Проблемы выявления и изучения исторических типов культуры в зарубежной и отечественной науке. 1 страница
Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
Даниелевский выделил 11 типов: Египетский,Китайский, Ассиро-вавилоно-финикийский, Индийский, Халдейский, Иранский,Еврейский,Греческий,Римский,Аравийский, Романо-германский.
Также Данилевский к ним причисляет мексиканский и перуанский типы, а также будущий славянский тип ("новая славянская цивилизация").
Для создания культурно-исторического типа необходимо ряд факторов: языковое родство и политическая независимость. В своем развитии культурно-исторический тип проходит 3 фазы: рост, цветение и плодоношение.
Шпенглер ОсвальдРешительно отвергал общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить иной картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Арнольд Тойнби философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории.
Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
- религия и форма её организации;
- территориальный признак
Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская,андская,древнекитайская,минойская,шумерская,майянская,сирийская,индская,хеттская,эллинская, западная,дальневосточная (в Корее и Японии),православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах),православная христианская в России,дальневосточная (основная), иранская,арабская,индуистская, мексиканская, юкатанская,вавилонская.
10. Индивид, индивидуальность, личность и общество как производители и носители культуры.
Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества.
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.
Индивидуальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа сохраняет в человеке не только его родовую сущность, но и то, что составляет его уникальность, его биологическую неповторимость. Данная неповторимость отличает и животных, но в человеке она связана не только с внешними проявлениями, но и с его внутренним духовным ветром. Уникальность человека объясняется многими факторами: природными способностями, которые представляют некую целостность, наследственными особенностями, неповторимыми условиями микросреды, в которых находится человек, неповторимостью его опыта.
Индивид и индивидуальность используются для обозначения социально значимых качеств, которые выработали в себе люди.
Человек становится личностью, осваивая мир культуры. В культурологии личность является субъектом культуры. Личность реализует в культуре свои идейные замыслы и намерения, воплощает в реальность проекты и программы, создает материальные объекты, предметы, социальные институты и события. Личность взаимодействует с культурой в трех направлениях: 1) осваивает культуру, являясь объектом воздействия культурной системы; 2) функционирует в культурной среде как носитель ценностей и норм; 3) создает достижения культуры в процессе творчества.
Становление человека как личности в историческом процессе происходит в трех измерениях: в отношении к природе; в отношении к социальному миру; в отношении к самому себе и другим людям. Отношение к себе как личности складывается драматично. Человек должен научиться слушать свой внутренний голос совести, оценивающей поведение, развивать свой духовный мир, определять отношения с другими людьми.
В современном обществе происходит дифференциация жизненных стилей, возникают новые культурные модели поведения. Плюрализм является способом выявления индивидуальных предпочтений и приоритетов, свободным самовыражением личности.
Культура личности формируется на основе той культуры, которую он признает своей. «Своей» культурой называют ту, с которой человек связан происхождением, местом проживания, воспитанием, языком, традициями.
Культура личности реализуется во множестве поступков, способов деятельности в экономической, политической, религиозной, художественной и иных сферах. Наряду с этим о культуре личности можно судить по поведению в повседневной жизни.
Культурологи отмечают значение внутреннего контроля не только за словесными выражениями и оценками, но и за «сохранением лица», жестами и позой, интонациями речи и молчанием. Как люди встречаются и общаются друг с другом, как обмениваются любезностями и благодарят за информацию или покупку, как встречают и провожают, как обращаются за помощью и мн. др. в обыденной жизни свидетельствует о культуре личности.
11. Структура культуры и ее элементы.
Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты); включает в себя
- образование,
- науку,
- искусство,
- литературу,
- мифологию,
- нравственность,
- политику,
- право,
- религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
- мировая и национальная культура,
- классовая,
- городская и сельская,
- профессиональная и др,
- духовная,
- материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
- Материальная культура— орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта; связана с историческим подходом; чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
- Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;
Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно выделить материальные и духовные средства жизнедеятельности человека. Иными словами, культура состоит из элементов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры. И те, и другие созданы самим человеком.
Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура — это единство духовного и материального, но гармония этого единства обеспечивается духовной деятельностью человека.
Материальная культура
Материальная культура (материальные ценности) существует в предметной форме. Это дома, станки, одежда — все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которого обусловлены творческими способностями человека, имеют целесообразное предназначение.
Материальная культура — это духовность человека, преобразованная в форму вещи, это, прежде всего, средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также различные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-предметные отношения человека в сфере обмена, т.е. производственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, — также входят в материальную культуру.
Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним относятся также памятники, археологические объекты, архитектурные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.
Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различные условия для реализации материально-технических возможностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гармонии между творческими замыслами и их реализацией приводило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.
Духовная культура
Духовная культура, тесно связанная с материально-техническим развитием общества, включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры — это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно исторических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, религию, мораль, научные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной деятельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его определенных потребностей. Конечно, деление культуры на материальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура — это самопорождение человека как вида. С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, — сам выступает ее результатом. Но в интересах анализа такого многомерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство — производство вещей, и есть духовное производство — производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.
Различие между материальной и духовной культурой можно проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морального старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в предметной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятельности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.
Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток личности их создателя: поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам постичь не только содержательную, но и эмоционально-чувственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.
Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у человека безгранична, в отличие от уровня материального благосостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.
Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека.
Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культуре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь»). Обычай — это стереотип в поведении человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как момент традиции.
Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережитки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.
Способом существования традиции, кроме обычаев, выступают также обряды или ритуалы. Обряд — это последовательный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадебные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы — «дожинки») и другие.
12. Типология культур. Особенности массовой и элитарной культуры.
Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культуры позволяет объединять какие-либо сходные культуры в одну группу и отличать их от других культур.
- историческая типология культуры выделяет глобальные и локальные типы культуры.
- пространственная (синхронная) типология – восточный и западный типы культуры.
- этническая типология культуры построена на общих особенностях (наследственных и психофизиологических) людей, связанных единством происхождения, а на ранних этапах – и определённой областью их обитания.
- национальная типология культуры имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности (нации).
- массовая и элитарная типологии культуры:
Также известны 3 парадигмы типологии культуры:
- парадигма к.маркса – основывается на развитии общества по экономическому признаку. маркс - 5 парадигм: первобытная, античная, средневековая, капиталистическая и коммунистическая.
- следующая парадигма связана с именами м.фэбэра, у.ростоу, белл. в основе этой парадигмы лежит типологизация общества по признаку развития технологии.
- парадигма м.мида – основана на уровне образования.
элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества, либо по её заказу – профессиональными «творцами». «элита» представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка, например. формулой элитарной культуры является: «искусство для искусства» и практика «чистого искусства».
массовая культура (термин "массовая культура" впервые был введен нем философом м. хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым д. макдональдом в 1944 г.) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. она появилась в середине 20 века, когда сми (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. массовая культура может быть интернациональной и национальной. массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. у нее самая широкая аудитория. она является авторской. яркий пример массовой культуры – эстрадная музыка – она понятна и доступна всем возрастам всем слоям населения независимо от уровня образования, так как удовлетворяет сиюминутные запросы людей.
основные особенности массовой культуры.
- общедоступность.
- коммерческий характер.
- занимательность (мк обращается к сторонам жизни, эмоциям, вызывающим присущим всем, интерес и понятным большинству: любовь, бытовые проблемы, насилие и т.д.).
- серийность/тиражируемость (продукты мк выпускаются в больших количествах).
- пассивность восприятия (продукты мк не требуют от потребителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. с появлением кино это усилилось).
13. Типология культур. Особенности субкультуры и контркультуры.
Типологизация культур, или построение некоей системы типов, то есть типологии культур осуществляется с помощью двух важнейших, исходных логико-познавательных процедур: определение задачи типологизации и критериев (оснований) для нее. По одному критерию к-ры могут быть отнесены к одному типу, по другому – к разным.
- историческая типология культуры выделяет глобальные и локальные типы культуры.
- пространственная (синхронная) типология – восточный и западный типы культуры.
- этническая типология культуры построена на общих особенностях (наследственных
и психофизиологических) людей, связанных единством происхождения, а на ранних этапах – и определённой областью их обитания.
- национальная типология культуры имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности (нации).
- массовая и элитарная культура – виды построены на различии в количестве потребителей продукта каждого из направлений (массовая – много, элитарная – мало).
субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. примеры: хиппи, готы и т.д.
особенности субкультур:
- субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
- различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
- она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
примером контркультуры, по мнению известного американского социолога н. смелзера, служит культура богемы. «среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».
иногда случается так, что провести чёткие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или, вообще, невозможно. в таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия. например, преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. также там есть своя система иерархии и привилегий. для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. как можно заметить, в данном случае признаки субкультуры в «группе» наблюдаются в равной степени, как и признаки контркультуры, что подтверждает сказанное мной раньше.
14. Базовые функции культуры.
· человекотворческая функция. или гуманистическая функция. цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. бердяев считал, что судьбу нашего отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни". все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
· функция трансляции (передачи) социального опыта. также известна как информативная функция, т.к. именно она обеспечивает информативную преемственность и передачу социального опыта. чтобы общество могло развиваться, оно должно передавать свой опыт из поколения в поколение. средством передачи опыта и является культура.
· познавательно-культурная функция концентрирует в себе лучший социальный опыт. проявляет себя в науке, образовании. человек познает окружающий мир и самого себя.
· регулятивная функция. культура выступает как система норм, правил, требований, запретов, которые общество предъявляет к своим членам. таким образом обеспечивается социальное равновесие и выживание общества.
· семиотическая (знаковая) функция. представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой и т.д.
· ценностная функция – формируется определенная система ценностей, по которым оценивают степень культуры человека.
· коммуникативная функция проявляет себя в языке и в условных языках (язык театра, музыки, книг).
· функция приспособление к среде. чтобы выжить, человек должен был приспосабливаться к окружающей среде. приспосабливаясь к природной среде, он создает жилище, одежду, орудия труда. приспосабливаясь к социальной среде, он создает письменность, язык, государство, право и т.д.
· регулятивная функция. культура – это то, что отличает одну группу от другой (русского от немца, учителя от военного). но культура – это и то, что сближает разные группы, потому что в ней выражаются родовые характеристики человека, общие для всех народов.
· аксиологическая функция. осуществляется благодаря ценностям, при помощи которых человек оценивает себя, других, окружающий мир
· функция социализации. культура выступает как средство превращения биологической особи в социальное, культурное существо. процесс приобщения к культуре, к ее знаниям, нормам, ценностям, в результате которого человек становится полноценным членом общества.
15. Общая характеристика низкого (витального) уровня культуры.
Деление культуры по уровням, каким бы условным оно ни было, - целесообразно. Уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни. В самом общем виде можно выделить три уровня культуры на основе доминирования (у человека, группы, социума) определенных жизненных интересов, так сказать базовых жизненных потребностей.
Когда человек начал ощущать себя человеком, переходя от биологического состояния к социальному, то первая из осознаваемых потребностей была витальная (от лат. “vita” - жизнь), потребность в собственной жизни, стремление жить и выжить. Не следует отождествлять эту потребность с биологическими инстинктами выживания и продолжения рода у животных. У людей, даже в исходной точке культурогенеза, формы и способы реализации этой потребности принципиально отличают ее от животного стремления к выживанию. Конечно, и жизнь человека обеспечивается питанием, размножением, одеждой, элементарным комфортом. Но у людей витальные потребности, хотя исходны, в отношении к другим потребностям (ибо заботой, скажем о красоте, сыт не будешь и голодного не насытишь), но они и сами усложнились. Они были важны не только в начале человеческой истории, но и сейчас существенны. И они представляют собой базу низшего уровня культуры, который В. В. Селиванов условно и называет “витальным”.
Этот уровень - первичен, необходим, но ограничен. Человек в любую эпоху, в любом возрасте может оставаться на этом уровне культуры. Тогда все элементы действительности и культуры существуют в отношении к витальным потребностям, как обеспечивающие их удовлетворение. Все интересы и страсти могут уходить сюда. Коммерсант, просто обыватель будет стремиться максимально насытить свою жизнь условиями комфорта, отдыха, развлечения, поддержки и восстановления своей жизни. При этом естественно формируется эгоцентрическое сознание, когда ценен именно “я” и те, кто со мной связан, кто важен мне (корпорация приятелей, семья). Вокруг себя человек формирует слой культуры, где порой представлены все ее сферы и элементы: мораль, религия, право, искусство, любовь, дружба. Но во всем доминируют прагматические тенденции использования, в том числе и культуры, в своих непосредственных жизненных интересах. Для слоя людей, находящихся на этом уровне, характерно использование всего престижного, эффектного, нередко и запретного. У “виталистов” обычно обостренный интерес к власти, к ее наличию и использованию для себя. В этом слое человек чувствует себя удовлетворенно и активно действует на расширение своих практических возможностей. Главное же, что для человека этого уровня культуры характерно отношение к другим людям, в том числе и к находящимся на более высоких уровнях культуры, как к объектам корысти, выгоды. Этот уровень, именно низший, он непосредственно граничит с бескультурьем, с отсутствием культуры. Люди этого уровня осваивают лишь минимум культуры. Им присуща культурность в основном в ее внешних проявлениях (требуемых обществом), и до того предела, до которого эти проявления не мешают хорошо жить, удовлетворяя витальные потребности. Поэтому попытки действительного нравственного или эстетического воспитания людей такого уровня почти бессмысленны. Для того, чтобы у них проявилось осознание своего культурного несовершенства, чтобы им был доступен более высокий уровень культуры, необходимо изменить базовую потребность. А эта базовая потребность, если укоренена, то очень прочно.
16. Общая характеристика среднего (нормативного) уровня культуры.
Деление культуры по уровням, каким бы условным оно ни было, - целесообразно. Уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни. В самом общем виде можно выделить три уровня культуры на основе доминирования (у человека, группы, социума) определенных жизненных интересов, так сказать базовых жизненных потребностей.
Второй, более высокий уровень, можно (тоже условно) обозначить как уровень специализированной культуры. В основе его - доминирование интереса к самой жизни, к какой-то из ее сторон, потребность в самореализации. Человек, выходящий на этот уровень культуры, обычно умеет что-то такое, что восхищает других, и к чему он сам приобретает сильный и устойчивый интерес. Это проявляется как реализация своих потребностей и возможностей при увлеченности каким-то делом, мастерством, профессией или даже хобби. Таким образом удовлетворяется потребность жить жизнью своих способностей. Этим, в известной мере, определяется и вся система ценностей человека. Действительно интересным и ценным оказывается то, что относится к делу, где человек проявляет себя. Во имя дела, во имя страсти к нему человек может идти на жертвы и даже на самопожертвование. Это, казалось бы, очень высокий уровень культуры, который часто характерен для ученых, художников, политиков и т. д., порой считающих, что их личная страсть необычайно важна для человечества или конкретного общества. И. Кант заметил как-то: “Ученые думают, что все существуют ради них. Дворяне думают так же” . Для людей такого уровня культуры другой человек интересен и ценен не как объект корысти, но как объект профессиональной устремленности, или только в связи с ней. И, например, оказывается возможным перешагнуть через человека во имя служения искусству, науке, ради политических интересов. Дело, как самопроявление, оказывается ценным само по себе, ценнее любого человека, стоящего вне этого дела, а тем более мешающего ему. Конечно, в жизни все гораздо сложнее, в том числе и проявления данного уровня культуры. Любые схемы грубоваты. Есть видимо промежуточные уровни между первым и вторым, вторым и третьим.