Стилистические требования.

Домашнее задание должно быть написано в научном стиле и отвечать следующим требованиям:

· строгая логичность изложения,

· точность и объективность,

· доказательность (изложение материала – всегда является способом доказательства),

· ссылки на научную традицию (обзорное или периодическое обращение к исследованиям ученых данной научной отрасли),

· отказ от личной манеры повествования (например, не “я понимаю”, “я думаю”, а “следует понимать” и т.д.)

· отказ от эмоциональных языковых средств и приемов (эмоционально-окрашенной лексики, цитат, стихотворений, экспрессивных моделей предложений – восклицательных и вопросительных), обращение к нейтральной лексике,

· использование четкой терминологической системы (определенный каким-то образом термин употребляется только в указанном значении и образует смысловые связи с остальными).


ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

1. Место культурологии в системе социогуманитарного знания.

2. Текст культуры и его смысловой контекст.

3. Понятие культурно-исторического типа и его границы.

4. Культура и цивилизация.

5. Культура информационного общества.

6. Истоки кризиса западноевропейской культуры: его причины и осознание неизбежности перехода от общества потребления к ноосферной цивилизации.

7. Россия, Запад и Восток: культурологические сопоставления.

8. Возможные перспективы развития России в концепции культурной динамики П.А. Сорокина. Формирование науки о культуре в России. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

9. Русская религиозно-философская мысль конца XIX – начала XX века о культуре: В.С. Соловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.В. Федоров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев.

10. Институты культуры в архаическом обществе.

11. Античные академии и их культурное своеобразие.

12. Средневековые институты культуры.

13. Светские институты культуры в эпоху Возрождения.

14. Социальные институты культуры в эпоху капитализма.

15. Массовая культура и массовые коммуникации.

16. Массовая культура как средство манипуляции массовым сознанием.

17. Древнеегипетская наука: специфика формы и содержания.

18. Художественный канон египтян. Основные направления египетской мифологии и ее специфика.

19. Аграрные мифы Древнего Египта.

20. Египетские пирамиды как культурологический феномен.

21. Типология храмов Древнего Египта.

22. Амарнский период в культуре Древнего Египта.

23. Поэма о Гильгамеше - бессмертие как вечная слава.

24. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.

25. Индийская семья.

26. Зарождение буддизма в Индии. Развитие буддизма и его распространение.

27. Буддийский канон: его этика, догматика и культ.

28. Основные религиозные идеалы, хинаяна и махаяна – основные направления буддийского мировоззрения.

29. Единство и многообразие индийской культуры.

30. Протоиндийская цивилизация.

31. Веды.

32. Зарождение индуизма и формирование кастовой системы.

33. Расцвет культуры. Возникновение буддизма.

34. Мусульманское завоевание Индии и взамодействие культур.

35. Миф и ритуал в Древнем Китае.

36. Противостояние и единство легизма и Конфуцианства.

37. Материальная культура периода Шан.

38. Наука и техника в Китае.

39. Китайская письменность и литература.

40. Искусство Китая.

41. Иэмото - хранители японской культуры.

42. Сценические искусства, архитектура и японские сады.

43. Традиционализм японской культуры и модернизация японского общества.

44. Мусульманское право и мораль.

45. Античность как культурно-исторический тип.

46. Античный космос и современная картина мира.

47. Мифология и античная культура.

48. Происхождение античной ментальности.

49. Эллинизм как смысловое единство. Проблема обоснования внутреннего мира человека.

50. Научные достижения и философские школы Древней Греции.

51. Древнегреческое искусство.

52. Греческая система образования.

53. Этрусская культура и ее связь с другими культурами.

54. Культура Древнего Рима, основные этапы ее истории.

55. Религиозные воззрения римлян.

56. Римское искусство.

57. Наследие эпохи античности в современной европейской цивилизации.

58. Социально-исторические и идейно-смысловые источники христианства.

59. Логическое и ценностное обоснование христианства.

60. Время и пространство в понимании средневекового человека.

61. Храм как космос.

62. Богословские споры IV-V вв. в Византии.

63. Иконоборчество: компромисс и поражение византийской реформации.

64. Гуманизм эпохи Возрождения.

65. Античность и средневековье в гуманистических диалогах.

66. Идея гуманистической культуры.

67. Смеховая культура средневековья и творчество Ф. Рабле.

68. Ранессансная интеллигенция как явление культуры.

69. Диалог сакрального и светского в искусстве Возрождения.

70. Формирование механистической картины мира и кризис ренессансной культуры.

71. Капитализм и культура. Проблема смысловых оснований жизни в мире частноэгоистических отношений.

72. Овеществление человеческих отношений в эпоху капитализма и проблема диалога.

73. Рационализм как мировоззрение и стиль.

74. Наука и объектное отношение к миру.

75. Протестантизм и буржуазная культура.

76. Руссо как критик буржуазной цивилизации.

77. Классицизм как стиль и направлениев литературе и изобразительном искусстве.

78. Искусство XX века.

79. Бестселлер как выражение сущности культурыXX века.

80. Релятивизм - особенность мышления XX века.

81. Средства массовой информации и культурное своеобразие.

82. Вызовы XX века и перспективы развития культуры.

83. Славянская языческая мифология и ее своеобразие.

84. Славянские культы и обряды и их смысл.

85. Культура Киевской Руси как первоисточникотечественной культуры.

86. Византийские влияния на древнерусскую культуру.

87. Летопись как форма национального самосознания.

88. Храмовое зодчество на Руси.

89. Икона как «умозрение в красках».

90. Первые столицы древнерусского государства.

91. Литературные жанры эпохи Московского царства.

92. Андрей Рублев - «самое звонкое имя на Руси».

93. Жилище, одежда, быт в культурной жизни русских.

94. Семья и термины родства в средневековой Руси.

95. Ереси в духовной жизни русского средневековья.

96. Новгородские древности.

97. Русская культура XIX века как мировое явление.

98. Русская культура в поисках национального самосознания.

99. Истоки диалога славянофилов и западников в творчестве П.Я. Чаадаева.

100. «Золотой век» и его культурно-исторический смысл. Роль Российской академии в развитии русского литературного языка.

101. Творчество А.С. Пушкина и его влияние на становление русской национальной культуры.

102. Панславизм Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»).

103. Русская интеллигенция и ее значение в развитии отечественной культуры.

104. Учебные заведения, научные и творческие общества, литературные кружки и салоны как средоточие культурной жизни России.

105. Русская идея.

106. Отечественная культура в поисках национальной самобытности.

107. Зарождение национальной литературы, национальной оперы, драматического искусства.

108. Основные тенденции развития художественной культуры второй половины XIX века. Художественная картина мира.

109. «Серебряный век» - ренессанс культуры.

110. Космизм как выражение умонастроения духовной культуры конца XIX века. Развитие отечественной науки на рубеже веков.

Наши рекомендации