Этика и мораль вайшнава. различия с мирскими.

Названия 4-х Вед. Таблица с классификацией Вед по 3-м основным категориям.

Шрути-прастхана то, что услышано (от Бога) Смрити-прастхана то, что запомнено Ньяя-прастхана ведическая логика
· Риг · Сама · Яджур · Атхарва · 108 Упанишад · Пураны · Итихасы · Веданги · Панчаратры · «Веданта-сутра»

Санскрит и перевод 4-х ашрамов и варн. Их обязанности и цель. Варны и гунны. Противоречия между кастовой системой и варнашрамой. Разница между кастовым брахманом и брахманом-вайшнавом.

4 ашрама, т.е. духовных уклада жизни позволяют человеку духовно продвигаться на протяжении всей своей жизни:

Санскрит и перевод Цель Обязанности
Брахмачари-ашрам -ученичество Обучение контролю чувств, развитие вкуса к отречению и изучению шастр. Ø Погружение в изучение Вед под руководством гуру. Ø Полное подчинение и служение гуру. Ø Не стремиться к роскоши. Ø Контроль ума, чувств. Ø Уважительное отношение к женщинам, общение только для выполнения ПС. Ø Целибат. Ø Проповедь.
Грихастха-ашрам-семейная жизнь Иметь более подходящие условия для своего духовного развития. Ø Кришна-сева – служить Кришне, миссии гуру. Ø Вайшнава-сева – служить преданным. Ø Нама-сева – служение Святому имени. Ø Атитхи-сева – прием гостей. Ø Служение Божествам. Ø Дом – проповеднический центр. Ø Материальная поддержка др. ашрамов. Ø Благотворительность. Ø Муж: материальная поддержка и духовное развитие семьи, ответственность. Ø Жена: поддерживать в семье дхарму, служение мужу и семье, целомудрие. Ø Рождение и воспитание детей в Сознании Кришны.
Ванапрастха-ашрам- удаление от дел Постепенный отход от семейной и социальной жизни и подготовка к принятию санньясы. Ø Полное сосредоточение усилий на том, чтобы научиться всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Ø Паломничество по святым местам,тапасья. Ø Жизнь и ПС в ашраме или храме. Ø Проповедь и развитие ИСККОН. Ø Обучение младшего поколения преданных. Ø Целибат.
Санньяса-ашрам- полное отречение Погрузиться в ЧПС Господу, служить Ему телом, умом и речью. Ø Стать ачарьей и проповедовать чистое преданное служение Кришне.

Четыре варны, т.е. социальные группы людей, позволяют быть занятыми каждому члену

общества, согласно его качествам и наклонностям:

Санскрит и перевод Гуна Обязанности
Брахманы - интеллектуальный слой людей, обладающих безупречным поведением и подлинным духовным знанием Гуна благости.   Ø Изучение Вед Ø Преподавание всех разделов ведического знания Ø Совершение ведических обрядов и ритуалов и Ø обучение им других Ø Принятие пожертвований Ø Раздача пожертвований
Кшатрии - правители, руководители, воины, обладающие силой, могуществом, великодушием. Гуна страсти. Ø Административная деятельность. Ø Военное искусство. Ø Защита слабых.
Вайшьи – земледельцы, торговцы, банкиры, стремящиеся к материальному прогрессу и зарабатыванию денег. Гуны страсти и невежества. Ø Земледелие. Ø Торговля. Ø Банковское дело. Ø Защита коров .
Шудры - рабочие, т.е. люди, не обладающие какими-то выдающимися качествами. Гуна невежества Ø Всегда говорить правду Ø Не воровать Ø Защищать брахманов и коров Ø Вести благочестивую жизнь домохозяина.

В системе варнашрамы принадлежность к какой-либо варне определяется качествами, наклонностями, деятельностью человека, а в современной кастовой системе - рождением, деятельностью, материальное положение.

Кастовый брахман занимает свое положение только благодаря рождению в брахманической семье, при этом он не обязательно может обладать качествами брахмана. Брахманом-вайшнавом может стать любой, развивший в себе соответствующие качества и вкус к служению Кришне.

39. Кому и чему следует оказывать почтение и почему? Санскрит и перевод БГ 5.18.(наизусть). Почему уважение является основой всех взаимоотношений?

Следует оказывать почтение и защищать (+причина):

1. Брахманов. Обеспечение существования системы варнашрамы.

2. Коров. Обеспечение общества молоком, которое способствует развитию тонких тканей мозга, необходимых для постижения высшей цели жизни.

3. Женщин. Поддержка целомудрия общества, рождение добродетельного потомства

4. Детей. Предоставление человеку максимальные возможности подготовиться к освобождению из материального рабства.

5. Стариков. Они получают возможность подготовиться к лучшей жизни после смерти.

Общество, в котором не уважают старших, в котором убиваются коровы, не заботятся о женщинах и детях и также духовных людях, это общество обречено на страдания.

БГ 5.18.

Видйа-винайа-сампанне

Брахмане гави хастини

Шуни чаива шва-паке ча

Пандитах сама-даршинах

Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого].

Вся вед. культура построена на принципе уважения. Уважение — это качество предшествующие любви. Грань уважения препятствует нашему желанию эксплуатировать других. Люди никогда не научатся по-настоящему любить, пока они не научились уважать других. Уважение означает, что мы считаемся с интересами, нуждами, потребностями др. человека. Любовь значит, что мы интересы других ставим выше своих интересов. Неуважение разрушает отношения: неуважение -> фамильярность -> презрение -> оскобления -> расставание.

Этика и мораль вайшнава. Различия с мирскими.

(пока не переписывай!!!)

В «Шримад-Бхагаватам» (11.5.41) говорится: «Человек, переставший считать себя исполнителем действий и в сердце своём нашедший прибежище у лотосных стоп Верховного Господа Шри Мукунды, освобождается от всех обязанностей по отношению к полубогам, мудрецам (риши), живым существам, членам семьи и предкам».

Шри Мадхавендра Пури,великий ачарья-вайшнав, говорит: «О мои ежедневные молитвы, хвала вам. О мои утренние омовения, я склоняюсь перед вами. О полубоги, о предки, простите меня за то, что я больше не выражаю вам почтение. Теперь, где бы я ни находился, я все время помню о великом потомке рода Яду [Кришне], враге Камсы, и тем самым избавляюсь от бремени греха. Я думаю, что этого мне вполне достаточно» (БГ 2.52. комм).

Наши рекомендации