Коммуникативные качества речи.
Обратите внимание, общение будет эффективным, если собеседники будут быстро и правильно понимать вашу речь. Для этого нужно знать, что собой представляют функциональные стили речи (чем научный стиль отличается от официально-делового, публицистического и т.п.). И в зависимости от конкретной ситуации общения, в соответствии с целями выбирать и использовать те или иные языковые средства.
Важно знать, что Культурная речь – это речь ТОЧНАЯ, ПОНЯТНАЯ, ЧИСТАЯ, БОГАТАЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ.Точность, понятность, чистоту, богатство и выразительность называют еще коммуникативными качествами речи.
Точность речи нарушают употребления слов в несвойственных им значениях, смешение омонимов, паронимов, не устраненная контекстом многозначность, вызывающая двусмысленность. Например, разговор двух подруг: ‑ Займи мне двести рублей. – Я не знаю у кого. – Тебя прошу мне занять. – Я поняла, что ты меня просишь. Но скажи у кого? Очевидно, что они не понимают друг друга, потому что одна из них использует слово «занять» в несвойственном ему значении. Занять ‘взять взаймы’, а не ‘дать взаймы’ (правильно: одолжи мне денег). Ср. Выступление произвело большой аффект (состояние сильного возбуждения). Эскалатор вырыл глубокую яму. Выполнить просьбу не предоставляется возможным.
Непонятной речь делают незнакомые слова: диалектизмы, жаргонизмы, иноязычные слова. Слова ограниченного употребления не обязательно полностью исключать из своей речи. Например, если приходится общаться в профессиональной сфере (с коллегами), то можно свободно использовать принятые там специальные слова и профессионализмы. Т.е. только в том случае, если вас понимают все собеседники.
Чистота речи – это отсутствие лишних слов, слов-паразитов (как будто, типа, так сказать, значит, как говорится, словом, это самое, вот, чисто, ну… и т.п.):
Обогащает речь использование синонимов (славный, хороший, замечательный; мыслить, думать, размышлять, соображать; украсть, похитить, стянуть, стибрить и т.п.), фразеологизмов (остаться с носом, собаку съел, кот наплакал, буря в стакане воды, попасть впросак, колумбово яйцо, держать камень за пазухой, дело в шляпе и т.д.). А выразительной речь делает употребление выразительных средств языка (образных слов, тропов: олицетворений, эпитетов, метафор и др.).
Речевой этикет
Важный момент, без которого не может быть высокой культуры речи, – знание речевого этикета. Этикет ‑ это правила поведения. По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, о его воспитании, общей культуре. РЭ – это правила речевого поведения, система речевых формул общения (формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности; обращение на «ты» или «вы», выбор полного или сокращенного имени и т. д.). Знание речевого этикета необходимо любому человеку, но особенно важно тем людям, кто по роду своей деятельности общается с людьми. Соблюдение правил РЭ позволяет человеку чувствовать себя уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.
Основные формулы РЭ – обращение, приветствие, извинение, благодарность, поздравление, сочувствие и соболезнование, комплимент, приглашении, просьба, совет и т.д.
Официальные и неофициальные встречи как знакомых, так и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Здороваясь со знакомым человеком, лучше назвать его по имени – например: «Здравствуйте, Михаил Васильевич», говорят, звучание собственного имени – приятнейшая из всех мелодий для любого человека.
Обращение без имени – формальное, обращение по имени – это обращение к личности. Произнося имя (имя и отчество), мы подчеркиваем уважение к человеку, демонстрируем душевное расположение.
Существуют и другие формулы приветствия: Доброе утро! Рад вас видеть! Сколько лет, сколько зим! Мое почтение! (говорят пожилые люди). Здравия желаю! (по этому приветствию узнают военных). Приветствие часто сопровождается рукопожатием, а может быть заменено им. Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия.
РЭ приветствий предусматривает и очередность приветствия. Так, первыми приветствуют младшие по возрасту старших; младший по должности старших. Мужчина всегда первым приветствует женщину. Женщина здоровается первой только в том случае, если она по возрасту значительно младше мужчины.
Большое значение в речевом этикете имеет обращение. Обращение – это больное место русского речевого этикета, поскольку формулы обращения окончательно не установлены и вызывают разногласия.
В России существуют исторически сложившиеся стереотипы обращения: «Дамы и господа», «Судари и сударыни». Но их использую образованные люди старшего поколения. Среди других социальных групп подобные обращения не приветствуются. В наши дни люди часто не знают, как обратиться друг к другу: слово «товарищ» как бы принижает достоинство (оно несет привкус советской эпохи), а до «господ» мы явно не дотягиваем. Какой же выход находят люди?
Обратите внимание, на улицах, в магазине, в городском транспорте часто слышится обращение: мужчина, женщина, дед, отец, бабуля, парень, тетенька, дяденька. Такие обращения не являются нейтральными. Они могут восприниматься адресатом как неуважение к нему, даже оскорбление. Поэтому возможна грубость в ответ. Т о. слова женщина, мужчина и подобные в роли обращений нарушают норму РЭ, и говорят о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: извините…, простите…, будьте добры…, будьте любезны…
Конечно, используются и другие обращения. В последнее время обращение господин воспринимается как норма в среде гос. служащих, политиков, бизнесменов, предпринимателей. Обращение товарищ продолжают использовать военные, некоторые пожилые люди. Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья.
РЭ предусматривает определенные правила общения по телефону. Следовать этим правилам очень важно. Ведь собеседник не может оценить ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица, ни интерьера помещения, где вы находитесь, ни других аспектов, которые помогают составить мнение о вас. Судить он может только по тому, как вы общаетесь.
Главное требование общения по телефону – говорить кратко, четко, ясно, без больших пауз и лишних слов. Кроме того:
■ Считается неэтичным звонить на квартиру после 22 часов вечера и до 9 часов утра.
■ Не принято звонить домой незнакомым людям. В случае необходимости такого звонка следует объяснить, откуда у вас их номер телефона, по чьей рекомендации вы обращаетесь.
■ Если вы ошибочно «не туда попали», извинитесь, а не вешайте молча трубку.
■ Если к телефону просят другого человека (особенно вашего коллегу), нехорошо выяснять, кто его спрашивает.
■ Грубейшее нарушение не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Необходимо перезвонить при первой возможности.
■ Обращаться к собеседнику нужно вежливо, внимательно слушать его, не перебивать, не обрывать на полуслове, не грубить, не давать волю своим эмоциям.
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Он поднимает настроение у человека (адресата), настраивает на положительное отношение к собеседнику. Комплимент должен быть тактичным. Неискренний, чрезмерно восторженный комплимент неприятен. Вы великолепно выглядите! Вы не меняетесь! Вы совсем не изменились! Вы очень обаятельны (находчивы, умны, рассудительны).Вы хороший специалист. Вы прекрасно знаете свое дело.
Все мы хорошо знаем поздравительные клише, поскольку часто оказываемся в торжественной ситуации (благо праздников у нас много). А вот как вести себя в скорбной ситуации, связанной со смертью, гибелью, убийством, стихийными бедствиями, терактами, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье и горе. В таких случаях выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Позвольте выразить вам мои глубокие соболезнования. Примите мои искренние соболезнования. Я вам искренне соболезную. Скорблю вместе с вами. В скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Утешение может выражать сопереживание: Я вам сочувствую. Или сопровождается уверением в благополучном исходе. В этом случае мы говорим: Поверьте, все будет хорошо. Не падайте духом. Иногда, утешая, советуют: Вы не должны терять самообладание. Нужно взять себя в руки. Вы должны надеяться на лучшее.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 2012.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 2012.
3. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М., 2012..