Цели и задачи культурной политики

Цели культурной политики в России (по Флиеру):

- всестороннее развитие системы СК ценностных ориентаций человека и общества;

- помощь населению в становлении ценностных ориентаций, адекватных новым условиям образа жизни и картины мира;

- развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей;

- приобщение к многообразию культур человечества, воспитание толерантного отношения к иному и потребности в культурном взаимодействии;

- воспитание демократического и плюралистического миропонимания.

Задачи культурной политики:

- исследование, прогнозирование и проектирование основных направлений социально-культурной эволюции общества, характерных черт;

прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни

исследование и формулирование новых параметров российской идентичности;

поиск новых, современных языков и технологий социокультурной коммуникации;

совершенствование законодательной базы в области культуры и социокультурной политики;

целенаправленное формирование корпуса специалистов-культурологов, призванных практически осуществлять задачи культурной политики;

разработка основных принципов взаимодействия с основными субъектами практического воспроизводства культуры (общественными организациями (религиозными, национальными, социальными), со сферой художественной практики, с философскими, общественными и гуманитарными науками, со сферой образования, средствами массовой информации и книгоиздателями, со сферой организации и обеспечения досуга).



Приоритетные направления социально-культурного развития

Приоритетные направления культурной политики – это наиболее значимые в социальном и личностном плане направления и сферы социокультурной деятельности, требующие финансовой, организационной и другой поддержки со стороны государства.

Приоритетные направления социально-культурного развития (Бирженюк Г.М., Марков А.П.):

Искусство (формирование художественной культуры населения).

История (историческая культура).

Нравственность (нравственная культура).

Экология (экологическая культура).

Здоровье (физическая и психическая культура).

Политика (политическая культура).

Труд (профессиональная культура).

Искусство:уровень художественной воспитанности населения на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению. Причины:

-в существующей системе и способах художественного воспитания;

-в социально-культурных изменениях общества, обозначившихся в последние два десятилетия;

-слабой материальной базой клубных учреждений;

-низким уровнем подготовки специалистов;

-ориентацией художественной самодеятельности на профессиональное искусство;

-просчетов в управленческой политике на уровне региона.

Нравственность (нравственная культура)

-произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация(снижение) фундаментальных ценностей – добра, сострадания, совести.

-сохраняется ориентация на идеалы, сформированные тоталитарным режимом и основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости.

Тенденция подчинения нравственности политике сохраняется и сегодня, когда утверждается, что политика – это и есть инструмент, воплощающий нравственные ценности общества в жизнь.

Одна из наиболее распространенных сегодня и действующих программ в сфере нравственной культуры – движение милосердия и клубы социальной помощи.

---------------------------------------------------------------------------------------



Изучение социокультурной ситуации в регионе(9)

Необходимо определить региональную культурную специфику (специфику местных локальных культур, особенности «малого культурного пространства»);

Выявить приоритетные направления социокультурной деятельности, которые должны финансироваться из средств фонда развития культуры и искусства, целевых фондов;

Определить социальные группы и категории населения, минимум культурного обслуживания которых должен быть обеспечен государством;

Определить региональный потенциал в рамках того или иного вида культурно-досуговой деятельности, имеющиеся материальные и человеческие ресурсы, включая средства местного бюджета, возможности государственных и общественных институтов орг. СКД;

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона.

Информацию целесообразно формировать по следующим разделам:

1. Социальные и культурные особенности и проблемы региона

2. Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований

3. Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.

4. Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона.

Изучение социокультурной ситуации в регионе Сбор, обработка, анализ информации о социально- политической, экономиче- ской и культурной жизни территории. а) Паспорт социо- культурного развития региона; б) матрица анализа социокуль- турной жизни.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Разработка концепции социокультурного развитиятерритории (10)

Работа с информацией предполагает:

а) выделение проблем социальных групп, слоев и территории в целом; .

б) определение причин (глобальных и региональных, объективных и субъективных), обусловивших возникновение этих проблем, а также препятствующих их разрешению или оптимизации;

в) осмысление как наиболее общих подходов к преодолению противоречий и разрешение проблем, так и конкретных путей.

Исходная информация, которая необходима для логических операций, содержится в паспорте социокультурного развития территории (концентрирует объективную информацию о наличии инфраструктуры культуры в регионе, использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях) и матрице анализа социально-культурной жизни региона (позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и отдельных групп, наметить приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп).

Пути и способы решения проблем культурного развития региона

Основные пути

Конкретизация предложений

Решение организационно-управленческих проблем

Разработка концепции социально культурного развития Определение приоритетных направлений социокультурного развития: обоснование «проблемных» групп населения. Концепция Социокультурной политики региона.

8. Этапы формирования региональных программ развития культурно-досуговой деятельности:

Формирование региональных программ развития культурно-досуговой деятельности представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы.

Основная функция работников культурно-досуговой сферы – изучение социокультурной ситуации в регионе, выявление реальных проблем и их носителей, разработка и реализация программ в сфере свободного времени.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Наши рекомендации