Фактор расположения информации

Фактор соблюдения коммуникативной нормы

Необходимо соблюдать нормы речевого этикета.

Соблюдение нормативных правил (правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает нам сохранение коммуника­тивного равновесия, а это, как уже говорилось, одно из двух ус­ловий эффективности речевого воздействия.

Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мне­нии окружающих целым рядом положительных качеств.

Сравните, например, такие реплики:

Какой приятный молодой человек, всегда скажет «спасибо, пожалуйста»!

Противный человек, всегда кричит, если с ним не соглаша­ются.

Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, про­являют большее внимание к нему как к личности, к тому, что он говорит, охотнее идут ему навстречу.

Необходимо соблюдать нормы культуры речи. Надо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать внезапно громкость речи, употреблять слова в пра­вильных значениях, не использовать грубых слов и т.д.

Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию.

Если человек говорит культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит, достаточно умен, разбирается в том, о чем он говорит. Речь такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы чувствуем расположение к такому человеку.

Люди часто склонны думать: хорошо говорит, значит, правиль­но говорит. Поэтому если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши сло­ва, скорее нам поверят.

Фактор установления контакта с собеседником

Фактор контакта с собеседником связан с механизмом само­подачи: чтобы установить контакт с собеседником и успешно под­держивать этот контакт, собеседнику необходимо понравиться.

Для этого надо:

· производить благоприятное внешнее впечатление;

· меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;

· укрупнять собеседника;

· снижать себя в глазах собеседника;

· индивидуализировать собеседника;

· говорить комплименты;

· отождествлять свои интересы с интересами собеседника;

· интересоваться проблемами собеседника;

· вспоминать совместный положительный опыт.

Фактор содержания речи

Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.

Необходимо:

· говорить на тему, которая интересует или должна заинтере­совать собеседника;

· сообщать больше положительной информации;

· свести к минимуму негативную информацию;

· не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же надо — облечь его в форму заботы);

· чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);

· приводить аргументы, не быть голословным;

· приводить примеры из жизни.

Фактор языкового оформления

Эта группа правил связана с выбором тех или иных языковых средств при выражении мысли. Разнообразьте номинативные средства (используя синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления). Используйте слова, вызывающие образы (употребляйте боль­ше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вмес­то абстрактных, обобщающих). Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.

Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.

Держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп — это около 120 слов в минуту). Цифр приводите немного и округляйте их.

Подробнее правила и приемы, связанные с языковым оформ­лением речи, рассматриваются ниже, в теме 8 «Работа над рече­вой формой выступления».

Фактор стиля общения

Данный фактор объединяет правила формирования положитель­ного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.

Для этого необходимо демонстрировать:

общительность, приветливость;

дружелюбие, искренность;

воодушевление;

умеренную эмоциональность;

физическую бодрость, подвижность;

умение выслушать собеседника;

способность не повышать голос в споре или конфликте;

культурный «языковой паспорт».

Фактор объема сообщения

Коммуникант должен соблюдать следующие правила:

будьте кратки;

говорите меньше собеседника;

говорите короткими предложениями.

Фактор расположения информации

Этот фактор подразумевает место расположения важной ин­формации:

важную информацию давать в начале и конце;

важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами.

Фактор адресата

Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом осо­бенностей их восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному. «Речь дол­жна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказ­чика» (А. Михальская).

Существуют особые правила о том, как эффективно вести об­щение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и технарями и т.д. Важнейшие из этих правил рассматриваются в теме 25.


Задание

Какие утверждения правильные?

Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.

Культура речи человека символизирует его компетентность.

Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.

Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.

Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собесед­ника.

Комплименты не имеют противопоказаний.

Лесть — это разновидность комплимента.

Благоприятное внешнее впечатление надо производить в пер­вую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безраз­лично.

Повторение обращения к собеседнику или аудитории уси­ливает речевое воздействие.

Повтор обращения только раздражает собеседника.

Употребление книжных слов повышает доверие любой ауди­тории к собеседнику.

Цифры в публичном выступлении надо округлять.

В публичном выступлении лучше воспринимаются корот­кие фразы.

Самую важную информацию надо давать в середине выступ­ления.

Самым привлекательным для слушателей качеством орато­ра является аргументированность его речи.

Этические нормы общения.

Этические нормы – это принципы, соответствующие требованиям нравственного поведения человека. Основной этический принцип – поступай с другими людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.

Оптимальность речевого поведения – избегание грубости, раздражительности, гневливости, высокомерия, зависти, подлости, лжи, ненависти и т.д. – на уровне зарождения.

Достоверность информации – качество речи, в которой не вызывает сомнений.

Ясность речи – умение быть понятым данным человеком или аудиторией.

Индивидуальность – качество речи, помогающее избежать стереотипности, шаблонности, штампованности речи.

Чистота – отсутствие в речи слов и выражений, чуждых литературному языку: диалектизмов (огоньчик, опалиха, шебаршит), просторечий (спинжак, транвай, авось, чай, что касаемо), канцеляризмов (книгоединица, недоперевыполнение, законвертовать переорганизация), жаргонизмов (по-любому, по жизни, я в шоке, я без понятия), варваризмов, вульгаризмов, сквернословия.


Коммуникативные нормы общения.

Коммуникативные нормы – нормы, обеспечивающие максимально возможную эффективность в любой коммуникативной информации с учетом всех ее особенностей.

Уместность речи – соответствие речи, задача, условие, состав участников общения.

Информативность – наполненность речи значимой информацией для конкретной речевой ситуации и для определенных слушателей.

Изложение оптимального объема информации минимальными языковыми средствами; умение не злоупотреблять терпением слушателей, избегать ненужных повторов, многословия, звуков заполнителей, слов паразитов.

Убедительность – демонстрация уверенности в себе, доброжелательность аудитории и в своем знании предмета.

Эффективность речи – достижение, с помощью речи запланированного результата, т.е. оказание воздействия на мысли, чувства и поведение собеседника.


Речевые нормы общения.

Речевые нормы – нормы, позволяющие максимально быстро и адекватно донести информацию до собеседника.

Точность речи – умение использовать в своей речи слова и словосочетания в точном соответствии с их значением и с учетом сферы потребления.

Логичность речи – умение последовательно излагать информацию таким образом, чтобы отдельные части высказывания, а также высказывания в целом соответствовали логике и здравому смыслу.

Выразительность – оптимальное использование выразительных средств языка для поддержания внимания и интереса слушателя на протяжении всей речи и для достижения максимального эффекта речи.

Богатство речи – это насыщенность речи разнообразными языковыми средствами: омонимами, антонимами, фразеологизмами. В устной речи разнообразными интонациями, в письменной речи различными синтаксическими конструкциями.

Эмоциональность речи – это умение выразить в речи свое душевное состояние и передать его собеседнику.

Благозвучие речи – гармоническое построение звуковой ткани речи (т.е. отсутствие нагромождения звуков или однотипных грамматических форм)


Языковые нормы общения.

Языковые нормы – это правила употребления звуков, слов и предложений, отражающие закономерности языковой системы, принятые большинством говорящих и закрепленные в словарях.

Акцентологические – постановка ударения в словах.

Орфоэпические – произношения звуков.

Лексические нормы – правильный выбор слова

Морфологические – правильное образование форм слов.

Синтаксические нормы – построение словосочетаний и выражений.

Стилистические нормы – соответствие высказывания определенному стилю

Наши рекомендации