Экодеревни и устойчивые поселения

Экодеревни и устойчивые поселения

Пер. с англ., М., 2000г.

Предисловие

Современные города, особенно крупные, становятся все менее пригодными для проживания. Увеличивается загрязнение воздуха, воды, почвы. Растет преступность. Стрессы, некачественное питание, малоподвижный образ жизни приводят к росту сердечно-сосудистых заболеваний. Снижается качество жизни.

Современный горожанин подобен тяжело больному. Он прикован к "капельнице" (сети снабжения) и "искусственной почке" (канализации, коммунальным службам). Он в большой степени зависим от экономических факторов не поддающихся его контролю. (Например, в городах в среднем имеется запаса продовольствия на срок от недели до двух).

Ни один современный город мира не обеспечивает себя полностью, то есть не является "устойчивым". Он, как паук на паутине, существует за счет своей области, остальной страны и других стран. (Сельхозпродукция в среднем проходит путь в 2.000 км прежде, чем попасть на прилавки). Он вбирает в себя потоки грузовиков, эшелоны товарных вагонов, корабли и самолеты с грузами и изрыгает обратно жидкие нечистоты, горы мусора, многие тонны ядовитого дыма.

Современная цивилизация живет в большой степени за счет невозобновляемых ресурсов, подобно культуре бактерий, посеянных на чашке Петри. Съеден субстрат — приходит к концу ее жизнь. Большинство людей не понимает или не думает о неизбежности и близости конца такой цивилизации. Отчасти виной тому — средства массовой (дезинформации), зависимые от коммерческих структур, Книжные рынки завалены хламом боевиков, низкопробной порнухи и дешевых триллеров. Книг, подобных этой, очень немного. Да и выходят они небольшими тиражами. У издателей нет средств на широкую рекламу. Мало кто хочет принимать горькое лекарство, выискивая его по крупицам. Куда приятнее пить сладкий яд, который в изобилии имеется вокруг.

Но есть в мире некое братство или, говоря языком социологии, "несобранная общность" людей, которые неустанно думают о сохранении жизни и выходе из надвигающегося глобального кризиса. Эти люди не столь известны, как звезды шоу бизнеса, именитые спортсмены или политики. И они не просто думают, а действуют. Они экспериментируют со своим образом жизни и вовлекают в эксперимент своих соседей, друзей, читателей. Эта книга — о них.

В России тоже делаются первые робкие неосознанные попытки отринуть навязанную агрессивную среду обитания и правила игры и создать свою среду и свои правила, более гуманные и здоровые.

С одной стороны, российские экспериментаторы поставлены в более жесткие условия, чем их зарубежные коллеги. Все дается им труднее. Им приходится преодолевать сопротивление растленного чиновничьего аппарата, наглых вымогателей, отсутствие средств и знаний в области существующих экологических технологий, альтернативных экономических отношений, экологического образа жизни и т.д.

С другой стороны тот самый временный хаос, который затрудняет работу, создает уникальные условия для строительства совершенно новых структур и отношений, которые труднее вписать в устоявшуюся экономическую систему.

Задача данного издания — показать тем, кто задумывается об изменении образа жизни с целью решения личных и глобальных экологических проблем, что они не одиноки. А тем, кто пока не задумывается — задуматься. Книга позволит читателям ознакомиться с широким мировым опытом создания эко-деревень, избежать ошибок и воспользоваться их достижениями и находками, установить контакт с зарубежными эко-деревнями. Помимо этого, мы надеемся, что отклики на книгу помогут найти и соединить отечественных "пионеров".

Однако, скажете вы. половина всего населения планеты живет в городах и численность горожан постоянно растет. Наивно думать, что все экологические проблемы могут быть решены переселением в экологические деревни без отрицательных последствий для окружающей среды. При имеющемся росте населения планеты это приведет лишь к разрушению оставшихся природных экосистем, уничтожению среды обитания многих видов растений и животных. Значит с неизбежностью встает вопрос о "позеленении" городов – превращении их в здоровую среду обитания людей, превращение их в экологические деревни.

Бесспорно, Вы правы. Одно не исключает и не заменяет другого. Однако, по той же причине, по которой зарубежным коллегам труднее освободить нишу для нового (если старое, кажется, и так хорошо, зачем что-то менять?), горожанам труднее менять плотную, взаимозависимую и сильно запрограммированную систему отношений, чем создать новую на пустом месте.

Одна из причин, по которой многие попытки создания устойчивых поселений оканчивались неудачей, состоит в том, что их создатели имели слабое представление о конечном результате. Для корабля, не знающего порта назначения, ни один ветер не будет попутным.

С этой целью мы начали собирать и издавать серию книг о различных аспектах устойчивого развития и экологического образа жизни. Первой из изданных нами книг была небольшая брошюра "Пермакультура — что это?", английского автора Патрика Уайтфилда. Это — вторая книга в ряду. За ней готовятся к печати "Добровольная простота" американского писателя Дуэйна Элджина и "Путь Пермакультуры" английского исследователя Грэма Белла. Если Вас заинтересуют названные книги, лучше сделать заказ заранее, так как тираж их будет небольшим.

Если Вам известны другие экологические поселения на территории бывшего СССР, как ныне существующие, так и распавшиеся, мы будем рады узнать о них. Пишите нам по адресу С.-Петербург, 191180 А/я 644. Фонд "Эковиль".

Издатели приносят извинения за возможные опечатки и просят обращать внимание на содержательную часть.

Владимир Шестаков

Раздел первый

Начни здесь

Введение

Едва ли есть что-либо более привлекательное и вместе с тем более неуловимое для человечества в конце XX столетия, чем перспектива жизни в гармонии с собой и природой. Каковы же возможности достичь этой мечты, и каковы самые эффективные Очаги воздействия, которые могут помочь привести нас к такому Сущему? В данном отчете как раз и исследуется вопрос о нынешней ситуации и о том, каковы вероятные перспективы одного из самых многообещающих подходов в воплощении этой мечты, а именно: деревень или, в более широком смысле, устойчивых равновесных поселений.

Отправной точкой для данного исследования послужило желание Треста Земли "создать прочный фундамент для принятия решений о наилучшей стратегии развития эко-деревень". Мы проводили это исследование в Институте Контексте, выходя на ключевых людей в движении эко-деревень по всему миру и соединяя их опыт с нашим собственным двадцатилетним опытом в этой области. Мы разослали письма в 168 общин и групп в 26 странах и получили ответ из 90 общин в 21 стране. 12 лидеров общин дали нам подробные интервью. В отчете приведена квинтэссенция того, что мы узнали. Мы рассмотри здесь трудности, которые надо предвидеть при Здании эко-деревень, накопленный опыт, который может помочь преодолеть эти трудности и основанные на нем рекомендации. Основываясь на этом обзоре лучших эко-деревень, отчет оканчивается той ролью, которую мог бы эффективно играть Трест или в ускорении развития эко-деревень по всему миру.

Краткий обзор отчета

Отчет разбит на четыре основные раздела:

* Начни здесь — Краткое введение, которое включает основные понятия концепции эко-деревни и те трудности, которые стоят на пути ее строительства. Этот раздел дает важную ориентацию для всего остального отчета.

* Плечи, на которые можно забраться — Примеры и специфика существующих общин и других проектов, плюс обзор полезных "человеческих навыков". В этой части содержатся наиболее конкретные и детальные результаты исследования.

* Рекомендации — Два набора выводов, извлеченных из отчета:

первый — набор правил для развития эко-деревень; второй — описание возможностей для развития, которые могут быть получены через Трест Земли.

* Дополнительные ресурсы — Список людей и групп, с которыми мы вошли в контакт для написания этого отчета, некоторые персональные ответы, которые мы получили, короткие заметки о некоторых группах, не вошедшие в обзор, а также библиография.

Для тех читателей, которые не могут прочесть весь отчет, мы рекомендуем начать с разделов 1 и 3, а затем прочитать как можно больше из разделов 2 и 4

Устойчивые поселения

Наконец, еще одно важное определение: для целей данного отчета мы будем использовать "устойчивые поселения" в качестве более широкого термина, включающего эко-деревни, скопления и сети эко-деревень и негеографические "общины" (как, например, различные деловые сообщества). В этом смысле, эко-деревня представляет собой конкретное место, либо в деревне, либо в городе-пригороде, которое достаточно невелико, чтобы вписываться в человеческий масштаб. Город не может быть эко-деревней, но город, состоящий из эко-деревень, может представлять собой устойчивое эко-поселение. Подобным образом, деловое сообщество, чьи члены живут в различных эко-деревнях, не является эко-деревней, но может быть типом устойчивого поселения.

Основной акцент данного отчета будет сделан на эко-деревнях, но многие из направлений, приложимых к ним, могут быть применимы также к другим типам устойчивых поселений. Очень важные уроки для эко-деревень можно извлечь из других типов устойчивых поселений, так что мы часто не будем делать четкого разграничения между теми и другими.

Вперед, а не назад

Если эко-деревни представляют собой столь великолепную идею, почему же мы уже не живем в них?

Этот вопрос и вызов, брошенный им, является ключевым как для отчета, так и для движения эко-деревень в целом.

Один из самых частых ответов состоит в том, что на самом деле большинство людей живут-таки в "эко-деревнях". Согласно этому взгляду, самой лучшей моделью эко-деревни является традиционная крестьянская деревня, и для того, чтобы обрести первозданную гармонию с природой и друг с другом, мы все должны вернуться к этому образу жизни. Мы не согласны с этим. Безусловно справедливо, что можно многому научиться у этих деревень (в которых по-прежнему живет около половины населения планеты). Однако, мы не думаем, что они воплощают идеал эко-деревни в том виде, как он здесь описан. Немногие бы сегодня (включая наиболее традиционных фермеров!) решились описывать эти деревни как имеющие все черты человеческой деятельности, способствующие здоровому развитию. Работа тяжела, продолжительность жизни невелика, возможности для развития личности и образования скудны (практически сведены к нулю для женщин), разнообразие жизненных укладов очень незначительно.

Вдобавок, гармония между этими деревнями и окружающей средой зачастую прямо зависит от низкой плотности населения -роскошь, которой мы больше не владеем. Жители традиционных деревень во всем мире используют три основных типа сельского хозяйства: вырубка или сжигание леса, суходолье и дождевое орошение; искусственное орошение. Из них первое наносит самый большой вред природе и требует очень низкой плотности населения; но и искусственное орошение, способное поддерживать большую плотность населения, вредит природе, как показывает опыт предшествующих цивилизаций, основанных на ирригации. И, наконец, традиционные деревни вряд ли можно считать образцами гармонии между людьми. Сельская жизнь, с современной точки зрения, зачастую болезненно патриархальна: ссоры и недоверие между дворами, между соседними деревнями, подозрительное отношение ко всему внешнему миру.

Мы еще вернемся к традиционным деревням и тем урокам, которые можно извлечь из них. Теперь же мы хотим со всей ясностью определить эко-деревни как отчетливо пост-индустриальный (и, вероятно, даже пост-сельскохозяйственный) феномен. Хотя они и вбирают в себя весь человеческий опыт, но никак не являются возвратом к любому предыдущему образу жизни. Эко-деревни вырастают из потребностей и возможностей, вызванных:

- новыми экологическими ограничениями (из-за высокого уровня плотности населения и технологии);

- новой техникой и технологиями (от лучшего понимания экосистем до более разветвленных каналов коммуникации; от эффективных технологий по возобновимому использованию ресурсов до новых форм организации общества);

- новым уровнем сознания (символизированным отчасти фотографией Земли из космоса, включающем глобальное знание, копленное за миллионы лет истории жизни на этой маленькой планете в безбрежности Вселенной).

Если эко-деревни действительно возникают из этих потребностей и возможностей, то ответ на вопрос, почему же мы до сих пор не живем в них, достаточно прост: эти потребности и возможности настолько новы, что мы как общество еще не успели осознать их. Хотя проницательные наблюдатели и первопроходцы понимали важность устойчивого образа жизни уже давно, большая часть технологий и знаний, на которых, вероятно, будут базироваться эко-деревни, появились менее 20-ти лет назад, а многие из них лишь в последние несколько лет. Несомненно, что многие из технологий еще даже не разработаны! В самом деле, лишь в последние три года лавинообразно стало нарастать понимание того, что вектор истории направлен к необходимости устойчивых моделей жизни. Мы, в лучшем случае, находимся в самом начале эры устойчивости, и можем ожидать, что основное развитие технологий и знаний, которые будут характеризовать эту эру, еще впереди.

В то же время, индустриальное общество, несмотря на его, очевидно возрастающий, недостаток устойчивости, имеет многовековую инерцию строительства общественных институтов и развития капитала. Учитывая мощную инфраструктуру промышленной эры и силу общественных стереотипов, для большинства людей гораздо легче продолжать возводить те же самые неустойчивые структуры, чем быть пионерами в области создания устойчивых поселений.

Проблемы эко-деревень

Однако, хоть и трудно быть первооткрывателями в строительстве устойчивых поселений, но не невозможно, и на этом пути встречаются награды! В самом деле, многочисленные группы делают это на протяжении десятков лет, как показывают исследования, приведенные в этом отчете. Чтобы оценить трудности, с которыми сталкивались первопроходцы, давайте рассмотрим проблемы, связанные со строительством эко-деревень.

Проблема биосистемы

Для того, чтобы осуществить идеал — безвредно вписать эко-деревню в естественную среду обитания, требуется, чтобы она была экологически дружественна в следующих аспектах:

· Сохраняла природную среду на своей территории

· Производила пищу, топливо и другие биоресурсы на месте

· Перерабатывала свои органические отходы

· Обеззараживала любые первоначально токсичные отходы. Перерабатывала все твердые отходы

· Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах посредством применения продуктов, произведенных вне ее

· Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах вследствие использования и складирования любых продуктов.

Проблема строительной среды

Для осуществления же этого идеала необходимо чтобы эко-деревня:

· была построена из экологически дружественных материалов

· использовала возобновимые источники энергии

· обезвреживала все твердые, жидкие и газообразные отходы жилищ и других строений

· в минимальной степени использовала моторизованный транспорт

· была построена таким образом, чтобы в минимальной степени воздействовать на местную экосистему.

Для того чтобы осуществить идеал всестороннего развития личности требуется, чтобы здания в поселке:

· имели хорошее соотношение общественного и личного пространства

· способствовали взаимодействию жителей

· способствовали широкому кругу деятельности

Проблема управления

Как и в случае с экономикой, идеалы справедливости и неэксплуатации указывают общее направление развития эко-деревень, но не дают четких указаний в отношении того, как воплощать эти идеалы. И здесь мы снова можем выделить вопросы, которые наиболее вероятно встанут перед эко-деревней в области управления:

· Как будут приниматься решения, какие методы будут использоваться и для каких типов решений?

· Как будут разрешаться конфликты?

· Как будут претворяться в жизнь решения, принятые общиной?

· Какова будет роль руководства и ожидания к нему?

· Каковы будут отношения эко-деревни с администрацией ее района?

Проблема целостной системы

Есть еще более глубокая и зачастую невидимая проблема "целостной системы". Возможно, самая большая трудность, с которой сталкивается любой, кто пытаемся создать эко-деревню, состоит в том, что это начинание требует изменения очень многих сторон жизни. Основатели общин обычно пытаются или чувствуют себя обязанными работать над всеми аспектами изменений одновременно, но почти все они требуют гораздо большего времени и средств, чем ожидалось. Вдобавок, каждая область изменения взаимодействует с другими областями непредсказуемым образом. В процессе этих изменений финансовые ресурсы, эмоциональные ресурсы и межличностные отношения находятся под сильным стрессом. Когда попытки создать общину приводили к неудаче, то одной из причин (вместе с другими, более специфичными) почти всегда было стремление группы сделать слишком многое слишком быстро, не сообразуясь со своими ресурсами.

Проблема целостной системы, таким образом, состоит в том, чтобы составить правдивое представление о размахе предприятия и затем выработать подход, который позволит общине развиваться стабильными шагами. Иными словами, "устойчивость" не есть только характеристика "завершенной" общины, она должна стать частью мышления и привычек с самого начала. Для строительства успешной эко-деревни требуется равновесие между тремя основными фазами:

1) исследование и проект;

2) воплощение и

3) поддержание

— для каждой из областей проблем

Даже простое отслеживание всех этих трудностей легко может стать сложным (вот почему это проблема!), но различные графические диаграммы и таблицы могут помочь разобраться в этой сложности. Мы обсудим один из таких зрительных подходов позже в разделе "Советы". А сейчас будет полезно начать с простой диаграммы, представляющей основные отношения между этими проблемами. Диаграмма представляет собой "строительный блок", где одни части системы "покоятся" на других. Биосистема и строительная среда представляют собой наиболее очевидные и зримые "требования" для эко-деревни. Это самые "верхние" кирпичи. Проблемы, связанные с ними, непросты, но в каком-то смысле они самые несложные или, по крайней мере, самые прямые и являются частью общих проблем.

  Целостная система  
  Био-система Строительная среда  
Экономическая система Управление
Объединяющие ценности
 

Согласно диаграмме, достижение успеха в сфере биосистемы и строительной среды зависит ("построено на") от успешного решения экономических и управленческих проблем. Успех в этих областях, в свою очередь, зависит от успешного решения задачи объединяющих ценностей.

И, наконец, все эти специфические области зависят от успешного решения проблем целостной системы. Поскольку эта проблема не является набором конкретных задач или требований, как другие, но представляет собой проблему поддержания правильных отношений между всеми ними, то мы определили ее как всеохватывающую, а не лежащую в основании всех остальных. Она не является строительным блоком, а скорее живой целостностью.

Взятые в своей совокупности, эти проблемы легко могут показаться (и быть!) непреодолимыми, и не должно удивлять, что, насколько нам удалось выяснить, пока еще нет общин, в полной мере воплощающих идеал эко-деревни. Вы можете сказать, что это плохая новость. Хорошая же новость состоит в том, что есть много общин и других групп, которые добились значительного успеха в разработке подходов к каждой из этих проблем и есть еще больше общин, которые уже через несколько лет смогут считаться полноправными эко-деревнями. Те группы, которые теперь устремили бы свои усилия на достижение этой цели — либо, начав новую общину, либо, усовершенствуя уже существующую — к счастью, не должны начинать с нуля.

Раздел второй

Об этом разделе

Заглавие этого раздела — "Плечи, на которые можно забраться" является ссылкой на ответ сэра Исаака Ньютона. На вопрос, почему он смог открыть законы физики, которые никто до него не мог открыть, Ньютон ответил: "Если я смог заглянуть дальше, то это оттого, что я встал на плечи гигантов". Общины, проекты и технологии, приведенные здесь, не всегда можно охарактеризовать, как "гигантов", но, взятые вместе, они предоставляют широкий спектр опыта, на основании которого можно делать выводы (плечи, на которые можно встать) для совершения последующих шагов в развитии устойчивых поселений. Эти примеры и описания были выбраны с целью обеспечить предельно представительную картину современного состояния движения эко-деревень. Мы включили сюда как общины, которые выглядят очень многообещающими в качестве примеров эко-деревень. так и общины, у которых можно поучиться на их примере.

Мы постарались вместить многие (хотя и не все) примеры в единую структуру. В пределах этой структуры, однако, присутствует большое разнообразие по длине и стилю. Некоторые из примеров были написаны членами общины, другие — сотрудниками Института Контекста и добровольцами. Мы решили сохранить это разнообразие, а не укладывать его в Прокрустово ложе, с тем, чтобы лучше отразить разнообразие, существующее в пределах самого движения эко-деревень.

Вовсех примерах общин нашими источниками были материалы, подготовленные либо в результате интервьюирования членов общин, либо самими членами. Это исследование не было задумано как всесторонний критический анализ, а скорее, как обзор. Тем не менее, источники нашей информации были (насколько мы могли судить) вполне откровенны, и читатель сможет убедиться, что они осветили не только сильные, но и слабые стороны.

Традиционные деревни

Ричард Кричфилд

Нижеприведенный материал является отрывком из книги Кричфилда "Деревни", написанной в 1983 году и основанной на 12-летнем изучении деревень по всему миру. В этом отрывке он подводит итог и сводит воедино характерные черты жизни традиционных сельскохозяйственных деревень. Таким образом, он как бы открывает перед нами окно в эту культурную традицию со всеми ее сильными сторонами и ограничениями.

Роберт Редфилд — американский антрополог, которого я так часто цитировал, первым предположил в 1954 году, что все деревни обладают сходными чертами культуры. В своей книге "Крестьянское Общество и Культура", изданной в 1956 году, Редфилд писал:

"Крестьянское общество и культура имеют нечто общее в своем основании. Это своего рода человеческая общность со сходными чертами по всему миру". В отличие от Оскара Льюиса с его 70 чертами "культуры бедности", которые применимы, в основном, к латиноамериканскому городскому миру, Редфилд никогда не развивал свою идею в деталях. И все же, уже на протяжении многих лет я нахожу очень полезным держать список характерных черт, которые схожи для многих деревень, которые я посетил: это помогает, как автомобильная карта. Ниже приведено то, что может быть названо "универсальной деревенской культурой", чтобы читатель мог сравнить это с деревнями, которые ему известны (или нашим собственным обществом). Если черты или фразы дословно взяты из работ Редфилда или Льюиса, я обозначал их значками (Р) или (Л). Все остальное собрано из прочих источников или основано на моих собственных наблюдениях.

Личность

Продолжительность жизни сельского жителя меньше среднестатистической (Л); в самых бедных деревнях мужчины в среднем доживают до более глубокой старости, чем женщины, которые половину своей жизни находятся в состоянии беременности;

как мужчины, так и женщины живут настоящим, мыслят конкретно и способны к спонтанному веселью; сельские жители фаталистичны, открыты, прямы и консервативны, имеют унаследованные традиционно и материалистические стремления;

зерновые (пшено, рис, кукуруза, тапиока и сорго) составляют питательный рацион;

возраст уважается, традиции и обычаи чтятся.

Семья

Глава сельской семьи — отец или старший сын, или, очень редко, овдовевшая мать — должны добывать пропитание, заботиться о крове и одежде для всех ее членов; а каждый член семьи, в свою очередь, обязан работать для всей семьи под руководством отца; это придает его власти экономическую основу;

семья является главной ценностью, и кровные родственные связи значат очень много; семейная жизнь характеризуется теснотой, стадностью и недостатком личного пространства (Л);

относительно большой процент доходов идет на религиозные обряды, алкоголь и сигареты. и небольшой процент — на лекарства, образование и одежду; большинство мужчин и некоторые старые женщины курят;

семьи группируются вокруг матери и эмоциональные связи с родителями сильнее, чем со сверстниками;

женщина обретает власть в доме как мать взрослых сыновей.

Секс и любовь

Подход к браку скорее практичен, нежели романтичен, а подход к любви, как правило плотский; половая жизнь часто обсуждается среди односельчан одного возраста;

ранний брак снижает напряженность от запретов (прямо направленных против женщин) на добрачные половые связи;

ценится девственность невест;

невеста зачастую выбирается на основе ее репутации в работе или по приданному, и красивые или хорошо образованные молодые женщины с трудом находят себе пару;

брак обеспечивает экономическое благосостояние и, соответственно, одинокие люди редки в деревнях, хотя все же встречаются;

браки по любви начинают признаваться, но все еще с большим вмешательством родителей;

внебрачные связи сурово караются, если их обнаруживают, но все равно практикуются;

практически полностью отсутствует проституция и гомосексуализм;

большинство сельских браков представляют собой "упорное партнерство" тесно связанной Работы и семейной жизни, но глубокая привязанность может Развиться на основе сострадания и совместных нужд.

Земля

Это самая сильная область Редфилда. Большинство сельчан любят свою родную землю, хотят владеть землей, привязаны к местам проживания и обычаям предков, испытывают благоговение перед природой (Р); может возникнуть почти органическая связь между людьми, их работой на земле и землей.

Труд

Тяжелая физическая работа является краеугольным камнем жизни каждого крестьянина; отсюда проистекает мнение, что крестьянская работа благородна, а торговля презренна (Р), и что способность к работе отражает зрелость и чувство собственного достоинства (Р);

по завершении тяжелой работы испытывается радость (Р), моральный дух отчетливо поднимается во время периодов интенсивного труда в полях, например, во время уборки урожая, и напротив, отмечается соответствующая дезориентация и деморализация во время периодов продолжительного безделья;

работоспособность и экономность считаются основными ценностями, хотя им и не всегда следуют; крестьяне полагают, что привычка к тяжелой работе должна прививаться с раннего детства (Р);

дети становятся независимыми в выполнении домашних работ еще с младенчества; юноша в такой же степени подготовлен к зарабатыванию хлеба насущного на земле, как и сорокалетний; дети работают с радостью, чтобы доказать, что они взрослеют;

существует преувеличенный страх болезней и потери трудоспособности, хотя нет страха смерти, так как неработающий теряет свой статус;

есть некоторая подозрительность, смешанная с почтением, к городской жизни (Р);

отношения между родителями и детьми становятся натянутыми, если дети перерастают родителей в образовании и теряют, как это часто случается, традиционное отношение к работе и земле.

Религия

Сельские жители весьма скептичны по отношению к организованной религии, будь то христианство, мусульманство, индуизм, буддизм или что-то другое, а также к попам, имамам, брахманам, или монахам; что однако, сочетается с глубокой личной верой;

сельчане верят в личного бога, заботящегося об их благополучии, который руководит силами добра в вечной битве с силами зла;

они склонны верить, что жизнь в какой-то степени "уже предначертана" — отсюда проистекает их фатализм;

большинство верит в систему наказаний за грехи и воздаяний за добродетели после смерти; почти повсеместно верят в рай и ад;

зло объясняется кознями сатаны или других демонов, которые делают людей похотливыми и неистовыми;

религия выступает как утешительница, хотя несчастья — болезнь, смерть, наводнения, засухи, голод, землетрясения — обычно принимаются философски, как участь всего сущего.

Взгляды на внешний мир

Вселенная индивидуума соизмерима для него с дальностью его путешествий, что для многих сельчан означает всего несколько миль в любом направлении; соответственно этому их горизонты обычно ограничены пределами ближайшего рыночного города и несколькими окрестными деревнями; неграмотность довольно высока, но даже грамотные крестьяне редко находят время для чтения;

я обнаружил на удивление мало любопытства к внешнему миру и знания о нем даже среди вполне образованных сельских жителей, мало интереса к газетам; телевидение дотянулось до большинства деревень за последние несколько лет, но если его и смотрят, то предпочтение отдают фантазиям, вроде фильма о Кунг-Фу, а не тому, что чем-то напоминает об их собственной жизни;

сельским жителям не свойственен национализм, но есть склонность отождествлять себя с местным регионом или этнической группой;

есть страх перед большими городами (порой сельчане вынуждены искать работу в городе, но они и там стремятся воспроизвести деревню, поселяясь рядом с односельчанами);

деревня остается точкой отсчета, по отношению к которой они определяют свое местоположение в мире и отношения со всем человечеством;

с самого детства сельский житель формирует в сознании картину своего места, своих отношений с односельчанами и внешним миром, прочно сбалансированного так, что он всегда чувствует свою связь с общиной, чьи общественные и семейные ценности вечны;

что до политики, то сельские жители хотят, чтобы их оставили в покое;

они признают внешнюю власть в священниках и религиозных учителях, школьных учителях, агрономах и сельхозтехниках, ветеринарах, врачах и родильных домах; и все же при малейшей возможности избегают внешних принуждений и негодуют на злоупотребления;

полицию уважают и ей подчиняются, если она поддерживает закон и порядок; полицию ненавидят, если она жестока;

сельчане редко отождествляют свои интересы с интересами горожан; среди них бытует представление о последних как о "расточительных", "ленивых" и "вероломных";

типичный житель деревни почти не имеет представления о географии мира и часто ничего не слыхал о таких вещах, как ядерное оружие, полет на Луну, или проблемы народонаселения, продовольствия и энергии.

Сельское общество

Деревня — это весь мир для ее обитателя, и Фостре был абсолютно прав, говоря, что страх осуждения соседом или "а что скажут люди" является гораздо более действенной силой, чем указы правительства или страх перед Богом;

общественное давление деревни порождает сильное желание подчиняться принятому ходу вещей;

сплетни являются основным развлечением, сельские жители проявляют большой интерес к жизни друг друга и, соответственно, полностью безразличны ко всем и всему, что находится за пределами деревни;

соседние поселения всегда имеют дурную славу;

обычно существует некоторая система деревенских прав и обязанностей, регулирующая такие вопросы, как выпас скота, заготовку дров, сенокос и строительство дорог и каналов.

Услуги, которые один сосед оказывает другому, такие как бесплатное гостеприимство или одалживание денег без процентов, должны быть возвращены в той же форме;

есть некоторая степень взаимовыручки;

все понимают, что у каждого — своя роль в целостном организме; протекает соответственно погоде и времени года, равно как и традиционные обряды и церемонии, которые тщательно соблюдаются;

жильем в основном служат мазанки, хотя имеются значительные вариации в зависимости от подручного строительного материала (травяные дома в Судане, деревянные шалаши на Филиппинах, каменные коттеджи с расписными окнами на Яве и т. д.);

сельские жители живут вблизи своих животных и обычно общаются с ними на особом языке;

нет никакой разницы, либо она небольшая во внешнем облике домов и одежды богатых и бедных;

неожиданная черта большинства деревень — богатые семьи работают гораздо больше и склонны жить несколько в стороне;

общественная жизнь вращается вокруг рождений, свадеб и смертей, местной школы и деревенской церкви; храма или мечети;

товары первой необходимости, такие как спички, сахар и чай закупают часто и небольшими партиями в кредит у деревенского купца, у которого большинство сельчан находится в долгу, (Л) во время острой необходимости у него же берут взаймы под лихоимский процент, а услугами банков пользуются очень редко; (Л)

успеху соседей завидуют, а те по возможности стараются скрыть свое достояние; существуют ограничения на развитие личности ради семейных и деревенских ценностей; (Р)

ежедневные общественные отношения отмечены большой приветливостью и сложными традиционными формами приветствия, которые могут быть или не быть искренними;

судя по моему личному опыту, крестьяне проявляют обычно исключительное радушие и доброту к иностранцам после начального периода сдержанности и подозрительности.

Внутри сельской культуры, конечно, можно встретить бесконечные исключения из правил и местные вариации. Так, например, у яванцев отмечается уникально большой процент разводов, а в латиноамериканских деревнях можно столкнуться с воинственным поведением или тем, что можно назвать показной мужественностью. Сходный культ мужского превосходства существует и в средиземноморских деревнях, и на мусульманском Ближнем Востоке (но не в мусульманской Индии, Бангладеш, Малайзии или Индонезии — разграничительная линия похоже пролегает выше Гангской Долины).

Ферма (The Farm)

Адрес: 34, The Farm, Summertown, ТN 38483, USA

Тел: 615/964-3574

Интернет: www.thefarmcommunity.com

Расположение: 35°09' с.ш., 90°58' з.д.

Количество жителей: 280-300

Начало проекта: 1971

Лицо для контакта: Альберт Бейтс (Аlbert Bates)

Членство: открытое

Подготовлено: Карлой Кольи Дьюаной Фиксейн посредством интервью с Альбертом Бейтсом и его статьей.

"Ферма" известна как наиболее успешная и долгоживущая из общин "хиппи". Она также известна своей эволюцией экономики и системы управления на протяжении последних 20 лет и широким воздействием ее услуг и сфер бизнеса.

Краткий обзор

"Ферма" образовалась как община из 320 хиппи, которые покинули район Хейт-Ашбери в Сан-Франциско в переоборудованных школь

Наши рекомендации