Методики выполнения тренажа.

Вариант 1.

Учащиеся становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за траекториями по направлению ориентирующих стрелок, выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем 10 – 15 раз по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту») по порядку указанных номеров. Упражнения рекомендуется выполнять через каждые 15 – 20 минут.

Вариант 2.

Учащиеся, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуем выполнять примерно через каждые 1 – 1,5 часа.

Приложение 7

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

МАКСИМАЛЬНАЯ ДОПУСТИМАЯ НЕДЕЛЬНАЯ

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ

Классы Недельная учебная нагрузка в учебных часах (урок, факультативное занятие)
Количество учебных часов   Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка (с учетом факультативных занятий*), уроков с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне (лицеи, гимназии, гимназии-колледжи)**
24/ 26**
26/ 28**
27/ 29**
28/ 30**
28/ 30**
27/ 30**
27/ 30**

______________________________________________________

*Факультативные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает создание условий для обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов учащихся, типа и возможностей общеобразовательного учреждения. Продолжительность факультативного занятия должна соответствовать продолжительности урока, предусмотренной в пункте 99 настоящих Санитарных правил.

**Уроки с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне включаются в расписание уроков.

Приложение 8

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

РАНГОВАЯ ШКАЛА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Ранговая шкала трудности учебных предметов

для учащихся 1 – 4 классов

Таблица 1

№ п/п Предмет Балл
Математика
Белорусский (русский) язык в школах с русским (белорусским) языком обучения
Иностранный язык
Русский (белорусский) язык в школах с русским (белорусским) языком обучения
Белорусское (русское) литературное чтение в школах с русским (белорусским) языком обучения
Русское (белорусское) литературное чтение в школах с русским (белорусским) языком обучения
Человек и мир
Физическая культура и здоровье
Трудовое обучение
Изобразительное искусство
Музыка

Ранговая шкала трудности учебных предметов

для учащихся 5 – 11 классов

Таблица 2

№ п/п Предмет Балл
Математика
Иностранный язык
Белорусский, русский языки
Физика, Химия, Информатика
Биология
История Беларуси, Всемирная история, Обществоведение
География
Белорусская литература, Русская литература  
Трудовое обучение, Черчение
Физическая культура и здоровье
Изобразительное искусство

Приложение 9

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 1– 4 классов.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), затем открыть глаза и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4– 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, затем вверх и вниз. Повторить 4– 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет от одного до четырех, потом перенести взор вдаль на счет от одного до шести. Повторить 4 – 5 раз.

5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить одновременно с выдохом. Повторить 4 – 5 раз.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 5– 11 классов.

1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке парты, затем выдохнуть. Повторить 5 – 6 раз.

2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 – 6 раз.

3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.

4. Исходное положение– сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз.

5. Исходное положение– сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдыхая. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнув. Повторить 4 – 5 раз.

6. Исходное положение– сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 сек., перенести взор на кончик носа на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз.

7. Исходное положение– сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.

Приложение 10

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКЦИИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ

В БУФЕТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

№, п/п Пищевые продукты Масса (объем) порции Ассортимент Условия хранения и реализации  
Свежие фрукты (яблоки, груши, мандарины, апельсины, бананы, киви и другие) и овощи (помидоры, огурцы) Калибро- ванные Не менее трех наименований фруктов и двух наименований овощей Поштучно, мытые
Салаты из свежих и вареных овощей со свежей зеленью, из морепродуктов 50 – 100 г. Не менее пяти наименований Хранятся не более 2 часов с использованием охлаждаемого прилавка (холодильника)
Холодные блюда из мяса и мясных продуктов, рыбы и рыбных гастрономических продуктов, яиц, в том числе бутерброды с колбасой детской и другими гастрономическими продуктами 50 – 100 г. Не менее трех наименований Хранятся не более 2 часов с использованием охлаждаемого прилавка (холодильника)
Изделия творожные (сырки, пудинги) в промышленной (порционной) упаковке 50 – 100 г. Не менее двух наименований Хранятся с использованием охлаждаемого прилавка (холодильника)    
Сыры сычужные твердые (и/или плавленые) ломтевые, массы пластифицированные сырные в промышленной (порционной) упаковке 25 – 50 г. Одно – два наименования Хранятся с использованием охлаждаемого прилавка (холодильника)
Хлебобулочные изделия (сдобные булочные изделия и зерновые хлебцы), в том числе обогащенные микронутриентами, промышленного и собственного производства 50 – 100г. От трех до восьми наименований Хранятся в соответствии с требованиями технических нормативно-правовых актов, содержащих обязательные к исполнению требования (далее – ТНПА)
Орехи (кроме сырого арахиса), сухофрукты и их смеси, казинаки, злаковые хлопья в промышленной (порционной) упаковке, сухие завтраки типа «мюсли» в виде батончиков. До 100 г. Три – четыре наименования Хранятся в соответствии с требованиями ТНПА
Кондитерские изделия в ассортименте (мармелад, зефир, шоколад, вафли) в промышленной (порционной) упаковке До 100 г. От трех до восьми наименований Хранятся в соответствии с требованиями ТНПА  
Сладкие блюда (желе и другие) промышленного и собственного производства порционные До 100 г. Одно – два наименования Хранятся с использованием охлаждаемого прилавка (холодильника)
Вода питьевая негазированная промышленного производства, расфасованная в бутыли 0,2 – 0,5 л. Не менее двух наименований Хранится в соответствии с требованиями ТНПА, допускается розлив из бутылей до 2 л
Напитки витаминизированные промышленного производства в промышленной (порционной) упаковке.   Напитки сухие инстантные (быстрорастворимые) и собственного производства (из клюквы, шиповника и другое) 150 – 200 мл. Два – четыре наименования Напитки сухие инстантные собственного производства готовятся непосредственно перед реализацией
Соки и нектары плодовые (фруктовые) и овощные с содержанием соковых веществ не менее 50 % в промышленной (порционной) упаковке.   150 – 200 мл. Не менее трех наименований Хранятся в соответствии с требованиями ТНПА . Допускается розлив из промышленной упаковки от 200 мл до 3 л
Кисломолочные напитки с живыми бактериаль- ными культурами (кефир, ряженка, простокваша, биойогурт), в том числе обогащенные макро- и микронутриентами в промышленной (порционной) упаковке До 200 г Не менее двух наименований Хранятся в с использованием охлаждаемого прилавка (холодильника). Допускается розлив из промышленной упаковки от 200 г до 1 кг
Молоко стерилизованное или пастеризованное (в том числе обогащенное макро- и микронутриентами) в промышленной (порционной) упаковке 200 г Одно и более наименований Хранятся в с использованием охлаждаемого прилавка (холодильника). Допускается розлив из промышленной упаковки от 200 г до 1 кг

Приложение 11

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

В ПИШЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Потребность в энергии, белках, жирах, углеводах (в сутки)

Таблица 1

  Возраст (лет)   Пол   Энергетическая ценность Белки, г/сут.   Жиры, г/сут.     Углеводы, г/сут.  
ккал/сут. кДж/сут. общее количество в том числе животные
6*(школьники) - 1900 – 2000 8000 – 8400 66 – 75 43 – 49 (65%) 63 – 71 256 – 280
7 – 10 - 2100 – 2300 8800 – 9700 74 – 87 44 – 52 (60%) 70 – 82 284 – 322  
11 – 13 Мальчики 2400 – 2700 10000 – 11300 84 – 102 51 – 61 (60%) 80 – 96 324 – 378  
11 – 13 Девочки 2300 – 2500 9600 – 10500 81 – 94 49 – 56 (60%) 77 – 89 311 – 350  
14 – 17 Юноши 2800 – 3000 11700 – 12600 98 – 113 59 – 68 (60%) 93 – 107 378 – 420  
14 – 17 Девушки 2400 – 2600 10000 – 10900 84 – 98 50 – 59 (60%) 80 – 92 336 – 364  

_____________________

*6 лет – к ним относят детей до 6 лет 11 месяцев и 30 дней. Аналогично считаются и другие возраста.

Потребность в минеральных веществах и витаминах (в сутки)

Таблица 2

    Возраст (лет) Минеральные вещества Витамины
Кальций (мг) Фосфор (мг) Магний (мг) Железо (мг) Цинк (мг) Йод (мг) Се лен (мг) А (мкг РЭ)1 Д (мкг) Е (мг ТЭ)2 С (мг) В1 (тиамин)3 В2 (рибофла вин мг)4 РР (мг НЭ)5   В6 (мг)6 В12 (мкг) Фолат (мкг)
6 (школь- ники) 2,5 1,2 1,4 1,4 1,5
7-10 2,5 1,2 1,4 1,5 2,0  
11-13 (мальчики) 2,5 1,4 1,7 1,8 3,0
11-13 (девочки) 2,5 1,3 1,5 1,6 3,0
14-17 (юноши) 2,5 1,5 1,8 2,0 3,0
14-17 (девушки) 2,5 1,3 1,6 1,8 3,0

________________________________________

1 1мкг ретинолового эквивалента (РЭ) = 1 мкг ретинола = 1,14 мкг ретинол ацетата = 1,82 мкг ретинол пальмитата = 3,3 МЕ или 6 мкг каротина.

2 1 мг токоферолового эквивалента (ТЕ) = 1 мг токоферола = 1,49 мг токоферол ацетата = 1,49 МЕ.

3 1мг тиамина = 1,27 тиамин хлорида = 1,64 тиамин бромида = 1,8 мг тиамин дифосфата.

4 1 мг рибофлавина = 1,21 мг флавин мононуклеотида.

5 1 мг ниацинового эквивалента (НЭ) = 1 мг ниацина или 60 мг триптофана в рационе.

6 1 мг пиридоксаля = 1,21 мг пиридоксаль гидрохлорида = 1,45 мг пиридоксаль фосфата.

Приложение 12

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

Рекомендуемый объем (масса) блюд на один прием

Наименование блюда Количество (г, мл)
6 – 10 лет 11 – 17 лет
Завтрак
Закуска (салат) 50 – 70
Горячее блюдо (каша или овощное блюдо, омлет, запеканка, блинчики) 150 – 200 200 – 250
Горячий напиток (кофе с молоком, чай, какао)
Обед
Закуска (салат) 50 – 100
Суп 200 – 250 250 – 350
Котлета, мясо 50 – 75 75 – 100
Гарнир (овощи, каша) 150 – 200
Сладкое блюдо (напиток) или сок
Полдник
Напиток (молоко, кефир, простокваша) или сок
Выпечка
Фрукты
Ужин
Закуска (салат) 50 – 100
Горячее блюдо 150 – 200 200 – 250
Горячий напиток

Приложение 13

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

журнал по контролю за качеством готовой пищи

(бракеражный)

Начат ___________________ 20_г.

Окончен_________________ 20_г.

Дата   Наименование блюд по каждому приему пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) Оценка Разреше ние на выдачу и предложения членов бракеражной комиссии Подписи
выполнения меню доброкачественности правильности кулинар ной обработки С- вита минизации

Примечание. В графе «Оценка выполнения меню» указывается фактический выход готового блюда.

Приложение 14

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

журнал «Здоровье»

Начат ___________________ 20_г.

Окончен_________________ 20_г.

№ п/п Дата Согласно штатному расписа- нию фамилия, имя, отчество работни- ков   Отметка об отсутствии острых кишечных заболева- ний у работника и у членов его семьи Отметка об отсутствии у работника ангины и гнойничко- вых заболеваний Контроль за листами нетрудо- способнос-ти, в том числе по уходу Личные подписи работ- ников пищеблока, медицинс-кого работника    

Наши рекомендации