность дидактических явлений, связанных с реализацией процесса образования по конкретной учебной дисциплине на протяжении большего, чем во втором случае, периода времени. Отсюда термин дидактические процессы выражает системный подход к реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», а процесс обучения — термин методики преподавания, а еще конкретнее — методики урока физической культуры.
Дидактические процессы в предмете «Физическая культура» как элемент его дидактической системы — это целенаправленная последовательная и упорядоченная во времени смена видов деятельности преподавания и учения, обусловливающая переход учащихся с одного уровня обученности на другой, направленная на достижение целей данной дисциплины.
Сущность дидактических процессов заключается в обеспечении смены состояний обученности учащихся и уровня готовности к обучению или продолжению обучения учителя. В дидактических процессах акцент переносится с самих субъектов на их деятельность, на целенаправленность, последовательность и временную упорядоченность взаимодействия видов деятельности, обеспечивающих развитие, продвижение к цели.
В таком понимании взаимодействие — это подчеркнуто двусторонний процесс. Более того, действие одной из сторон взаимодействия целиком и полностью зависит от характера и содержания ответного действия. Педагог, реализуя свое дидактическое воздействие, ориентируется на получение заранее поставленного результата, параметры которого им предварительно обозначены. Поэтому можно говорить, что обучающее воздействие учителя направлено на перевод учащихся на заданный уровень обученности, будь то знания, двигательные навыки и умения, сдвиг в развитии двигательных или волевых качеств и т. д.
Иными словами, воздействие учителя на учащихся нацелено на смену их уровня развития в процессе преподавания им данной дисциплины. Учитель перерабатывает и передает учащимся конкретную порцию, часть, раздел или компонент содержания образования по физической культуре, формирует плановый для каждого момента (звена, этапа, периода) уровень общего среднего физкультурного образования. Учащиеся реализуют адекватную педагогической соответствующую учебную деятельность. Только в этом случае формируется ожидаемая «процессуальность» в дидактической системе. «Процессуальность» придает всей педагогиче-
ской системе динамический характер. Между элементами формируется требуемая взаимосвязь. Педагогическая система становится функциональной.
Сущность процессов образования воспитания и развития учащихся на уроках физической культуры стала предметом внимания ученых-педагогов с середины 30-х гг. прошлого столетия. Именно к этому времени относится начало обучения школьников элементарным знаниям, двигательным навыкам, а также развитие у учащихся двигательных качеств.
Особую актуальность приобрела данная проблема в конце 1950-х — начале 1960-х гг., когда специалисты по физиологии, психологии, педагогике и физическому воспитанию начали разрабатывать научно-теоретические основы обучения двигательным действиям и развития двигательных качеств детей, подростков, молодежи.
Процесс обучения на уроках физической культуры приобретает иное содержание, чем на внеурочных занятиях в секциях по общей физической подготовке, видам спорта, а также на тренировочных уроках в учреждениях дополнительного образования по физической культуре и спорту (ДЮСШ). Это своеобразие обусловливается направленностью процесса обучения по физической культуре, его целью, задачами, содержанием обучения, контин- " гентом учащихся, условиями общеобразовательных школ для реализации содержания образования по данной дисциплине.
Многие из упомянутых факторов освещались в предыдущих главах пособия. С учетом этого остановимся на отличительных признаках учащихся общеобразовательных школ:
1. Состав учащихся учебного класса (25 — 40 человек).
2. Дифференцированность детей по уровню физического развития двигательной подготовленности, состоянию здоровья.
3. Разнонаправленность физкультурно-спортивных интересов детей и неоднозначное их отношение к предмету «Физическая культура» и учителю.
4. Различия в уровне развития навыков учебного труда (подготовка к занятиям, умение слушать, воспринимать наглядные, практические воздействия учителя, воспринимать и осознавать учебную информацию, выполнять физические упражнения в требуемом темпе и нужной продолжительности, выделять главное в решении двигательной задачи, комментировать практические действия и операции свои и товарищей).
В связи с этим необходима разработка процесса обучения в общеобразовательной школе, направленного на формирование физической культуры учащихся, получение ими общего среднего физкультурного образования с учетом условий общеобразовательных школ, подготовленности участников дидактических процессов (педагога и учащихся).