Тема 5. Социология культуры.

Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово cultura (лат.) обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого его употребления в человеческой речи это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а так же виды деятельности. (Пример:мы говорим, что человек культурен, если владеет языками, вежлив в обращении с другими или правильно владеет ножом и вилкой. Но представители примитивных племён всем этим не владеют и, тем не менее, имеют свою культуру - обычаи, традиции и даже примитивное искусство).

В обыденном понятии культура – это духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включая прежде всего искусство и образование. Но существуют министерство и учреждения культуры. И как тогда относится к понятиям «культура производства», «культура управления» или «культура общения»? Многоплановость понимания культуры породила многочисленные ложности связанные с научным его понятием. В ХIХ и особенно в ХХ веке, в различных областях научной деятельности было сформулировано по различным оценкам от 200 до 600 определений культуры.

Вопрос 1. Понятие, сферы проявления и характеристики культуры.

Понятие «культура» близкое к его современному содержанию сложилось в конце ХVII века, когда немецкий учёный С. Пуфендорф рассматривал культуру - как содеянное человеком без учёта в нём самом и окружающей среде природного начала. Как явление социальной жизни, составляющее предмет научного интереса, культура начинает исследоваться в эпоху Просвещения, во 2-й половине ХVIII века (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, И. Кант).

Наиболее удачное определение понятия «культуры», по видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 году. Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Если прибавит к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то очевидно, что:

Культура - это всё что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. В настоящее время все основные подходы к понятию «культура» можно сгруппировать следующим образом:

· Аксиологический подход – культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей.

Он предполагает наличие эталона, идеала который может быть установлен произвольно, что учитывает историчность и объективное своеобразие каждой культуры. В нём так же не раскрывается сам процесс созидания культуры и не представлен человек как субъект творчества.

· Нормативно-описательный подход – культура понимается как совокупность норм, принятых в данном обществе, группе и регулирующих жизнедеятельность людей (политико-правовых и нравственных регуляторов, правил и способов трудовых операций, навыки повседневной жизнедеятельности и поведения).

В нём не выявляется сущностное содержание культуры и её социально исторические корни.

· Антропологический подход – в нём культура выражает сущность человека, как мера его собственного развития и способа реализации.

В нём изучаются обычаи, традиции, ритуалы, обобщаются формы поведения людей, вскрываются их культурные смыслы.

· Семиотический подход – культура определяется как система знаков, принятых для управления поведением и упорядочения жизни людей, для интегрирования их в единое социокультурное пространство.

Знак – это слова, рисунки, вещи и т.д., который имеет значение и может служить средством передачи смысла. Но при этом культура возможна лишь в той группе, в которой группы общаются.

· Структурно-функциональный подход – культура понимается как система структур и функций, направленная на поддержание образа жизнедеятельности людей.

Их реализация осуществляется посредством исторически сложившихся социальных институтов. При этом .культура, как часть социальной системы, понимается узко, а так же не учитывается в полной мере её развитие.

· Деятельностный подход – наиболее адекватный, он может аккумулировать все выше перечисленные. Культура рассматривается как небиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Ценность каждого из перечисленных подходов имеет свои достоинства и свои ограничения. Для рассмотрения культуры с точки зрения социологии необходимо дать такую её трактовку, которая дала бы возможность её интерпретации на базе конкретной информации. С этих позиций наиболее рациональным является ценностный подход, заложенный в отечественной социологии П.А. Сорокиным, В.П. Тугариновым и Д.И. Чесноковым и разделяемый западными исследователями с учётом деятельностного подхода. Согласно ему:

Культура - единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций и т.д.

В широком смысле слова существуют 3 сферы проявления культуры:

· Отношение человека к окружающей природе.

· Отношение человека к другому человеку.

· Отношение человека к самому себе.

Культуру невозможно рассматривать вне рамок этического и эстетического видения мира, так как она является специфическим проявлением ценностного отношения человека к природе и обществу. Прежде всего формирование этических и эстетических вкусов происходит в процессе трудовой деятельности. Повышение этики и эстетики производственных отношений – это не только духовная, но и экономическая потребность, имеющая огромное значение в условиях соревнования технических идей.

Настоящей потребностью является формирование этических и эстетических вкусов и навыков поведения человека в быту, в повседневной жизни (культура общения, нормы поведения, правила хорошего тона, проведение свободного времени). Сущность этических и эстетических ценностей во всех сферах общественной жизни раскрываются через осознанное отношение к действительности (стремление человека к красоте и воспитанию вкуса).

Говоря о этических и эстетических ориентация, необходимо учитывать и роль свободного времени, где важен не только количественный рост, но и качественное изменение методов организации свободного времени, в том числе и новые формы его проявления.

Этические и эстетические идеалы постоянно подвержены изменениям, что находит отражение в новых тенденциях развития культуры.

Выделяют следующие существенные характеристики культуры:

· культура относится, преимущественно, к духовной сфере жизни общества,

включая в себя ценности, смыслы, представления, идеалы. Но существуют и понятия материальной культуры, которые опредмечивают духовную культуру данного общества в зданиях, технологиях, приборах, вещах, произведениях искусства т.д.;

· культура носит символический характер: она определяется теми условными

значениями, которые люди предписывают объектам, социальным фактам, действиям и отношениям;

· культура обладает многослойной и многоаспектной структурой: принято

различать высокую элитарную, народную и массовую культуру, которые складываются из субкультур;

· культура выполняет регулятивные функции, организуя общество посредством

общепринятых образцов и норм поведения;

· культура самобытна: культуру каждого общества следует оценивать как

таковую, с точки зрения внутренних закономерностей её саморазвития, а не с позиций другой культуры;

· культура носит исторический характер, изменяясь со временем. Она более

консервативна по сравнению с другими сферами общественной жизни, но активно с ними взаимодействует, испытывая влияние социальных изменений и в то же время являясь их фактором.

Вопрос 2. Структура, типы и функции культуры.

Изучение структуры культуры началось с 1949 года, когда американский исследователь Э. Хобель выделил для её изучения самую маленькую единицу культуры:

· культурный элемент –это неделимая единица поведенческого образца или материального продукта.

(Пример: элементы материальной культуры - гвоздь, карандаш, отвёртка, а нематериальной – пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги или поцелуй как форма приветствия).

Более крупными частями культурной структуры являются:

· культурный комплекс –это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

(Пример: танец, спортивная игра, но самым ярким примером культурного комплекса является этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Он характеризует не просто цивилизованное, но прежде всего светское общество, которое строит свои отношения на почтительном уважения одного человека другим).

· культура института –это серия культурных комплексов, определяющей наиболее важные виды человеческой активности.

(Пример:институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнёра, свадебный культурный комплекс, заботу о детях и т.д.) Но не все комплексы являются принадлежностью социальных институтов. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть: взаимосвязаны (управление людьми, создание материальных благ) и изолированы (выращивание цветов, коллекционирование предметов).

· культурное наследие –это совокупность всех культурных комплексов, присущих данному этносу, либо всему человечеству.

Это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Но оно часто идеализируется и окружено ореолом, положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются.

· культурные универсалии –это культурное наследие в масштабе человечества.

Это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества (Пример: спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, танцы, брак, музыка).

Каждое общество имеет свою совокупность культурных образцов, поэтому в нём существует:

Доминирующая культура(всеобщая)– это некоторая совокупность культурных образцов, которые по их роли и месту в общественной жизни, на данном этапе развития общества, принимаются и разделяются всеми его членами.

Она преобладает, господствует, задаёт и предписывает образцы, стандарты образа жизнедеятельности. (Пример: - в Средние века доминирующая культура была связана с религией; - в СССР 30 лет назад можно было говорить о наличии доминирующей культуры коммунистической идеологии).

В тоже время общество включает некоторые социальные группы, которые развивают определённые культурные комплексы, не разделяемые всеми членами общества (молодёжная культура, культура предприятия), а так же группы развивающие смешанную культуру. Такие термины как «армейская жизнь», «жизнь в коммуналке» отражают картину культурных особенностей разных типов социальных взаимодействий. Поэтому существует:

Субкультура культура (частичная) - это культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой, и в то же время отличающиеся от неё.

Субкультурныеразличия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. Они выражают специфику положения, интересов потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определённой субкультуры. Её место и роль в обществе зависит от и численности, консолидированности, активности, характера ценностей, образа жизни индивидов и от ситуации в обществе.

В настоящее время актуальными становятся темы компьютерной субкультуры, которая рождает особый стиль общения. Она обедняет языковую культуру человека, приучая его мыслить в простейших логических структурах (по типу «да-нет»). Значительный интерес представляет изучение криминальной субкультуры – символы, речь, песни и образ жизни которой, к сожалению, широко распространены, в современной России и влияют на разнообразные стороны культуры (эстраду, кино, литературу).

В силу социальных, политических или экономических обстоятельств могут существовать:

Контркультура – это субкультура с образцами поведения, вступающими в противоречие с нормами и ценностями доминирующей культуры, которая проявляя себя разрушительно, действует против доминирующей культуры и стремиться занять её место.

(Пример:христианская культура начиналась как контркультура, а затем стала доминирующей в Европе).

Наши рекомендации