Что такое направленность личности?

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Опираясь на данное определение можно выявить показатели воспитанности, которыми пользуется педагогика для оценки результатов воспитательного процесса

Каковы наиболее важные показатели воспитанности?

Наиболее важные показатели воспитанности:

– отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе (направленность «на объект», «на других людей», «на себя»);

– наличие идеалов и жизненных смыслов, проявляющихся в общей «положительной» (на добро, созидание) или «отрицательной» (на зло, разрушение) направленности личности;

– сформированность социально значимых качеств личности, например, таких, которые позволяют достичь успеха в современной жизни: уверенность в себе, решительность, оптимизм, ответственность, изобретательность, желание соревноваться и менять мир, независимость от мнения большинства, честолюбие, стремление к более высокому статусу, устойчивость к неприятным ситуациям и стрессам, эмпатия; трудолюбие, дисципли­нированность и т.д.

– сформированность личностных качеств (первую очередь – нравственных), таких как способность к любви, сопереживанию, состраданию; честность, справедливость, доброта, чувство собственного достоинства; а также способность испытывать и переживать нравственные чувства (любовь, жалость, сострадание, сорадование, стыд); из этих чувств и личностных качеств складывается то, что принято называть совестью;

– преобладающие мотивы, определяющие отдельные поступки и поведение личности в целом;

– знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения.

– сформированность умений и навыков поведения;

Можно ли объективно оценить результаты воспитательного процесса?

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.

Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с учениками.

РАЗДЕЛ 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Существуют ли закономерности и принципы воспитания?

В современной педагогике выявлены и обоснованы следующие закономерности и принципы воспитания:

Закономерности воспитания

–Закономерность социальной и культурной обусловленности воспитания.

Согласно этой закономерности, воспитание происходит только в рамках определенной культуры и цивилизации. Цели, содержание, формы методы и средства воспитания, оценка полученных результатов (критерии и показатели воспитанности) зависят от сложившихся в данной культуре представлений о том каким должен быть воспитанный человек. А именно, каким личностными и качествами он должен обладать, какие ценности и жизненные смыслы воспринимать как личностно значимые, какими образцами и моделями поведения и взаимоотношений с окружающими руководствоваться.

Ответьте на вопрос.

Что будет с человеком, если он, живя в определенной социокультрной среде, будет воспитываться на основе и идеалах другой культуры ( другого народа, другой страны?)

– Закономерность формирования и развития личности в процессе воспитания.

Сущность этой закономерности состоит в том, что воспитание по своей сути – процесс создания максимально благоприятных условий для формирования и развития личности только в процессе воспитания целенаправленно развиваются способности человека, формируются определенные качества и личности.

– Закономерность активности ребенка в процессе воспитания

Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача решается через инициирование активности: физическое развитие – через физические упражнения; нравственное – через постоянную ориентацию на чувства и переживания другого человека; интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач; способность понимать, переживать и создавать прекрасное (эстетическое воспитание) тоже формируется в процессе активного взаимодействия с красотой, будь это восприятие, воссоздание или изучение красоты.

Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.

– Закономерность учета актуальных потребностей ребенка.

Педагог выстраивает систему деятельности в соответствии с актуальными потребностями, придавая им окультуренную форму и направляя развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. актуальные потребности – это такие потребности, удовлетворение которых необходимо для устойчивого и гармоничного развития личности.

Например, одна из основных актуальных потребностей раннего детского возраста – потребность непосредственного эмоционального общения со с близкими взрослыми ( родителями, родственниками). Неудовлетворение этой потребности ведет тому, что у ребенка не развивается способность к общению, не формируются в должной мере человеческие чувства. Пренебрежение актуальными потребностями может привести ребенка на асоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное («уклоняющееся» или «отклоняющееся») поведение воспитанников.

– Развитие личности через деятельность.

Главная педагогическая задача здесь выступает как подготовка ребенка к деятельности по его саморазвитию. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий педагога и усилий ребенка в совместной деятельности. По мере формирования готовности самостоятельность и активность детей увеличивается, а роль педагога в том, чтобы исподволь, незаметно эту деятельность направлять, контролировать, корректировать. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот не усвоил.

– Закономерность «благоприятного психологического климата».

Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои чувства и не боится складывающихся отношений.

Недостаточно уметь выражать положительное отношение к ребенку – ему этого мало. Для его максимального развития необходима атмосфера любви в группе, где находится ребенок. Педагог должен позаботиться, чтобы группа «любила» ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его успехов или неудач.

Педагогический постулат: необходимо проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий. (не ты сам как человек плохой, а плохо то что ты сделал, этот поступок недостоин тебя).

5. Закономерность «скрытого характера» воспитательных воздействий.

Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывает воспитанию так называемый «скрытый характер». Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленности к культурной жизни современного общества остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.

Принципы воспитания

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

– общественная направленность воспитания;

– связь воспитания с жизнью, трудом;

– опора на положительное в воспитании;

– гуманизация воспитания;

– личностный подход;

– единство воспитательных воздействий.

Общественная направленность воспитания.Суть этого принципа состоит в том, что для успешной жизни в обществе человеку необходимо усвоить всю совокупность политических, экономических, нравственных, правовых и других условий, по которым живет данное общество. Кроме того, государство через общественную систему воспитания формирует социально необходимый и приемлемый тип личности. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают и согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания.

Ответьте на вопрос.

Что будет с человеком, если государство и общество не будут осуществлять целенаправленной и осознанной воспитательной политики

Опора на положительное.

Осуществляя процесс воспитания, педагог опирается на те качества личности воспитанника, которые оцениваются как положительные, как достоинства личности. можно сказать,что смысл воспитания состоит именно в развитии и совершенствовании достоинств, а не в искоренении недостатков.

Ответьте на вопрос.

Что будет представлять собой процесс воспитания. если педагог будет не столько развивать достоинства личности, сколько бороться с недостатками, пытаться искоренять их в воспитаннике?

Гуманизация воспитания.К принципу опоры на положительное тесно примыкает еще один важный принцип – гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения человек сам по себе есть высшая ценность ; он не может быть средством для решения «посторонних задач»; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.

Личностный подход.Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) максимально опирался на собственную активность личности; 5) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 6) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников.

Наши рекомендации