Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм
Согласно теории «2 скачков» узловым моментом в эволюции человечества явл-ся переход к изготовлению орудий труда. Производство орудий требует целеполагания, а, следовательно, развития мышления, языка, воли. Создание таких предметов, кт в готовом виде в природе не встречаются, а требуют для своего изготовления определенных межчеловеческих связей, способствовало возникновению социальности.
До недавнего времени становление производящей деят-ти, языка и мышления рассматривалось как одновременный процесс. Современные данные говорят о том, что эти явления возникли не одновременно, а с разрывом примерно в пол-млн лет. Это позволяет сделать заключение о том, что производящая деятельноть на своем раннем этапе являлась неосознанной и происходила в рефлекторной форме. Поэтому многие ученые считают критерием появления собственно человека не изготовление орудий, а начало формирования мышления и языка. Процесс их становления достаточно длителен, вследствие чего темпы развития чел-ка и общ-ва медленные.
Окончательный переход чел-ка со ступени «животности» на ступень социальности, т.е. преимущественное подчинение биологических инстинктов общественному контролю происходит с укреплением родовых связей, накоплением знаний, развитием антропогенетических характеристик.
Господство социального над биологическим проводит грань м/у животным и чел-ком. Средством шлифовки этой грани становится культура. Прачеловек, становясь чел-ком, создавал новую реальность – мир культуры, т.е. «вторую природу». Культура явилась тем тонким слоем м/у чел-ком и природой, благодаря кт он вышел из-под диктата экосистемы. При помощи культурного действия чел-к обуздал свои инстинкты и выступил как истинно культурное, социальное сущ-во.
Американский этнограф Л.Г.Морган (1818-1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество») период первобытности называл «дикостью». У Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».
Как считает большинство ученых, одним из радикальных отличий человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир явл-ся объектом его мышления и речи. Целеполагание порождает потребность не только предметного, но и духовного осмысления мира. Несомненно, что в эпоху первобытного общ-ва зарождаются основные виды духовной культуры: возникают мифология, религиозные представления, музыка, танца, театрализованные действия, архитектура и изобразительного искусства. Но, за исключением 2 последних обо всех остальных мы можем черпать информацию лишь косвенно.
Например, обнаружив, что пещерное изображение медведя носит следы ударов копьем, можно предположить, что здесь имел место магический обряд «заколдовывания» медведя, направленный на обеспечение победы охотников над ним.
Нахождение захоронений, где покойные лежат, например, в позе эмбриона, а тела их натерты красной краской, позволяет предположить наличие веры в посмертное существование или перерождение.
Подобные реконструкции осуществляет наука этнография. Ее исследования помогают понять первобытную культуру, но требуется большая осторожность в перенесении современных культурных оценок на архаичный период.
Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от греч. Соединение – сочетание разнообразных воззрений), когда все стороны духовной культуры существуют в синтезе, и они настолько переплетены, что только условно можно говорить отдельно об изо, танце, пении и т.п. Деят-ть чел-ка связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного чел-ка находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.
В рез-те открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на животных.
Главным объектом творчества каменного века были звери.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция).