По выполнению контрольной работы. Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы
для зачёта
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
по специальности ВПО
Направление «Искусство народного пения»
По профилю «Сольное народное пение»
Для студентов 1 курса ЗО
Составил преподаватель: Семенюта С. О.
Челябинск
Пояснительная записка
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» является обязательной для студентов, обучающихся по всем специальностям высшего образования (заочная форма), составлена в соответствии с рабочей программой и Государственным образовательным стандартом.
Дисциплина формирует следующие компетенции:
ОК - 1
Способность представить современную картину мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
ОК - 2
Способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни.
ОК - 3
Способность демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии.
ОК - 4
Способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре.
ОК - 5
Владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения.
ОК – 6
Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
ОК - 7
Готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.
ОК - 10
Способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
ОК - 11
Способность проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях.
На момент проведения зачёта студент должен иметь представление о русском языке как системе, сознавать роль русского языка и культуры речи в работе по своей специальности.
Знать:
- понятие языковой нормы, её роль в становлении и функционировании русского языка;
- устную и письменную разновидности литературного языка;
- нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
- функциональные стили современного русского языка;
- научный стиль, специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи:
- официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие;
- речевой этикет в документе;
- особенности публицистической речи, понятность, информативность и выразительность публичной речи;
- разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка;
- понятие культуры речи, основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Уметь:
- ориентироваться в различных речевых ситуациях;
- адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
- владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности (уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, соблюдать правила речевого этикета);
- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя орфографические словари, пунктуационные справочники и другую справочную литературу.
Перечень тем, поставленных на контроль:
1. Фонетика и орфоэпия;
2. Лексика и фразеология;
3. Морфология;
4. Орфография;
5. Пунктуация в ССП, СПП, БСП, простом предложении;
6. Речь (текст, его строение, средства и способы связи предложений в тексте);
7. Типы и стили речи, их языковые особенности.
Критерии оценивания
При оценке контрольной работы педагог руководствуется следующими критериями:
1) соответствие работы студента теме, заданиям;
2) полнота раскрытия темы, заданий;
3) правильность фактического материала;
4) степень осознанности, понимания изученного;
5) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если студент полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Методические указания
по выполнению контрольной работы
Цели выполнения контрольной работы: адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи выполнения контрольной работы:
1. ориентироваться в различных речевых ситуациях;
2. владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности (уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, соблюдать правила речевого этикета);
3. грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя орфографические словари, пунктуационные справочники и другую справочную литературу.
Требования по оформлению контрольной работы: контрольная работа выполняется письменно, разборчивым почерком, в тетради в линейку.
Требования к содержанию работы: в работе должно быть выполнено 10 заданий, соответствующих номеру варианта (1, 2, 3, 4). Выбор номера варианта зависит от начальной буквы фамилии студента.
Для выполнения заданий обязательно использовать справочную литературу! Желаем успеха!
1 вариант (фамилии А – Ж)
1. Расставьте ударения в словах. Укажите варианты в пределах современной акцентологической нормы:
Апостроф, афера, броня, валовой, газированный, генезис, договор, документ, досуг, дремота, желчь, жалюзи, заиндеветь, закупорить, зевота, знамение, зубчатый, избалованный, иконопись, километр, костюмированный, кулинария, ломота, маркетинг, мастерски, никчемный, новорожденный, нормированный, обеспечение, тотчас, усугубить, феномен, ходатайствовать, христианин.
2. Какие звуки обозначают выделенные буквы? Выполните частичную фонетическую транскрипцию, указав твёрдое или мягкое произношение.Например, компьютер – компью[тэ]р, сессия – [сэ]ссия и [с'э]ссия, яичница – яи[шн]ица.
Бактерии, брюнет, конечно, альтернатива, академик, диспансер, конфедерация, лидер, коктейль, сонет, сервис.
3. С помощью комбинации «буква – цифра» укажите те крылатые слова, значение которых поясняется:
а) то, что порождает ссору;
б) непонятное, загадочное существо, странный человек;
в) мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь;
г) мир поэзии, поэтов;
д) неразлучная супружеская пара;
е) злой, свирепый надсмотрщик, страж;
ж) бесследно исчезнуть из памяти людей;
з) неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе;
и) о запутанном стечении обстоятельств;
к) правосудие;
л) неосуществимая, несбыточная и странная мечта;
м) символ предательства;
н) напрасная работа.