Тема 5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 страница

Основы вероисповедальной практики называются «Столпами ислама».
1. Исповедание веры — шахада(«свидетельство») — ритуальная формула двух первых догматов ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» (Ля илаха илля л-Лаху ва Мухаммадун расулу л-Ллахи). Первая часть шахады утверждает веру в единого бога (таухид), а вторая — в пророческую миссию Мухаммада (нубувва). Шахада — важнейшее положение исламского символа веры. Иноверец, провозгласивший шахаду в присутствии двух свидетелей, становится мусульманином. Однако шахада считается недействительной, если произносивший ее допустил лицемерие, не принял произнесенное всем сердцем, либо использовал шахаду лишь как грамматический пример [7, C. 568].

2. Молитва (арабск. — ас-салат; персидск. — намаз) — осознание Бога и общение с ним. Молитвенный обряд отличается от случайного обращения к богу по каким-либо личным поводам. Прежде чем начать молитву, мусульманин должен совершить омовение (вуду). Молитва включает от двух до четырех ракатов — циклов поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул и коротких сур Корана в строго определенном порядке. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: фаджр (молитва на рассвете, состоящая из двух ракатов), зухр (полуденная, 4 раката), аср (предвечерня, 4 раката), магриб (на закате, 3 раката), иша (с наступлением ночи, 4 раката). Дополнительная ночная молитва (витр) может включать до 13 ракатов. Молитва может совершаться в любом ритуально чистом месте, однако пятничную полуденную молитву рекомендуется совершать в мечети совместно с другими мусульманами (салят-аль-джума). Всем взрослым мужчинам предписано присутствовать на этой молитве.

3. Закят — налог в пользу нуждающихся мусульман. В соответствии с Кораном Аллах требует от правоверного не только исполнения молитвенного обряда, но и оказания материальной помощи тем, кто в ней нуждается. Закят буквально означает «очищение», так как считается, что милостыня «очищает» богатство, делает его праведным, а уплата закята позволяет добиться справедливого перераспределения жизненных благ и духовно очищает того, кто платит его своевременною

4. Соблюдение поста (саум) в месяц Рамадан, девятый месяц мусульманского календаря. По преданию именно в месяц Рамадан Аллах призвал Мухаммада к пророчеству и ниспослал ему первые коранические откровения. Пост требует от мусульманина сознательного приведения духа в состояние молитвы и покоя. В дневные часы правоверный обязан ограничивать себя в физических удовольствиях. В это время он должен отказываться от еды, питья, курения и интимных отношений. Однако все это не запрещено после захода солнца (когда нельзя отличить черную нить от белой) вплоть до следующего утра, но и в эти часы мусульманин должен придерживаться благочестия. Пост длится 30 дней. По истечении Рамадана начинается трехдневный праздник разговения.

5. Хадж — паломничество в Мекку. Каждый взрослый, материально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж.
Хадж совершается в строго определенное мусульманским календарем время, в месяц Зу-ль-хиджа, четвертый после Рамадана. Мусульманин может совершить паломничество и в любом другом месяце. Но в этом случае паломничество не считается хаджем, а только малым паломничеством (умра). Ритуал хаджа в Мекке повторяет прощальное паломничество Мухаммада.

Некоторые мусульманские богословы к пяти общепринятым «столпам ислама» добавляют шестой – джихад (борьба за веру). Выделяют несколько видов джихада: «джихад сердца» — борьба со своими собственными недостатками; «джихад языка» — разрешение одобряемого и запрет порицаемого; «джихад руки» — наказание преступивших закон и нравственные нормы; «джихад меча» — вооруженная борьба с целью защиты ислама, падшие в которой (шахиды) обретают вечное блаженство. Последний вид джихада называют также газават (мн. ч. от газва — набег) или фатх (завоевание, победа). В такой войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания.

В исламе, как и в других религиях, существует много направлений, течений и сект. Основным направлением ислама является суннизм. Его последователи составляют 90% мусульман. Другое направление – шиизм (от араб. – группировки, партия) возник во второй половине VII в. Развивался как оппозиция ортодоксальному направлению, как религия против злоупотреблений власти. Шиизм со временем раскололся на многочисленные течения и секты, например, исмаилизм, который является наиболее многочисленным и влиятельным течением. В IX в. возникли секты имамитов, алавитов и др.В VIII в. появился суфизм – течение, основой которого была идея мистического познания Бога как идеал и высшая цель жизни, нравственное совершенство человека, проповедь аскетизма, бедности, воздержания и презрения к миру. Ваххабизм – одно из течений суннитского направления, возник в Аравии в конце XVIII в. Его основатель выступил с проповедью возрождения «чистоты ислама» и подлинного единобожия.

Особенность ислама заключается в том, что с одной стороны он основан на строжайшем единомыслии ядра учения пророка, устоев веры, а с другой стороны – он абсолютно децентрализован в плане организации и структуры. В исламе отсутствует церковь как институт и духовенство как служилое сословие. Лица, входящие в духовную иерархию, являются лишь религиозными авторитетами. Вместе с тем, все сферы общественной жизни контролируются и регулируются сообществом духовных лиц.

В России ислам является второй по численности последователей, после православного христианства, религией. Много последователей этой религии проживает и в нашем регионе, который является уникальным гетерогенным образованием. полиэтничным и поликонфессиональным. Помимо мусульман, в Нижневолжском регионе проживают православные христиане и старообрядцы, протестанты различных направлений (лютеране, баптисты, адвентисты, методисты и др.), католики, буддисты, ортодоксальные иудеи и даже индуисты [40, C. 178-179].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое региональные (народностно-национальные) религии, чем они характеризуются?

2. Охарактеризуйте мировые религии как специфическую форму существования религиозных воззрений.

3. Объясните смысл основных догматов буддизма.

4. В каких странах распространен буддизм?

5. Какие конфессии существуют в христианстве, когда и почему они образовались?

6. Перечислите православные автокефальные церкви, укажите, в каких странах они находятся.

7. Докажите, что христианство и ислам являются близкими, авраамическими религиями.

8. В чем заключается смысл основных догматов ислама?

Тема 5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 страница - student2.ru

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. – Спб., 1997. – 342 с.

2. Барулин, А.Н. Основания семиотики: Знаки, знаковые системы, коммуникация / А. Н. Барулин. - М., 2002. – Ч. 1 – 464 с. Ч.2 – 402 с.

3. Бешем, А. Цивилизация Древней Индии / А. Бешем; пер. с фр. – Екатеринбург: 2007. – 496 с.;

4. Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврепида до Александрии / А. Боннар; пер с фр. – М. – 1995. – 671 с.;

5. Брей, У. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп; пер с англ. – М., 1990. – 368 с.

6. Бурлак, С. А. Происхождение языка: новые материалы и исследования / С. А. Бурлак. – М., 2007 // http://www.philology.ru/linguistics1/burlak-07.htm;

7. Васильев, Л. С. История религии Востока / Л. С. Васильев. – М., 1998. – 646 с.

8. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегречечской культуре / М. Л. Гаспаров. – М. – 2002. – 384 с.;

9. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - М., 1987. – 378 с.

10. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. – 2006. – 560 с.;

11. Гуревич, П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1994. – 317 с.

12. Дафтари, Ф. Легенды об ассасинах: Мифы об исмаилитах / Ф. Дафтари; пер. с англ. – М.: 2009. – 212 с.;

13. Донини, А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) / А. Донини. – М.: 1979.;

14. Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. – М. – 1990. – 288 с.;

15. Естрина, О. В. «Цивилизация» как культурологическое понятие / О. В. Естрина // Человек, культура, общество: межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2008. – Вып. 6. – С.164-171.

16. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. – Спб., 2005. – 474 с.

17. Кардини, Фр. Европа и ислам: история непонимания / Фр. Кардини; пер. с итал. – СПб. – 2007. – 332 с.;

18. Кессиди, Ф. К проблеме греческого чуда / Ф. Кессиди // Культурология: учеб. порсоб./ под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону. – 1995. – С.501-516

19. Кинг, Х. А. Древнеегипетский храм / Х. А. Кинг. – М. – 1979. – 433 с.;

20. Климович, Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М: 1988. – 326 с.;

21. Коростовцев, М. А. Религия Древнего Египта / М. А. Коростовцев. – СПб. – 2000. – 376 с.

22. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону, 2008. – 366 с.

23. Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 2007. – 348 с.

24. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий; пер. с польск. – М. – 1986. – 350 с.

25. Леви –Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М., 1994. – 328 с.

26. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М., 1994. – 608 с.

27. Майоров, Г. Г. Этика христианства / Г. Г. Майоров. – М. – 1987. – 278 с.;

28. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М. - 1976. – 536 с.

29. Мень. А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т. 3. У Врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры / А. В. Мень. – М. – 1992. – 239 с.; Т. 6. На пороге Нового Завета: от эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя / А. В. Мень. – М. – 1993. – 622 с.; Т.7. Сын Человеческий / А. В. Мень. – М. – 1992. – 324 с.;

30. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. – 1991. – 736 с.

31. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М. – 1991. – Т. 1. А-К. – 671 с.; 1992. – Т. 2. К-Я. – 719 с.

32. Найдыш, В. М. Мифология: учебное пособие / В. М. Найдыш. – М., 2010. – 432 с.

33. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства и другие работы: сборник / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. – М., 1991. – 638 с.

34. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. – М., 2000. – 704 с.

35. Пигалев, А. И. Культурология: учебн. пособие / А. И. Пигалев. – Волгоград, 2005. – 420 с.

36. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б. Ф. Поршнев. – М.,1974. – 731 с.

37. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп - Л.. – 1996. – 366 с.

38. Развитие представлений о культуре от античности до эпохи Просвещения.- Ч. 1. – Волгоград. – 1994. – 24 с.

39. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995. – 701 с.

40. Самчук, М. М. Духовная сфера региона: поликонфессиональность / М. М. Самчук, А. А. Самчук // Человек, культура, общество: межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2008. – Вып. 6. – С.172-180.

41. Свенцицкая, И. С. Раннее христианство: страницы истории / И. С. Свенцицкая. – М. – 1988. – 336 с.;

42. Сурдель, Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; пер. с фр. – Екатеринбург: 2006. – 544 с.;

43. Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. – М., 1990. – 622 с.

44. Уайт, Л. Понятие культура и культурология / Л. Уайт // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 188-202,

45. Уайт, Л. Эссе о культуре // Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт; пер. с англ. – М. – 2004 – 1064 с.

46. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – М., 2001. – 719 с.

47. Флиер, А. Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. – М., 1995. – 128 с.

48. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. – М., 2005. – 256 с.

49. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. – М. – 1990. – 542 с.

50. Хайдеггер М. Путь к языку. Из диалога о языке. Слово // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1998. – 688 с.

51. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. – М.: 2005. – 603 с.;

52. Хейзинга, Й. Homo Ludens.Человек играющий / Й. Хейзинга. – М., 1992. – 464 с.

53. Цицерон, Марк Тулий Тускуланские беседы / Марк Тулий Цицерон // Избранные сочинения– М., 1975. – 456 с.

54. Шаму, Фр. Эллинистическая цивилизация / Фр. Шаму; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2008. – 480 с.

55. Шестов, Н. И. Политический миф теперь и прежде / Шестов Н. И.. – М. – 2005. – 417 с.;

56. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. – 1987. – 106 с.

57. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа Христа / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 512 с. Т. 3. От Магомеда до Реформации / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 352 с.

58. Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельс //К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, Т. 20. – М., 1978. – 515 с.

59. Юнг, К.Архетипы коллективного бессознательного / К. Юнг // Избранные труды. – М., 1985. – 470 с.

60. Якушин, Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б. В. Якушин. – М., 1984. – 137 с.

61. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – 527 с.

Наши рекомендации