Психолого-педагогическое образование
Рабочая программа дисциплины (модуля)
КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
«Психология и социальная педагогика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная/заочная
Составитель:
Н.П.Крохина,
кандидат филологических наук,
доцент
Рецензент: Л.В.Ершова,
доктор пед.наук, профессор
Шуя 2011
1. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов поликультурного сознания, позволяющего толерантно взаимодействовать с представителями различных культур и ориентироваться в современных тенденциях межкультурного взаимодействия.
Задачи:
· рассмотреть феномен культуры и функции культуры, множественность теоретических подходов к анализу культуры;
· рассмотреть важнейшие типы культур, этнокультурные и конфессиональные различия в современном мире;
· выявить важнейшие закономерности современных социокультурных процессов;
· проанализировать принципы и типы взаимодействия культур;
· рассмотреть механизмы межкультурной коммуникации и проблемы национальной идентичности;
· выявить место Россия в диалоге культур.
2. Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина адресована студентам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» (бакалавриат) и входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). Она связана с такими дисциплинами Основной образовательной программы как «История»,«Философия», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Статус дисциплины –б.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
· владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
· владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
· способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
· готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
· способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- различные определения культуры и исторические типы культур;
- различия между традиционной и современной культурой;
- содержание понятий и категорий современной культурологической науки (культурогенез, динамика культуры, типология культуры, традиция, парадигма, ценность, информационная и коммуникативная культура, диалог, мультикультурализм, глобализация, идентичность и др.)
уметь:
- критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения современной культуры;
· толерантно взаимодействовать с представителями различных культур;
· ориентироваться в современных тенденциях межкультурного взаимодействия.
владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины;
- навыками теоретического анализа межкультурного взаимодействия в современном мире.
Вклад дисциплины в формирование компетенций:
Наименование дисциплины, курс | Проверяемые компетенции | Способствует (вместе с другими дисциплинами) формированию и развитию компетенций |
Культура и межкультур- ные взаимодействия в современном мире 2 семестр | ОК - 8 ОПК - 9 | ОК – 1,2,3,4 ОПК - 7 |
3. Структура и содержание дисциплины «Культура и межкультурные взаимо-
действия в современном мире»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. ОФО: 40 – аудиторная (20 – лекции, 20 – семинары), 32 – самостоятельная работа. ФПО – зачет.
ЗФО : 10 – аудиторная (8 л + 2 с), 62 – самостоятельная работа. ФПО – к/р, зачет.
Примерный тематический план для ОФО
№ п/п | Раздел дисциплины, тема | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самост. работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекционные занятия | Семинарские, практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | |||||
Феномен культуры. Функции культуры | 1-2 | |||||||
Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада | 3-6 | |||||||
Принципы и типы взаимодействия культур | 7-8 | |||||||
Важнейшие закономерности современных социокультурных процессов | 9-12 | ТК 1 | ||||||
Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности | 13-16 | |||||||
Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур | 17-18 | ТК 2 ФПО - зачет | ||||||
Всего: |
Примерный тематический план для ЗФО
№ п/п | Раздел дисциплины, тема | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самост. Работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекционные занятия | Семинарские, практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | |||||
Феномен культуры. Функции культуры | ||||||||
Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада | ||||||||
Принципы и типы взаимодействия культур | ||||||||
Важнейшие закономерности современных социокультурных процессов | ||||||||
Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности | ||||||||
Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур | ТК 1– сем. ТК 2– к/р ФПО - зачет | |||||||
Всего: |
Содержание разделов (модулей) дисциплины и тем
Тема 1. Феномен культуры. Функции культуры
Многозначность понятия культура. Просвещение, Ж.-Ж.Руссо и И.Гердер о культуре – классическое европейское представление о культуре. Важнейшие подходы к определению и пониманию культуры в XIX-ХХ вв.: аксиологический, этнологический и антропологический, деятельностный и социокультурный, символический, структурно-семиотический и информационно-семиотический.
Культура и цивилизация. Показатели цивилизованности, первичные и современные.
Культура как система. Морфология культуры, её основные сферы: мировая, этническая и национальная, формы национальной культуры (духовная, социальная, технологическая), метакультуры и субкультуры.
Функции культуры: интегративная, адаптивная и креативная, нормативно-регулятивная, аксиологическая, трансляционная, коммуникативная, сигнификативная, реляксационная, функция социализации, гуманистическая.
Культурные нормы: табу, ритуалы, традиции, привычки, обычаи, обряды, церемония, нравы, законы, общественное мнение, манеры. Этикет. Социокультурная регуляция в традиционном и современном обществе (манера, стиль, вкус, мода).