Лучник, законодатель, любимый сын

В Аполлоне воплощена красота всех видов, выраженная в искусстве, музыке, поэзии, молодости, разуме, умеренности.

Один из его важнейших и наиболее существенных аспектов объемлет все, что связано с законом и порядком. Изначально Аполлон олицетворял предрасположенность греков ко всему понятному, определенному, измеримому в противоположность фантастическому, смутному, бесформенному.

В.К.С.Гутри, "Греки и их мифы"

Аполлон отвергает любые формы близости: глубокую вовлеченность в вопрос, нежный взгляд и, в равной степени, слияние душ, мистическое опьянение и экстатическое видение.

Вальтер Ф. Отто, "Боги времен Гомера"

Аполлон -- воплощение маскулинной склонности наблюдать и действовать с расстояния. Как бог, архетип и мужчина, он "сияет". Аполлон -- любимейший сын Зевса, и его атрибуты помогают достичь успеха в патриархальном обществе. Он совершенно комфортно чувствует себя в небесном царстве интеллекта, воли и ума. И хотя этот бог известен как воплощение света и формы, есть у Аполлона также скрытая темная сторона.

Аполлон как бог

Аполлон -- второй по значению бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он -- законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов. Римляне, как и греки, знали его под именем Аполлон, или Аполлон Феб ("яркий", "сияющий", "чистый").

Его изображали в виде стоящего или идущего прекрасного безбородого юношу с мужественной сильной фигурой и развевающимися золотистыми волосами. На храме Аполлона в Дельфах были написаны две его главные заповеди "познай себя" и "знай меру". Его атрибуты -- лук и лира, растение-символ -- лавр.

Кроме яркого солнечного сияния, есть у него и менее известный темный аспект, -- причем, и светлая, и темная стороны этого бога отражены в соответствующих символах. С одной стороны, Аполлон известен как чистый святой очищающий бог, чьи атрибуты так или иначе связаны с солнцем -- его важнейшим символом. Когда настало время ему появиться на свет, поющие лебеди -- священные птицы Аполлона -- сделали семь кругов вокруг острова Делос, где его мать разрешилась от бремени, и Зевс подарил новорожденному колесницу, запряженную лебедями. Но с Аполлоном также ассоциировались ворон и ворона -- темные птицы, а еще -- змея и волк. Он мог быть мстительным и жестоким.

Генеалогия и мифология

Аполлон был сыном Лето и Зевса. Его сестра-близнец -- Артемида, богиня охоты и луны. Когда Лето (титанида из поколения богов, управлявших миром до олимпийцев) была беременна Аполлоном и Артемидой, она скиталась по всей земле в поисках места для родов. Однако нигде не находила она приюта, поскольку люди боялись гнева Геры, ревнивой супруги Зевса, -- и не без оснований. Когда уже совсем подошел срок, Лето прибыла на пустынный остров Делос. Девять дней и ночей длились мучительные роды (Гера не позволила богине деторождения прийти на помощь сопернице). Наконец родился Аполлон. Он появился на свет в седьмой день месяца под пальмой. Семерка стала его священным числом, а та самая пальма долго служила на Делосе достопримечательностью для туристов античности.

Аполлон и Артемида -- близнецы

Аполлон и его сестра-близнец Артемида были лучниками. У Аполлона, бога солнца, лук и стрелы сделаны из золота. У Артемиды оружие серебряное -- как и принадлежащая ей луна. Артемида родилась прежде Аполлона, и, согласно Гомеру, именно она научила брата искусству стрельбы из лука. Оба издали направляют свои невидимые стрелы, которые без промаха попадают в цель, неся быструю и безболезненную смерть. Обоих чтят за чистоту, и оба известны своей недоступностью и умением бесследно пропадать из вида (она скрывается в лесной чаще, он удаляется в таинственную землю гипербореев).

Как Артемида, так и Аполлон присматривают за молодыми людьми на пороге зрелости. И еще они стремительно и безжалостно карают своих обидчиков. Например, однажды глупая женщина Ниоба посмела насмехаться над их матерью Лето, хвастая тем, что у нее есть шестеро красивых сыновей и шестеро прекрасных дочерей, а у Лето только Аполлон и Артемида. Лето пожаловалась своим божественным детям, после чего Аполлон убил всех сыновей Ниобы, а Артемида -- всех дочерей. Сама же Ниоба превратилась в плачущий соляной столб.

Однажды Артемида влюбилась в охотника по имени Орион. Как-то раз, когда Орион заплыл далеко в море, ревнивый Аполлон указал ничего не подозревавшей сестре на голову ее возлюбленного и выразил сомнение, что она сможет попасть в эту точку из лука. Честолюбивая Артемида приняла вызов и пустила свою стрелу прямо в цель. Когда богиня поняла, что сразила своего возлюбленного, было уже слишком поздно.

В знаменитом фрагменте из "Илиады", где описана битва богов во время Троянской войны, Посейдон вызывал Аполлона на единоборство. Аполлон отказался от состязания, сославшись на то, что не собирается драться из-за ничтожных смертных, -- и не изменил своего решения даже после того, как Артемида назвала его трусом.

Неудачи Аполлона в любовных делах

Первой любовью Аполлона была Дафна, -- однако из-за Эрота (также известного под именами Амур и Купидон) эта любовь не принесла счастья богу солнца. Аполлон высмеивал Эрота, утверждая, что тот не умеет метко стрелять из лука. Разгневанный бог любви пустил золотую стрелу любви в сердце Аполлону, а отвращающую любовь свинцовую стрелу -- в сердце Дафны. Объятый страстью Аполлон стал преследовать Дафну, и когда уже почти настиг ее, девушка воззвала к своему отцу, речному богу, и тот обратил ее в лавровое дерево. Однако любовь Аполлона к Дафне не угасла. Лавр стал его священным деревом, а венок из его ветвей украшал голову бога.

Самая известная женщина, отвергшая любовь Аполлона и поплатившаяся за это, -- Кассандра. Кассандра -- дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы. Аполлон научил Кассандру искусству прорицания, взяв с нее обещание отдаться ему. Кассандра дала слово, но не сдержала его. Аполлон не мог отнять у нее дар пророчества, но в отместку за обман сделал так, что ее прорицаниям никто не верил. С самого начала Троянской войны Кассандре являлись видения о бедствиях, грозящих городу, но троянцы не верили пророчице и считали ее безумной.

Несколько большего успеха добился Аполлон в отношениях с молодой красавицей Коронидой, которая даже забеременела от него. Аполлон приставил белого ворона присматривать за возлюбленной, и тот сообщил богу, что возлюбленная ему изменяет. Аполлон сделал перья ворона из белых черными, а Корониду убил. Он совершил это убийство в порыве гнева и впоследствии жалел о содеянном. Однако вернуть девушку к жизни было уже невозможно. Когда Коронида лежала на погребальном костре, Аполлон извлек из ее лона нерожденного сына и передал его на воспитание кентавру Хирону. Сына назвали Асклепием, и впоследствии он стал богом целительства и медицины.

Однополая любовь тоже принесла Аполлону страдания. Однажды он настолько увлекся юношей по имени Гиацинт, сыном спартанского царя, что совсем забросил Дельфы и стал проводить все время с ним. Однажды во время состязания в метании диск Аполлона отскочил рикошетом от камня, попал в Гиацинта и убил юношу. Опечаленный смертью возлюбленного Аполлон поклялся, что Гиацинта будут помнить всегда. Из крови юноши вырос цветок и поныне носящий его имя.

Аполлон и пророчества

Аполлон был богом пророчеств, хотя, согласно мифам, сам изначально не занимался предсказаниями. Он просто экспроприировал пророческое искусство у более древних богов. В свое время Аполлон взял под контроль дельфийский оракул -- место, издавна знаменитое пророчествами. До Аполлона Дельфы были доэллинистическим святилищем Богини -- возможно, богини-змеи. Согласно мифам, Аполлон завладел Дельфами, убив великую драконицу, или змею, по имени Пифон. Впоследствии его называли Аполлоном пифийским, а его жриц -- пифиями.

Медиумами в храме Аполлона были женщины, и считалось, что способность к предсказаниям у пифий обусловлена их связью с богом солнца. На практике же контроль над пифиями осуществлял экзегет -- жрец-толкователь, получавший от них информацию. Когда пифия входила в транс, жрец задавал ей вопросы и записывал ответы. Затем слова пифии передавали другому жрецу, который, как правило, излагал их в стихотворной форме. Часто пророчества были смутными и двусмысленными. Оракула нередко использовали в политических целях.

Дельфы

У подножия горы Парнас в священном зале храма, наполненном дымом ячменных, конопляных и лавровых листьев, пожилая пифия усаживалась на треногий стул и входила в транс.

В этом же зале находился Омфалос, или серединный камень (слово "дельфус" означает "матка"). Дельфы считались маткой земли и серединой мира еще до того, как Зевс решил отыскать центр мироздания. Действуя в полном соответствии с духом научного исследования, он отослал навстречу друг другу двух орлов -- одного с восточного края земли, а другого с западного. Вылетев одновременно и летя на одинаковой скорости, они встретились прямо над Дельфами.

И еще во внутреннем святилище храма Аполлона находилась могила Диониса. На три зимних месяца Аполлон передавал свой храм под начало Диониса, а сам удалялся на север, в легендарную страну гипербореев.

Люди приходили в храм Аполлона по двум основным причинам (помимо желания поклониться богу): посоветоваться с оракулом и очиститься после совершения преступления. Законодатели просили совета у Аполлона, который был одновременно и создателем, и толкователем законов. Ему же греческие города приписывали создание своих конституций. Аполлон являлся божественным авторитетом в сфере законности и порядка.

Помимо двух наиболее известных заповедей, были на стенах его храма начертаны и другие, в которых отражены такие аполлоновы ценности, как умеренность и авторитет:

Укрощай свой дух.

Соблюдай границы.

Не терпи высокомерия.

Будь почтителен в словах.

Бойся власти.

Склоняйся перед божественным.

Не возгордись своей силой.

Держи женщин в узде.

Аполлон был панэллинским богом, чей авторитет во всей Греции был вторым после Зевса. Города Греции посылали в Дельфы своих эмиссаров в поисках совета, а из Дельф в города рассылали служителей Аполлона для толкования гражданских и религиозных законов.

Аполлон как архетип

Аполлон мог ясно видеть издалека, обозревая картину жизни в целом и примечая отдельные детали. Он мог попасть точно в цель своей выпущенной из лука стрелой или создать гармонию при помощи музыки. Как архетип, Аполлон олицетворяет тот аспект человеческой личности, который ищет точных определений, стремится в совершенстве овладевать навыками и искусствами, ценит порядок и гармонию и предпочитает смотреть на поверхность, не особенно заботясь о том, что скрывается за внешним покровом.

Архетипический Аполлон предпочитает мышление чувствам, отстраненность близости, объективную оценку субъективным интуитивным решениям. Мужчина, наиболее близко отвечающий архетипу Аполлона, обладает атрибутами, которые позволяют ему быть востребованным в этом мире. Он делает карьеру и овладевает классическими искусствами легче, чем большинство людей.

Лучник

Для того чтобы быть хорошим лучником, требуется воля, навык и практика. Совершенный лучник, стреляя в отдаленную цель, уверен в попадании. Образно говоря, такая уверенность от природы свойственна мужчине, который архетипически подобен Аполлону.

Аполлон обладает логическим складом ума и легко ориентируется в объективной реальности. Ему не приходится постигать причинно-следственные связи на горьком опыте или через родительские наставления. Они словно изначально запрограммированы в его уме. Это программирование и есть архетип -- маленький мальчик, знающий, чего он хочет, и обладающий достаточной волей, чтобы добиться желаемого, воплощает в себе архетип Аполлона.

Для того чтобы поразить цель, необходимо обладать ощущением будущего. И оно у мужчины-Аполлона есть. Мужчинам других типов бывает сложно строить планы на далекое будущее -- но не Аполлону. Он знает, куда хочет прийти, чего достичь, чего добиться. Он не мечтатель. Его цели реалистичны и требуют определенных усилий. Кроме того, эти цели понятны окружающим. Мальчик может поставить перед собой задачу выиграть на олимпиаде по определенному предмету или в спортивных соревнованиях. Следующей целью может быть поступление в Гарвард, Массачусетский технологический или в Оксфорд, чтобы впоследствии занять престижную должность в избранной сфере. Качества Аполлона способствуют обретению признания в обществе.

Наверное, в наиболее чистом виде архетип Аполлона проявляется в старших классах школы и в колледже, ибо в это время молодой человек, четко сориентированный на успех, еще не травмирован опытом неудач и не успел научиться смирению. Возможно, вы можете вспомнить успешного во всех отношениях Аполлона -- симпатичного, элегантного, собранного молодого человека с отличными оценками, играющего на музыкальных инструментах, занимающегося спортом и, скорее всего, выполняющего какие-нибудь общественные функции, -- в общем, мечта любого ректора.

Любопытно, что большинство участников космической программы "Аполлон" напоминают Аполлона. Вспоминая Джона Глена, Эдгара Митчелла или Нила Армстронга, я всякий раз представляю себе бога Аполлона. Они и их космическая программа подобны богу солнца, выполняющему волю своего отца, Зевса. Астронавты выполняли волю президента, и их достижения были предметом гордости многих президентских администраций.

Любимый сын

Аполлон -- любимый сын Зевса и второй после него по значению бог греческого пантеона. Белокурый любимчик отца, он необычайно старательно выполнял волю Зевса.

В Соединенных Штатах традиционные патриархальные ценности отстаивает республиканская партия. Джордж Буш-старший и Дэн Кейли -- кандидаты в президенты и вице-президенты от этой партии в 1988 году -- оба подобны Аполлону. Буш, сын могущественного сенатора, и Кейли, чья семья владеет едва ли не всеми газетами в штате Индиана, -- они оба обаятельные мужчины из привилегированного класса, привыкшие побеждать. Бушу, для того чтобы стать Зевсом, пришлось преодолевать имидж Аполлона -- вечного второго номера в команде. И почти невозможно представить себе, чтобы избиратели выбрали президентом архетипического мальчика-любимчика Кейли. Любимые сыновья, как правило, не поднимаются высоко, поскольку окружающие видят их только на вторых ролях. Архетипически такой человек играет роль сына или брата, ему не хватает амбиций, чтобы утвердить свою власть и править беспощадной отцовской рукой Зевса.

Архетип любимого сына не омрачается болью и борьбой. Это достигается благодаря склонности мысленно дистанцироваться от чужих страданий и не особенно проникаться собственными чувствами. Однако, когда окружающие воспринимают мужчину как Аполлона, на него проецируются все атрибуты этого архетипа и тогда им уже сложно видеть его иначе.

Музыкант

Аполлон ассоциируется с двумя струнными атрибутами: луком и лирой. Одно из них позволяет ему выпускать стрелы, другое -- создавать музыку. В.Ф.Отто в своей книге "Боги времен Гомера" отмечает, что греки видели родство между этими двумя искусствами: "В обоих случаях присутствует полет к цели: безупречно направленная стрела и безупречно направленная песня"2. Песня самого смышленого из богов не похожа на сон опьяненной души, но прямо летит к ясно видимой цели.

Музыка Аполлона, как и он сам, ассоциируется с ясностью и чистотой. В противоположность дионисийской музыке, в которой отражается хаос, экстаз, буйство, эмоциональный конфликт и страсть, Аполлон ценит чистоту ноты и прозрачность звука, когда музыка, подобно математике, несет через время гармонию и меру, поднимая человеческий дух. Идеалы Аполлона отражаются в музыке Баха. Те, кто слышал виолончелистов XX века Пабло Казалеса и Йо-йо Ма, нередко говорят, что их музыка дарит духовное прозрение -- словно вместе с мелодией приходит бог и безошибочно попадает в цель.

Сущность и плод музыки Аполлона -- умеренность и красота. Она укрощает любую дикость, зачаровывая даже хищных зверей. Когда мучимый болью библейский царь Саул попросил юного пастуха Давида сыграть ему на струнном инструменте, чтобы унять страдания, очевидно, Давид исполнил музыку того типа, какую играл Аполлон.

Хранитель закона и порядка

Аполлон давал городам законодательства, толковал законы, боролся за умеренность и порядок, организовывал местное самоуправление и предоставлял механизмы для решения споров. Как в деятельности музыканта, так и в деятельности законодателя проявляется стремление этого архетипа к порядку и форме. Аполлону не по нраву хаос и буйство, несогласованность или страстная напряженность -- как в поведении, так и в музыке. Через правила и законы, так же как через размер и интервал, Аполлон несет в мир порядок и строгие формы.

Стремление Аполлона к законности и порядку отражается в его уверенности в том, как должно быть. В своих указах Аполлон четко обозначал, что позволительно, а что нет. Поэтому юрист-Аполлон предпочитает работать с конституционным законодательством или со случаями, где можно уверенно применять законы и прецеденты, и не любит случаи, где нужно учитывать побуждения и особые обстоятельства. Не удивительно, что при выдвижении новых членов Верховного Суда США сторонники того или иного кандидата стараются прежде всего подчеркнуть его аполлонические качества.

Как идеалисты, верящие, что наступит время, когда все люди смогут жить мирно под сенью закона, который будет гарантировать справедливость и равноправие, так и современные сторонники "закона и порядка", твердо убежденные, что они знают, что "хорошо и правильно" для всех, -- черпают свою уверенность из архетипа Аполлона.

Человек обретает смысл жизни и уверенность в себе, когда делает ту работу, которая соответствует его архетипу. Юрист или судебный исполнитель -- так же как музыкант или астронавт -- может в глубине души чувствовать, что именно Аполлон делает его работу священной.

Далекий и недостижимый

Архетип Аполлона по ряду причин располагает человека к эмоциональной отчужденности от окружающих. Такой мужчина может жить в будущем, как сориентированный на цель лучник или пророк; может подняться над ситуацией и взглянуть на нее объективно, вместо того чтобы оставаться в плену у собственных чувств; не углубляется в свои эмоциональные трудности и проблемы во взаимоотношениях, воспринимая их как духовные уроки (каковыми они нередко и являются).

Таким образом, архетипу Аполлона свойственна способность видеть вещи рационально или духовно, отстранившись от собственных эмоциональных реакций. Благодаря этому дару человек способен дистанцироваться от своей душевной боли и "перенестись на небеса", найдя опору в интеллектуальном анализе, в осознанной духовной практике или в собственных принципах.

В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира -- некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Исследователь мифов В.Ф.Отто отмечает, что, когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту "благословенную страну света"3. В наше время образ Аполлона и гипербореев вспоминается в связи с деятельностью движения Нью Эйдж, чьи последователи рассказывают о своих путешествиях в миры света. При этом в наше время "северная страна за горами" (так греки описывали земли гипербореев) переносится в созвездие Плеяд или в другое измерение. Связь Аполлона со страной гипербореев в чем-то подобна привязанности Гадеса к подземному царству. Независимо от того, где находится отдаленное место для уединения -- среди звезд, под землей или в мире высшей математики, -- на психологическом уровне эффект один и тот же: ощущение изолированности от окружающих и склонность время от времени скрываться от повседневности в ином мире.

Брат

В семье особое значение имеет роль Аполлона как брата -- его склонность как к братскому соперничеству, так и к братской дружбе проявляется во взаимоотношениях Аполлона с младшим братом вестником богов Гермесом и с сестрой Артемидой, богиней охоты и луны.

С Артемидой Аполлона связывают многие мифологические сюжеты. Артемида родилась первой и принимала роды у своей матери Лето, рожавшей Аполлона долго и мучительно. Позже Лето призвала обоих детей, чтобы они отомстили Ниобе за оскорбление. Ревнуя сестру, полюбившую Ориона, Аполлон спровоцировал ее на убийство возлюбленного (при этом Артемида не знала, в кого стреляет). Соперничество возникло между Аполлоном и его младшим братом, Гермесом, который, едва родившись, украл у Аполлона коров, а затем дал ему лиру.

Как носитель архетипа брата (или любимого отцом старшего брата), мужчина-Аполлон способен успешно работать в команде. Он органично играет роль второго, не чувствуя обиды или досады, которые мог бы испытывать в подобной ситуации мужчина, архетипически склонный к роли отца, или царя, и испытывающий потребность иметь собственное королевство. Для Аполлона совершенно естественно сотрудничать с компетентной женщиной и состязаться с ней. Удачливый в конкурентной борьбе Аполлон успешно участвует в политических играх, а также в спортивных состязаниях и обычно не склонен таить обиду на победителей. В силу своей эмоциональной отстраненности он умеет относиться к политике как к игре, и это дает ему преимущество перед теми, кто находится в плену у эмоций. Однако он не поднимается на самый верх, поскольку ведет свою игру довольно осмотрительно и не поощряет окружающих видеть в себе шефа. Аполлон был самым важным богом после Зевса.

Не герой

Физически развитый, с благородной внешностью, Аполлон внешне похож на героя, но на деле отвергает эту роль. В частности, он не позволил Посейдону втянуть себя в единоборство, -- что никак не вписывается в образ героя, бытующий в нашей культуре начиная с воинов троянской войны и заканчивая ковбоями из современных вестернов. Разъяренному Посейдону Аполлон спокойно ответил: "Не знал бы я ни меры, ни благоразумия, когда бы стал сражаться из-за недостойных смертных, которые ныне многочисленны, словно листья на дереве, но скоро увянут и опадут". Не принял он этот вызов даже после того, как Артемида назвала его трусом.

Более того, Аполлон постоянно противодействовал героям. Он отказался дать предсказание Гераклу, когда тот обратился к дельфийскому оракулу. Он противостоял Ахиллу, самому чтимому и прославленному из греческих героев. Ахилл погиб, когда стрела поразила его в пятку -- единственное место, не омытое в Стиксе. Согласно разным версиям, его убил сам Аполлон, -- либо в облике Париса, либо собственной персоной. Но в любом случае это было не героическое единоборство лицом к лицу, а выстрел из лука с расстояния.

Аполлон ценит благоразумие, избегает физической опасности, не поддается эмоциям и предпочитает занимать позицию наблюдателя. Это позиция зрителя, а не героя. Во времена, когда полководцы лично вели войска в бой, среди генералов, наверное, не было Аполлонов. Но в наши дни Аполлоны, видимо, составляют значительную часть пентагоновского командования. Когда военные игры обдумываются так тщательно, как ныне; когда необходимо просчитывать различные варианты каждой операции; когда решающий удар можно нанести издалека, нажав определенное сочетание клавиш на компьютере, -- на роль такого кабинетного генерала вполне годится Аполлон, предпочитающий иметь дело со статистическими возможностями, а не со страстями и привязанностями, которые движут людьми. Именно так было во времена вьетнамской войны, когда Пентагоном командовал министр обороны Роберт Мак-Намара, приведший с собой команду молодых энергичных и умных людей, которых газеты окрестили "бравыми ребятами".

Культивирование Аполлона

В нашей культуре принято с раннего детства активно воспитывать в мальчике аполлонические черты. С детского сада и до окончания института детей учат формальному логическому мышлению. И повседневная жизнь, и точные науки в школе преподносят человеку уроки причинно-следственной связи. Хорошие оценки и поведение сегодня помогут тебе выше подняться завтра. Во всех школах (за исключением некоторых альтернативных учебных заведений) и сами занятия, и система оценок направлены на утверждение аполлонических ценностей и развитие в ребенке аполлоновых черт.

Несмотря на то что в обществе развитию качеств Аполлона уделяется так много внимания, если в человеке доминирует другой архетип, вполне возможно, что он почувствует потребность культивировать в себе Аполлона только в зрелом возрасте. Развивая в себе качества Аполлона, люди учатся планировать свое время, распоряжаться деньгами, организовывать рабочее место. Помощь этого архетипа требуется и для выполнения более узких задач -- таких, как составление резюме для поступления на работу. Какова бы ни была задача, прилежное обучение и регулярная практика, как правило, ведут к успеху в царстве Аполлона. Практически в любой сфере деятельности существуют специалисты, способные помочь вам в систематическом изучении предмета.

Аполлон как мужчина

Мужчина, подобный Аполлону, обычно хорошо приспособлен к жизни. У него есть качества, позволяющие ему заслужить одобрение окружающих и добиться успехов во внешнем мире. Однако во взаимоотношениях с окружающими и во внутреннем мире могут быть некоторые сложности.

Ранние годы

Ребенку-Аполлону, как правило, свойственно светлое и солнечное (в полном соответствии с мифологией) отношение к жизни. Обычно это экстравертный любознательный ребенок, взирающий на мир с большим интересом. Такому малышу очень нравится смотреть по сторонам, сидя на плечах у папы или мамы.

Аполлон активно собирает информацию об окружающем мире. Он то и дело задает вопросы "Что это такое?" или "Что ты делаешь?". Ему нравится узнавать названия предметов. Такой мальчик не обладает мечтательной натурой и не склонен выдумывать себе воображаемых друзей или воображаемых чудищ.

В детском саду маленький Аполлон хорошо ладит с другими мальчишками, он умеет идти на компромиссы и даже может стать лидером. Другие мальчики нередко хотят считать его своим лучшим другом, тогда как он обычно не склонен устанавливать с кем-то особые отношения.

На детских конкурсах и спортивных состязаниях мальчик-Аполлон может добиваться хороших или отличных результатов. Если у него есть какой-либо талант, он оттачивает его практикой. Этот ребенок не оставляет свои способности без развития.

Такое впечатление, что у мальчика-Аполлона есть встроенные часы, и он точно знает, что нужно делать сегодня, а что завтра. Поэтому он успевает уделить внимание всему -- делать уроки, заниматься музыкой, подрабатывать доставкой газет, принимать участие в скаутской деятельности, петь в церковном хоре...

Хотя он может быть и в самом деле таким хорошим мальчиком, как кажется снаружи, -- а маленького Аполлона часто считают "образцовым ребенком", -- нередко у него бывают достаточно неблагополучные приятели, то и дело попадающие в различные переделки (однако сам он, как правило, в сомнительные истории не впутывается). Другие мальчишки могут идти на поводу у своего буйного необузданного хулиганского характера, -- и, переступая границы дозволенного, они не задумываются, что напрашиваются на неприятности. Но Аполлон не таков: он думает о последствиях и контролирует свое поведение.

Родители

Бог Аполлон родился вторым в паре близнецов. Его мать, Лето, мучилась родами девять дней и ночей, прежде чем он появился на свет. После всех этих мук Аполлон родился "и Лето осталась довольна, поскольку новорожденный был силен и он оказался лучником"4. В этих ее словах из гомеровского гимна к Аполлону Делосскому отражается благодарность всех женщин, которые "преуспели в рождении" сына и наследника, -- благодарность, в дальнейшем оправдываемая достижениями их сыновей-Аполлонов.

После такого испытания даже богиня, вероятно, чувствовала бы смертельную усталость и не могла бы нянчить ребенка. Мы знаем, что Аполлон "не был приобщен к материнской груди. Вместо этого Фемида своими божественными руками вливала в его уста нектар и дивную амброзию"5. Таким образом, первым пропитанием Аполлона была пища богов, и получал он ее от Фемиды, доолимпийской богини пророчества, чью мантию впоследствии носили оракулы Аполлона. Подобная ситуация может сложиться и в жизни мужчины-Аполлона, если его мать склонна вести себя сдержанно и редко обнимает и ласкает малыша. Таким образом, младенец не получает той ласки, которую способна дать "земная мать".

С самого начала Аполлон описывает свою миссию на земле следующим образом: "Я в точности передам людям волю Зевса"6. Это сын, купающийся в лучах отцовского признания: "Озаренный ярким светом, быстроногий, в прекрасных одеждах. Исполнены радости великие сердца златовласой Лето и мудрого Зевса, когда они смотрят на своего дорогого сына, играющего с бессмертными богами"7.

Мальчик-Аполлон часто заслуживает похвалу, особенно от традиционного отца, за то, что в точности похож на него. Сын-Аполлон нередко становится позитивным отражением своих родителей. Он преуспевает в культуре, ценящей достижения. Этот ребенок привык купаться в лучах родительской гордости, "озаренный ярким светом". Таково традиционное положение сына-Аполлона в патриархальной культуре -- особенно если он является первенцем. От него ждут, что он станет хранителем семейных традиций -- то есть "исполнит волю отца".

Роль победителя привычна для мальчика-Аполлона, и он получает любовь и одобрение за то, что делает. Однако на всех этапах жизни (и состязания) юный Аполлон сталкивается с другими людьми, которые умеют соревноваться и не сдаются без боя. Тогда ему приходится вести довольно напряженную борьбу за успех, и он может утратить положение самого успевающего ученика в классе или лучшего игрока в команде.

Тут возникает психологический вопрос: насколько необходимо его родителям, чтобы ребенок был на первых ролях? Любят ли они сына за то, какой он есть, или же родительская любовь непосредственно обусловлена его успехами? Зависит ли его собственная самооценка от последних достижений? Удручают ли его поражения? Если да, тогда он воспринимает любые сомнения в своих силах или жизненные вызовы слишком близко к сердцу, хотя обычно прячет это чувство неуверенности и ту враждебность, которую оно в нем порождает, за маской солнечной улыбки.

Иногда у мальчика-Аполлона бывают родители с нарциссическими склонностями, желающие, чтобы сын был их продолжением. Они довольны собой, когда ребенок "побеждает", и требуют, чтобы он был достоин своей семьи. Такому мальчику приходится нести нелегкую ношу. Он и так стремится состязаться с другими -- в силу врожденной склонности. Но необходимость всегда побеждать, чтобы не утратить небескорыстную любовь родителей, может привести к психологическому перенапряжению, которое только ухудшит его шансы на победу. Отрабатывая свое мастерство, мальчик показывает отличные результаты, но, когда приходит день зачета, он не может проявить свои способности в полной мере.

Если ребенок с характером Аполлона обладает какими-то исключительными способностями, то разовьет ли он в полную силу свой потенциал -- шахматный, музыкальный, математический, врачебный, юридический, стрелковый, научный, просто человеческий -- в значительной мере зависит от родителей и учителей. Ребенок, обладающий талантом к какому-то делу и аполлоновой волей к успеху, добивается наилучших результатов в тех случаях, когда обучение превращается в игру, которой нужно овладеть. При этом важно, чтобы источником удовлетворения служили не внешние стимулы, а само мастерство и любовь к своему делу.

Юность и молодость

Как пройдет молодость мужчины-Аполлона, зависит от того, насколько хороший "лучник" из него получился. Если этот молодой человек талантлив и ему не мешает проявлять свои способности страх перед поражением, тогда он будет снова и снова достигать поставленных целей. Хорошие оценки, общественные должности, грамоты, награды, стипендии и премии -- все это рекой течет к молодому Аполлону. Если этот юноша родился в бедной семье, то он может быть похож на персонажей Горацио Алджера.* Он много работает и рационально использует свое время, что позволяет ему хорошо учиться, участвовать во внеклассной деятельности и еще зарабатывать себе на жизнь.

* Алджер, Горацио (1834-1899) -- американский писатель. -- Прим. перев.

Он склонен искать отца-Зевса среди старших мужчин, если жизнь не дала ему реального отца, который мог бы выполнять эту роль. У мужчины-Аполлона есть архетипическая тяга быть любимым сыном, потребность преуспевать и добиваться одобрения мужчины-Зевса, который способствовал бы его продвижению в обществе.

Задача первой половины жизни, которая для мужчин, как правило, состоит в том, чтобы преуспеть на работе, совпадает с естественным аполлоническим стремлением к личным достижениям, поэтому этот этап жизни дается такому мужчине на удивление легко. Для большинства Аполлонов молодость не является временем тревог, бунта против авторитарной власти или мистических и сексуальных поисков, -- а даже если такие тенденции есть, то они незаметны для окружающих.

Сложности на этом этапе могут возникнуть, если Аполлону не удается преуспеть в силу психологических, социальных или интеллектуальных проблем или дефектов. Аполлон, страдающий дислексией или другими проблемами с обучением, очень болезненно воспринимает свою неспособность добиться успехов. При этом именно такой ребенок имеет шансы преодолеть свой дефект благодаря упорной систематической работе. Однако разрыв между его желаниями и физическими способностями может породить столько внутреннего отчаяния и гнева, что он просто не сможет сосредоточиваться, и это помешает ему справиться с дефектом.

Работа

На работе у мужчины-Аполлона есть несомненные преимущества перед другими. Ему легко добиваться успехов в труде, поскольку он обладает врожденной способностью сосредоточиваться на задаче, а также стремлением к совершенству в своем деле и заинтересованностью в конечном результате. Благодаря объективному отношению к себе и к окружающему миру, он ставит перед собой реалистичные цели и терпеливо, шаг за шагом, осуществляет свои планы.

Аполлон избирает себе профессию, требующую длительного обучения и способности ставить перед собой долгосрочные цели. Многих мужчин этого типа привлекает медицина и юриспруденция. Особенно хорошо ему подходит работа юриста. Так в процессе по делу Ореста, убившего свою мать (а он убил мать по наущению самого же Аполлона, поскольку она перед этим убила отца Ореста, Агамемнона), Аполлон проявил себя как блестящий адвокат.

Аполлон хорошо адаптируется к рабочей среде в различных учреждениях и корпор

Наши рекомендации