Тема: Основные функции и структура культуры
Функции:
1. Одно из важнейших функций культуры является освоение и преобразование мира. (потребность человека в расширении сферы обитания)
2. Коммуникативная функция. Функция связаня с социальностью человека так как без общения с себе подобными рожденные не могут стать социальным существом. Прогресс человека духовный мускульный определяется обменом информации мылсями навыками взаимной стимуляции духовных усилий. В чем состоин прогресс комунникативной системы..во 1 состовляется в увеличение…во 2 состоит в развитие самих коммуникативных услуг. (язык, различные знаковые системы, мимика различные телодвижения, образы искусства, филосовские теории.
3. Развитие внутренне стороны коммуникации…способность к взаимопониманию, сочувствию и сопереживанию.
4. Сигнифативная – эта функция состоит в создании в культуре знаковой системой действительности с помощью которой человек обозначает явление действительности.культура вырабатывает запас значений смысла имен, знаков ценностей из которых можно строить модели видимого и мыслемого миров. А так же стротегии поведения планы, и сценарии развития. Основня система значений аккамулирована в яствевственном языке, причем слова не только могут описывать явления но они могу преобретать эмоциональные оценки, оценочный, побудительной.. в значении есть элемент полисознания оно преобретает определенность в соотношении с другими значениями. Весь освоенный человеком мир обозначен и состовляет сферу значения, все явления действительности человеком обозначены. Вся совкупность слов имен и т.д. обладает, является полем значения, но оно мертво вне человеческого сознания..оно существует лишь тогда когда человек их расшифровывает…но когда он расшифровывает это значение он создает поле смыслов.
Поле смысла человека шире поля значения.
Так как каждый элемент понятий обладает значением то эту систему значений можно рассматривать как сеть который человек накладывает на действительность и смотрит на действительность.
Сеть является результатом познания человеком мира.. сеть эта небольшая…т.к. человек мало знает о мире.
Поле значений совпадает с границами культурного мира поэтому система значений есть ключ к культуре..другую культура нельзя понять не расшифровав система языковых значений.
Материальный мир изменчив но представление о мире сотканное из этих значений “вечно”.
В том смысле что мир изменяется а представление о мире не меняются.
У ленина в фил. Тетрадях есть фраза… понятия омертвляют мир. Изменение в мире можно отразить лишь в системе понятий которые следует за измениями мира.
5. Функция накопление и хранение информации и опыта всех поколений
Существует механизм хранение информации
Память, письменность, электронные банки данных, информационные системы.
6. 6.Функция трансляции (передачи) соц. Опыта будущим поколениям.
Традиция главный механиз передачи данных другим поколениям.
7. Функция социализачии личности.
Социализация это процесс освоения индивидом всей системы социальных отношений, форм деятельности и ценностей.
механизм
1. Система воспитания и образования
2. Правовая
3. Система социальных институтов обеспечивающие воздействия на сознания человека
2 вопрос
Отдельные структурные системы
1. 1.Экономическая культура
Культура производства, обмена, потребления, управления. Труда.
2. политическая культура.
Политическая культура определяется полит режимом.
3.Совокупность специальных теоретических знаний . знания и навыки связаны с видом труда
4. Педагогическая..включает всю исторически сложившуюся систему механизмов передачи научных знаний и ценностей будущему поколению.
Виды культуры
1. Доминарующая культура (господствующая) совокупность ценностей верований традиций и обычаев которыми рукаводствуются большинство членов общества.
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей традиций обычаев присюще большой группе людей..например можно выделить субкультуры: молодежную, пожелых людей , профессиональная, креминальная и т.д. субкультура отличается от господсвующей културы, частично противостоит ей, но в общем совадает.
3. Контркультура – это субкультура которая не просто отличается от господствующей а ноходится в конфликте с ней, открыто противостоит ей. Например субкультура терроризма, субкультура хиппи, субкультура раннего христианство, субкультура большевизма,
4. Сельская культура
5. Городская культура
Формы культуры
1. Высокая культура (элитарная) создается привилигерованной или по ее заказу профессионалами. Включает в себя изящные произведения, оперное искусство, поэзию и литературу. Потребителями являются театралы, музыканты, писатели, критики, люди самодеятельности,
2.народная культура. Разделяются на высшую и низшую..высшая это фолклор. Низшая это поп культураю. Так же можно выделить что народные искусства (песни, сказки, легенды) народная медицина( заговоры травы медикаменты) народная педагогика
3.массовая культура. Произведения как правило обладают меньшей ценностью..она обладает сееминутный вопрос.. и реагирует на любое событи. Поэтому они очень быстро теряют популярность. Массовая культура есть культура низов.
4.комплексная культура.
Материальная культура включает :
-все многообразие средств производства,
-Орудие труда
-разнообразные средства потребления и продукты материального производства
-различные материально-предметной деятельности включая физическую культуру
-материально-предметные отношения в сфере производства и обмена.
Духовная культура
-духовная деятельность и ее результаты, тоесть обычаи, нормы, образцы поведения, эстетические , религиозные, политические ценности идеала, различные идеи и научные знания, а так же художественную и научную деятельность.
Следующая система культуры построена на уровне социально-деятелностной сущности человека, связаня с системой соц потребностей и формами деятельности по их удовлетворению.
1.культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения(потребность в сохр. Вида.
2. потребность в жизнидеятельности индивида. (потребности в еде в одежде, в петье, жилье)
2.Культура процесса производства-входят роботизированные станки, и человек встает над производством.
3.Культура социальных отношений.
4.Культура общественного сознание-культура проявляется в уровне духовной жизни(сфера мышления, сфера языка, сфера форм сознаний: политического, провавого, религиозного и т.д.) Интегрирование-явл осознанием человеком смысла и целей жизни.
5.Культура творчества и реализация свободы-проявляется или реализует степень развития человека как социального существа. Реализация свободы, является показателем того в какой степени цели человека соотносятся с одной стороны с потребностями и интересами людей, а сдругой стороны с объективными законами мира. То есть, свобода и творчество явяляются обобщенными показателями и критериями уровнями развития культуры.
6.Культура потребностей общества как целостной системы- в 20ом столетии признаки формировании человечества как целостности, проявились очень четко и вместе с этим проявились потребности общества как цела, характеризующие культуру человечества и здесь культура проявляется в удоволетворении этих потребностей.