Крестьянский моральный кодекс

Этот аспект традиционной деревни является одним из самых поразительных; кроме Явы и Судана (и большой части племенной Африки, где практикуется полигамия), деревенская мораль поощряет моногамные, безразводные браки с множеством детей (даже в мусульманских обществах, где мужчина в теории может иметь четырех жен; я редко встречал сельскую женщину, даже среди самых набожных мусульманок, которая бы не выражала отчаянии если ее муж пытался заиметь вторую более молодую жену);

большое количество детей по традиции приветствовалось как дополнительные рабочие руки, поддержка в старости и большая безопасность против потенциальных врагов; отсюда регулирование численности семьи считалось аморальным и противоречащим "Божьей воле". В последние несколько лет такое отношение стало меняться по мере того, как возникли стимулы к меньшему количеству детей, в частности, в надежде дать им лучшее образование.

Существует молчаливое признание того, что хотя крестьянин прост, морально он превозносится, если конечно его благосостояние приобретено не за счет других односельчан.

Родители, старшие братья и сестры, пожилые люди (и в пост-конфуцианских деревнях также государство) прославляются, их уважают и им подчиняются;

насилие, воровство, ложь и алчность осуждаются.

Крестьянский моральный кодекс имеет гораздо больше общего со строгими Десятью Заповедями, чем с человеколюбивой Нагорной Проповедью.

Религия

Сельские жители весьма скептичны по отношению к организованной религии, будь то христианство, мусульманство, индуизм, буддизм или что-то другое, а также к попам, имамам, брахманам, или монахам; что однако, сочетается с глубокой личной верой;

сельчане верят в личного бога, заботящегося об их благополучии, который руководит силами добра в вечной битве с силами зла;

они склонны верить, что жизнь в какой-то степени "уже предначертана" — отсюда проистекает их фатализм;

большинство верит в систему наказаний за грехи и воздаяний за добродетели после смерти; почти повсеместно верят в рай и ад;

зло объясняется кознями сатаны или других демонов, которые делают людей похотливыми и неистовыми;

религия выступает как утешительница, хотя несчастья — болезнь, смерть, наводнения, засухи, голод, землетрясения — обычно принимаются философски, как участь всего сущего.

Сверхъестественное поддерживает религию

Это одни из существенных психологических водоразделов между сельскими жителями и нами:

они неизменно склонны верить в добрые и злые приметы, ведьмовство, спиритизм, магию, демонов, привидения, дурной глаз завистливых или даже восхищенных соседей, целебные зелья, исцеление верой, защитную силу амулетов и талисманов;

сельские жители склонны искать и находить объяснения естественных явлений и человеческого поведения в сверхъестественном, а не в современной научной логике;

существует сходная тенденция предпочитать традиционные лекарства и травы (особенно если причастна магия) современным медицинским методам (инъекции предпочитаются оральным препаратам, вероятно, по той же причине);

вера в сверхъестественное подкрепляется в деревнях гораздо большей встречаемостью явных психических феноменов, чем на современном Западе.

Взгляды на внешний мир

Вселенная индивидуума соизмерима для него с дальностью его путешествий, что для многих сельчан означает всего несколько миль в любом направлении; соответственно этому их горизонты обычно ограничены пределами ближайшего рыночного города и несколькими окрестными деревнями; неграмотность довольно высока, но даже грамотные крестьяне редко находят время для чтения;

я обнаружил на удивление мало любопытства к внешнему миру и знания о нем даже среди вполне образованных сельских жителей, мало интереса к газетам; телевидение дотянулось до большинства деревень за последние несколько лет, но если его и смотрят, то предпочтение отдают фантазиям, вроде фильма о Кунг-Фу, а не тому, что чем-то напоминает об их собственной жизни;

сельским жителям не свойственен национализм, но есть склонность отождествлять себя с местным регионом или этнической группой;

есть страх перед большими городами (порой сельчане вынуждены искать работу в городе, но они и там стремятся воспроизвести деревню, поселяясь рядом с односельчанами);

деревня остается точкой отсчета, по отношению к которой они определяют свое местоположение в мире и отношения со всем человечеством;

с самого детства сельский житель формирует в сознании картину своего места, своих отношений с односельчанами и внешним миром, прочно сбалансированного так, что он всегда чувствует свою связь с общиной, чьи общественные и семейные ценности вечны;

что до политики, то сельские жители хотят, чтобы их оставили в покое;

они признают внешнюю власть в священниках и религиозных учителях, школьных учителях, агрономах и сельхозтехниках, ветеринарах, врачах и родильных домах; и все же при малейшей возможности избегают внешних принуждений и негодуют на злоупотребления;

полицию уважают и ей подчиняются, если она поддерживает закон и порядок; полицию ненавидят, если она жестока;

сельчане редко отождествляют свои интересы с интересами горожан; среди них бытует представление о последних как о "расточительных", "ленивых" и "вероломных";

типичный житель деревни почти не имеет представления о географии мира и часто ничего не слыхал о таких вещах, как ядерное оружие, полет на Луну, или проблемы народонаселения, продовольствия и энергии.

Сельское общество

Деревня — это весь мир для ее обитателя, и Фостре был абсолютно прав, говоря, что страх осуждения соседом или "а что скажут люди" является гораздо более действенной силой, чем указы правительства или страх перед Богом;

общественное давление деревни порождает сильное желание подчиняться принятому ходу вещей;

сплетни являются основным развлечением, сельские жители проявляют большой интерес к жизни друг друга и, соответственно, полностью безразличны ко всем и всему, что находится за пределами деревни;

соседние поселения всегда имеют дурную славу;

обычно существует некоторая система деревенских прав и обязанностей, регулирующая такие вопросы, как выпас скота, заготовку дров, сенокос и строительство дорог и каналов.

Услуги, которые один сосед оказывает другому, такие как бесплатное гостеприимство или одалживание денег без процентов, должны быть возвращены в той же форме;

есть некоторая степень взаимовыручки;

все понимают, что у каждого — своя роль в целостном организме; протекает соответственно погоде и времени года, равно как и традиционные обряды и церемонии, которые тщательно соблюдаются;

жильем в основном служат мазанки, хотя имеются значительные вариации в зависимости от подручного строительного материала (травяные дома в Судане, деревянные шалаши на Филиппинах, каменные коттеджи с расписными окнами на Яве и т. д.);

сельские жители живут вблизи своих животных и обычно общаются с ними на особом языке;

нет никакой разницы, либо она небольшая во внешнем облике домов и одежды богатых и бедных;

неожиданная черта большинства деревень — богатые семьи работают гораздо больше и склонны жить несколько в стороне;

общественная жизнь вращается вокруг рождений, свадеб и смертей, местной школы и деревенской церкви; храма или мечети;

товары первой необходимости, такие как спички, сахар и чай закупают часто и небольшими партиями в кредит у деревенского купца, у которого большинство сельчан находится в долгу, (Л) во время острой необходимости у него же берут взаймы под лихоимский процент, а услугами банков пользуются очень редко; (Л)

успеху соседей завидуют, а те по возможности стараются скрыть свое достояние; существуют ограничения на развитие личности ради семейных и деревенских ценностей; (Р)

ежедневные общественные отношения отмечены большой приветливостью и сложными традиционными формами приветствия, которые могут быть или не быть искренними;

судя по моему личному опыту, крестьяне проявляют обычно исключительное радушие и доброту к иностранцам после начального периода сдержанности и подозрительности.

Внутри сельской культуры, конечно, можно встретить бесконечные исключения из правил и местные вариации. Так, например, у яванцев отмечается уникально большой процент разводов, а в латиноамериканских деревнях можно столкнуться с воинственным поведением или тем, что можно назвать показной мужественностью. Сходный культ мужского превосходства существует и в средиземноморских деревнях, и на мусульманском Ближнем Востоке (но не в мусульманской Индии, Бангладеш, Малайзии или Индонезии — разграничительная линия похоже пролегает выше Гангской Долины).

Ферма (The Farm)

Адрес: 34, The Farm, Summertown, ТN 38483, USA

Тел: 615/964-3574

Интернет: www.thefarmcommunity.com

Расположение: 35°09' с.ш., 90°58' з.д.

Количество жителей: 280-300

Начало проекта: 1971

Лицо для контакта: Альберт Бейтс (Аlbert Bates)

Членство: открытое

Подготовлено: Карлой Кольи Дьюаной Фиксейн посредством интервью с Альбертом Бейтсом и его статьей.

"Ферма" известна как наиболее успешная и долгоживущая из общин "хиппи". Она также известна своей эволюцией экономики и системы управления на протяжении последних 20 лет и широким воздействием ее услуг и сфер бизнеса.

Краткий обзор

"Ферма" образовалась как община из 320 хиппи, которые покинули район Хейт-Ашбери в Сан-Франциско в переоборудованных школьных автобусах последовав за своим пророком, Стивеном Гаскином. После года путешествий группа приобрела землю и основалась на 1750 акрах (1 акр = 0,4 га - прим. ред.) в южной части штата Теннесси. Почти все их деньги были потрачены на уплату первичного взноса за землю, поэтому они жили в автобусах и землянках, пока не открыли нескольких предприятий.

Число обитатели постоянно увеличивалось в первое десятилетие. Достигнув 1400 человек в 1980 году, и затем стал неуклонно сокращаться на протяжении нескольких лет, пока не стабилизировалось на цифре менее 300. Находясь в количественном пике, группа столкнулась с трудностями управления и распределения Ресурсов. Ее также постиг экономический крах в фермерском бизнесе в 80-е годы. После того, как начался отток населения. группа реорганизовалась и разрешила накопление собственности. хотя некоторые продолжали жить коммунально.

Ныне на "Ферме" работает от 30 до 40 фирм, она превратилась во влиятельную политическую силу штата и продолжает генерировать нововведения в строительстве солнечных домов, акушерстве, соевой технологии, помощи странам Третьего мира и общинном образе жизни. В числе изобретений "Фермы" утробный стетоскоп, основанный на эффекте Доплера. портативный счетчик ионизирующей радиации, технология пассивных солнечных обогревателей.

Объединяющие ценности

"Ферма" была основана хиппи — последователями Стивена Гаскина, которые искали убежища от сильных наркотиков и Хайт-Ашбери после "лета любви". Они предпочитали альтернативный образ жизни материализму, который в изобилии находили в окружавшей их культуре, и искали свое общество.

Чистый воздух, здоровые дети, честная работа, ненасилие, безопасная энергия, дешевый транспорт и рок-н-ролл были долгосрочными целями общины.

Группа обнаружила, что для поддержания общины нужны основательные межличностные навыки. Сюда входит способность временами сдерживать свое "я" и признавать, что надо принимать во внимание окружающих и помогать им.

Наши рекомендации