Цели и задачи культурной политики
Цели культурной политики в России (по Флиеру):
- всестороннее развитие системы СК ценностных ориентаций человека и общества;
- помощь населению в становлении ценностных ориентаций, адекватных новым условиям образа жизни и картины мира;
- развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей;
- приобщение к многообразию культур человечества, воспитание толерантного отношения к иному и потребности в культурном взаимодействии;
- воспитание демократического и плюралистического миропонимания.
Задачи культурной политики:
- исследование, прогнозирование и проектирование основных направлений социально-культурной эволюции общества, характерных черт;
– прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни
– исследование и формулирование новых параметров российской идентичности;
– поиск новых, современных языков и технологий социокультурной коммуникации;
– совершенствование законодательной базы в области культуры и социокультурной политики;
– целенаправленное формирование корпуса специалистов-культурологов, призванных практически осуществлять задачи культурной политики;
– разработка основных принципов взаимодействия с основными субъектами практического воспроизводства культуры (общественными организациями (религиозными, национальными, социальными), со сферой художественной практики, с философскими, общественными и гуманитарными науками, со сферой образования, средствами массовой информации и книгоиздателями, со сферой организации и обеспечения досуга).
Приоритетные направления социально-культурного развития
Приоритетные направления культурной политики – это наиболее значимые в социальном и личностном плане направления и сферы социокультурной деятельности, требующие финансовой, организационной и другой поддержки со стороны государства.
Приоритетные направления социально-культурного развития (Бирженюк Г.М., Марков А.П.):
Искусство (формирование художественной культуры населения).
История (историческая культура).
Нравственность (нравственная культура).
Экология (экологическая культура).
Здоровье (физическая и психическая культура).
Политика (политическая культура).
Труд (профессиональная культура).
Искусство:уровень художественной воспитанности населения на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению. Причины:
-в существующей системе и способах художественного воспитания;
-в социально-культурных изменениях общества, обозначившихся в последние два десятилетия;
-слабой материальной базой клубных учреждений;
-низким уровнем подготовки специалистов;
-ориентацией художественной самодеятельности на профессиональное искусство;
-просчетов в управленческой политике на уровне региона.
Нравственность (нравственная культура)
-произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация(снижение) фундаментальных ценностей – добра, сострадания, совести.
-сохраняется ориентация на идеалы, сформированные тоталитарным режимом и основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости.
Тенденция подчинения нравственности политике сохраняется и сегодня, когда утверждается, что политика – это и есть инструмент, воплощающий нравственные ценности общества в жизнь.
Одна из наиболее распространенных сегодня и действующих программ в сфере нравственной культуры – движение милосердия и клубы социальной помощи.
---------------------------------------------------------------------------------------
Изучение социокультурной ситуации в регионе(9)
Необходимо определить региональную культурную специфику (специфику местных локальных культур, особенности «малого культурного пространства»);
Выявить приоритетные направления социокультурной деятельности, которые должны финансироваться из средств фонда развития культуры и искусства, целевых фондов;
Определить социальные группы и категории населения, минимум культурного обслуживания которых должен быть обеспечен государством;
Определить региональный потенциал в рамках того или иного вида культурно-досуговой деятельности, имеющиеся материальные и человеческие ресурсы, включая средства местного бюджета, возможности государственных и общественных институтов орг. СКД;
Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона.
Информацию целесообразно формировать по следующим разделам:
1. Социальные и культурные особенности и проблемы региона
2. Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований
3. Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.
4. Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов
Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона.
Изучение социокультурной ситуации в регионе | Сбор, обработка, анализ информации о социально- политической, экономиче- ской и культурной жизни территории. | а) Паспорт социо- культурного развития региона; б) матрица анализа социокуль- турной жизни. |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Разработка концепции социокультурного развитиятерритории (10)
Работа с информацией предполагает:
а) выделение проблем социальных групп, слоев и территории в целом; .
б) определение причин (глобальных и региональных, объективных и субъективных), обусловивших возникновение этих проблем, а также препятствующих их разрешению или оптимизации;
в) осмысление как наиболее общих подходов к преодолению противоречий и разрешение проблем, так и конкретных путей.
Исходная информация, которая необходима для логических операций, содержится в паспорте социокультурного развития территории (концентрирует объективную информацию о наличии инфраструктуры культуры в регионе, использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях) и матрице анализа социально-культурной жизни региона (позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и отдельных групп, наметить приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп).
Пути и способы решения проблем культурного развития региона
Основные пути
Конкретизация предложений
Решение организационно-управленческих проблем
Разработка концепции социально культурного развития | Определение приоритетных направлений социокультурного развития: обоснование «проблемных» групп населения. | Концепция Социокультурной политики региона. |
8. Этапы формирования региональных программ развития культурно-досуговой деятельности:
Формирование региональных программ развития культурно-досуговой деятельности представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы.
Основная функция работников культурно-досуговой сферы – изучение социокультурной ситуации в регионе, выявление реальных проблем и их носителей, разработка и реализация программ в сфере свободного времени.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------