Ипостасью солнечного божества, побеждавшего силы мрака, был бог света Гор, изображавшийся с головой сокола. Его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями.

Введение.

Древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке. Сложилось к 3000 г до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта.

Историю и искусство Древнего Египта можно разделить на несколько этапов:

Додинастический период - 4 тыс. до н. э.

Раннее царство(31-29 века до н. э.). Правление I-II династий.

Древнее царство(28-23 века до н. э.). Правление III-IV династий.

Среднее царство(21-18 века до н. э.). Правление XI-XIII династий.

Новое царство(16-11 века до н. э.). Правление XVIII-XX династий.

Позднее царство(11-8 века до н. э.). Иноземные XXII-XXV династии (11-8 века до н. э.). Расцвет Египта при XXVI саисской династии(VII-VI века до н. э.)

Завоевание Египта персами. Египет в составе персидской державы (6-4 века до н. э.). Правление XXVII - XXX династий.

Эпоха эллинизма(332 год до н. э.- 1 век до н. э.). Династия Птолемидов.

Период римского владычества (1 век до н. э.-5 век н. э.)

Египет являлся колыбелью цивилизации. Уже с самого начала государственности (период энеолита) в египетском искусстве складывается особый взгляд на реальность, что повлекло за собой сложение единого канона. Особенность менталитета древних египтян заключалась в том, что огромное значение придавалось загробной жизни и в течение всего своего существования египтянин готовился к последнему шагу на земле - шагу в вечность. Почти все известные нам произведения искусства наполняли собой гробницы фараонов, а монументальные росписи в большинстве своём предназначались для сакрального пространства храмов или усыпальниц.

Древний Египет представляется замкнутой цивилизацией: всё новое, что несут с собой другие культуры, попадая в эту страну, обретает новую жизнь, теряет самостоятельность и независимость, становясь египетским.

Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества.

Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм.Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).

Древний Египет — одна из самых развитых цивилизаций, стоящих у истоков искусства человечества.

Его изобразительное искусство про­шло несколько стадий развития. Особо­го расцвета оно достигло в эпохи Древнего (XXVIII—XXIII вв. до н.э.), Сред­него (XXI — XVIII вв. до н.э.) и Нового (XVI — XI вв. до н. э.) царств. По исчис­лению египетского жреца Манефона, до 341 г. до н.э. было 30 династий. Основные принципы египетского искус­ства начали складываться в период I и II династий (ок. 3000—2800 лет до н.э.).

Древние изображения помогают узнать о различных эпизодах истории Египта. Через тысячи лет рассказыва­ют о ней рельефы на саркофагах (гро­бах из камня или других материалов) и фрагментах древних построек. С гра­фической точностью рельефов гармо­нически сливались строчки иероглифов. Для многих произведений древ­неегипетского искусства характерны строгая ясность линий, четкий контур, предельно обобщенные объемы, вы­разительность силуэтов. Изображение для египтян — это священный знак-образ. Создать изобразительный знак предмета — означало сберечь и увеко­вечить его жизненную силу.

Пантеон египетских богов очень велик — их около двух тысяч. Сохра­нилось большое количество их изоб­ражений. Удивительно, но многочис­ленность символов и знаков, допусти­мых при рисовании одного и того же бога или природного явления, не по­мешала египтянам создать целостный образ мира. Древние египтяне очень остро чувствовали поэтичность и кра­соту всего, что их окружало. Для них большое значение имели фантазия и воображение, поэтому одно и то же явление отражалось ими в различных художественных образах.

Тайна древнеегипетской религии — особое почитание звериных образов. Многие египетские боги были зверо-лики: покровитель умерших Анубисимел голову шакала, бог мудрости и письма Тот— голову павиана, богиня войны Сехмет— львиную голову. Один из наиболее совершенных образов бога был представлен в виде солнца. Солнце изображали то как шар со множеством простертых рук-лучей, то как шар с крыльями, то как тельца или сокола. Круг, напоминающий диск солнца, постоянно встречается в древ­них египетских орнаментах.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра — что значит «скрытое солнце». Он был главным божеством, покровителем всех богов и отцом фараона. Согласно древним мифам, Ра родился при со­творении мира из цветка лотоса. Егип­тяне считали, что днем он плывет в ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером спускается в преис­поднюю, где, сражаясь с силами мра­ка, рассекает воды подземного Нила, утром он снова поднимается на небо.

Ра изображался человеком с голо­вой сокола, увенчанной солнечным диском, или же полностью соколом. Хепри изображался человеком, у которого вместо головы — большой жук. В древ­них рисунках и скульптурных изобра­жениях встречается образ жука-скара­бея, который создает себя за один день, как солнце, проходящее свой путь на небосклоне за день. В его лапках — диск солнца. Это тоже символ бога — ут­реннего солнца Хепри. Священную фи­гурку жука-скарабея, символизирующе­го вечную жизнь, ставили на грудь му­мии, находившейся в саркофаге. В Еги­петском музее в Каире собрана целая коллекция таких жуков, сделанных из полудрагоценных камней.

В эпоху Нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) ввел новый культ — покло­нение всемогущему солнечному богу Атону, поставив его во главе всех еги­петских богов. Его символом было солн­це с лучами, на концах которых поме­щались руки, державшие знак жизни «анх».

Еще один солнечный бог Амон обычно изображался в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Ипостасью солнечного божества, побеждавшего силы мрака, был бог света Гор, изображавшийся с головой сокола. Его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями.

Наши рекомендации