Антикультура - это субкультура, направленная на разрушение доминирующей культуры как таковой, тех механизмов, которые обеспечивают её сохранение и функционирование.

(Пример: нетрадиционные религии, криминальная субкультура; особенно показательным для антикультуры было движение хиппи в 60-х – 70-х годах ХХ века на Западе. Они проповедовали культуру в которой труд - нежелателен, патриотизм – ненормальность, стремление к приобретению материальных благ – недостойность).

Самой распространённой типологией культуры в социологии является:

· по типу общества, определяемого формацией или цивилизацией - античная, средневековая, современная;

· по носителю – личностная, групповая, социально-классовая, национальная;

· по видам – материальная и духовная;

· по характеру – религиозная и светская;

· по функциональной роли – общая (обыденная) и специализированная (профессиональная);

· по происхождению и объекту воздействия:

- народная – возникает в значительной степени стихийно, непосредственно вплетена в жизнедеятельность людей и связана с традициями, обычаями, социальными привычками;

- массовая – продукт индустриальной цивилизации, для неё характерны урбанизация, всеобще образование, возрастание роли средств массовой информации и коммуникации. Она проявляется в семье, в системе государственной идеологии, индустрии моды, рекламе, физическом имидже, досуге, Интернете;

- элитарная – вначале была противоположна народной и распространена среди лиц, соответствующего образования и воспитания. С ХХ века она противоположна массовой и формировалась как реакция на безыдейность (модернистские и постмодернистские течения в литературе, искусстве, музыке, образовании). Её наличие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.

Культура это система взаимосвязанных элементов, где изменение одних влечёт за собой изменение других. Таким образом она выполняет свои функции, сохраняя качество целостности.

Функциями культуры являются:

· адаптивная – культура вырабатывает средства, способы, формы, образцы, ориентиры жизнедеятельности, поведения, общения благодаря которым обеспечивается взаимодействие людей со средой существования;

· гуманистическая (творческая) – культура выступает как важнейшая характеристика человека, так как в ней идёт его развитие и проявление творческих сил;

· функция социализации – благодаря культуре индивид «вписывается» в ту или иную социальную среду, через усвоение культурных образцов и норм поведения;

· функция трансляции социального опыта (информационная) – культура выступает как социальная память человечества, обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего (через язык, понятия, традиции);

· познавательная (гносеологическая) – заключается в накоплении знаний о мире и о человеке в разнообразных формах (науке, технике, искусстве, морали, философии);

· регулятивная (нормативная, регулирующая) – культура является средством контроля и самоконтроля за поведением, способами деятельности, взаимодействием индивидов и социальных групп; она определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек;

· ценностно-ориентационная – культура задаёт определённую систему ориентаций, определяет, что значимо, что - нет, что – должно, что - не желательно; в результате, человек или группа придают своим действиям смысл и направленность;

· коммуникативная (функция социального общения) – обеспечивает адекватность взаимопонимания;

· семиотическая (знаковая) – культура вырабатывает знаковые системы, язык, выражающие разными способами явления окружающего мира, отношения людей к миру, самим себе, друг другу;

· рекреативная функция (компенсаторская) – мир культуры помогает человеку восстановить свои силы, поскольку её произведения отвечают потребностям человека в эмоционально-эстетическом наслаждении;

· образовательно-воспитательная – культура делает человека человеком; таковым он становится по мере освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев своего народа и всего человечества;

· интегративная и дезинтегративная – посредством общности взглядов, ценностей, традиций культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества; но сплачивая одних на основе какой-то субкультуры, она противопоставляет их другим, разделяя более широкие сообщества, внутри которых могут возникать культурные конфликты.

Вопрос 3. Культура и система норм.

Без ценностей общество находится не может. Но у человека есть право выбора, один придерживается ценностям коллективизма – другой индивидуализма. Для описания того на что нацелен человек, в социологии придуман термин «ценностные ориентации». Они показывают выбор личностью конкретных ценностей, определяющих смысл его поведения. Таим образом ценности выполняют регулирующую роль в жизни человека и общества. Помимо ценностей осуществляющих стратегическую регуляцию поведения людей, культура выработала нормы. Когда культура указывает, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то есть она указывает на стандарты правильного поведения.

Для того что бы существовать в социальном мире человеку необходимо общение и сотрудничество с другими людьми. Для этого необходимо общее представление о том, как ему действовать правильно и как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При его отсутствии нельзя добиться согласованных действий и человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для успешного существования в обществе и взаимодействия с другими индивидами. Подобные шаблоны регулирующие это поведение в определённом направлении называют социальными нормами. (Пример: рукопожатие правой рукой, встаём в очередь, в библиотеке громко не говорим, уступаем место в транспорте пожилым).

Норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения:

Нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм или ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества действуют более или менее точно.

Очевидно, что нормы основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. При изменениях в обществе некоторые нормы перестают удовлетворять потребности людей, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом развития человеческих отношений, символом рутины и косности.

Преобразование норм происходит по-разному, одни легко (нормы этикета, повседневного поведения), другие – крайне сложно и болезненно для членов общества (государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения). В порядке повышения общественной значимости рассмотрим основные типы норм.

Социальная жизнь человека всегда сопровождается проблемами и каждый старается сделать всё возможное для их решения. В ходе этих удачных и неудачных попыток различные социальные группы, и общество в целом, постепенно формирует набор работоспособных образцов поведения, для наилучшего взаимодействия с окружающей средой и друг с другом (способы питания, рождение детей и т.д.) Из их огромного числа вариантов социальная общность, под влиянием других групп и окружающей действительности, выбирает самые работоспособные и удобные. Закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной культурой или обычаями.

Обычаи – это привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространённые способы групповой деятельности.

Новые поколения людей воспринимают их путём бессознательного подражания и, частично, путём сознательного обучения. Каждое новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. С детского возраста каждый человек окружён множеством элементов обыденной культуры. Ребёнок усваивает их, и становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь о их происхождении. А приняв и усвоив обычаи определённого общества или группы людей человек, при столкновении с обычаями и традициями других групп, считает их причудливыми, непрактичными, нереальными. (Пример: приём гостей в Германии – сдержано и без излишеств, и в России – широко и хлебосольно).

Некоторые обычаи принятые в результате социальной практики в определённой группе или обществе, оказываются наиболее важными. Они затрагивают жизненные интересы всех членов группы и способствуют их безопасности и социальному порядку. (Пример: неправильное использование ножа и вилки – небольшая оплошность, вызывающая лишь кратковременное замешательство. Но уход одного из супругов из семьи – нарушение благополучия и семейных взаимосвязей. Это отражается на воспитании ребёнка, на его здоровье и психологическом состоянии).

Таким образом различают 2 типа обычаев:

· те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

· те которым мы должны следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне не желательно.

Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определёнными общественными способами существования индивидов называют нравственными нормами (нравами).

Наши рекомендации