Психоаналитические концепции культуры

Основоположником психоанализа был Зигмунд Фрейд. До сих пор мнения о нем и его теориях рознятся. Многие считают его гением, поскольку он открыл бессознательное.

Адепты неофрейдизма много работали над культурой и проблематикой культурных процессов. В любом случае, психоанализ подразумевает диалог. Если диалога нет, то нет и смысла.

Сам Фрейд (1856-1939)— фигура противоречивая. Он сам имел серьезные психологические проблемы, связанные, вероятно, с психотравмическими ситуациями.

Современные исследователи считают, что основная идея Фрейда, которая может быть отнесена к културологии, сводится к тому, что культура (особенно важнейшая ее часть — искусство) есть результат превращения (сублимации) психо-биологической, главным образом сексуальной энергии человека (либидо) в духовные и материальные ценности.

Фрейд пишет: «...Всякая культура вынуждена строиться на ограничении и запрете влечений».

Природное (или даже звериное) начало в человеке, его влечения, страсти, инстинкты, силой принуждения постоянно подавляются им самим на индивидуальном или социальном уровнях. Это может сказаться на здоровье не только индивида, но и общества.

Бессознательная представляет собой глубинную и темную сферу человеческой психики, связанную с художественным творчеством.

Художественная культура, выступая сублимацией и формируясь в подсознании, нейтрализует человеческую агрессию, резализующуюся в инстинкте смерти и, подобно религии, становится самотерапией.


Культурологические идеи содержатся в следующих работах Фрейда: Леонардно Да Винчи. Детство (1910)
Тотем и табу (1913)

Психология масс и анализ человеческого Я (1921)

Будущее одной иллюзии (1927)

Неудовлетворенность культурой (1929)
Человек Моисей и моротеистическая религия (1939)

Фрейдовский биогенетический закон утверждает, что онтогенез (индивидуальное развитие организма)представляет собой повторение филогенеза (исторического развития системы организмов).

Индивидуальность репродуцирует коллективное, сохраняет то, что происходило в процессе человеческой эволюции.

Методология, разработанная Фрейдом, предполагает сведение сложного и простого к примитивному и элементарному. Подсознательно рациональным уровнем человеческой психики существует бессознательный комплекс, содержащий жизненную энергию индивидуальных желаний, влечения, эроса и тонатоса(агрессия, и все, что с ней связано).

Верхний уровень психики, налагающийся на сознания, «Сверх Я» или «Супер ЭГО». Эта курирующуюся инстанция, складывающаяся под воздействием индивидуальной истории человека (аналог совести).

____

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»


Инстанция СверхЯ программируется и создается филогенетическим прошлым родовой истории преимущественно запретами и нормами.

Человек, не стремящийся к мудрости, во все эпохи жаждем материалистичных ценностей.

Третий срединный вровень представляет собой создание Я — инстанцию, с которой обычно идентифицируется личность в плане желаний, стремлений волений. Я — анаог разума.

Эта инстанция, как наиболее зависимая часть, опосредуется СуперЭГО и является местом, где скрещиваются различные тенденции.

Под воздействием табуирующих систем Я и СверхЯ энергия влечений транформируется, не находя естественного разрешения, и благодаря механизмам смещения проекции и, наконец, сублимации (превращения) переориентируется и переносится в идеальные образы культуры.

Культура онтологизируется как система сублимируемых проекций психических энергий Эроса-Тонатоса. Они формируются как реакции на запреты.


Во фрейдизме эволюция культуры интерпретируется как процесс, по существу не отличающийся от биологического процесса.

Существом, наиболее близким к природе, выступает ребенок, поскольку он наименее окультурен. Для основоположника психоанализа термин «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих жизнь человека от жизни животных предков и служащих двум целям, а именно:

-Защите людей от природы

-Урегулированию отношений между индивидами.

Культура выступает ограничением свободы человека. Культурные запреты господствуют во всей сфере социальных отношений. Культура делает человека несчастным, поскольку препятствует реализации его природных влечений.

Основой человеческого счастья Фрейд считал стремление человека удовлетворить свои естественные влечения.

Культура, однако, не является злом. Нет необходимости ее разрушения, поскольку фундаментальными инстинктами человеческой природы являются стремления к беспредельному обладанию (Эрос) и агрессивность (Тонатос).
Освобождение от культуры предполагает хаос и войну всех против всех.

Целью культуры считается защита общества от «свободного» человека.

Вечное противостояние Эроса и Тонатоса (инстинктов жизни и смерти) представляет ландшафт индивидуального бытия человека.

Прогресс культуры по Фрейду сводится к умножению запретов, которые люди на себя налагают.

Современные исследователи считают, что Фрейд предпринял оригинальную попытку преодолеть эволюционно-орудийную концепцию культурогенеза.

Наши рекомендации