Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества.

В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).

Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Архетипы и реклама

Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь.

Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»).

Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком.

Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы

«Жизнь в твоем вкусе», «Где наслаждение, там Я»).

В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.

Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник.

В рекламе к архетипу Тени относится образ бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов «Rexona».

Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию.

Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе.


3. Игровая концепция культуры

Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.

Представители игровой концепции

Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002),Эйгена Финка (1905-1975),Йохана Хёйзинги (1872-1945).

Концепция Й. Хёйзинги

Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга.

Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.

«Игра – содержательная функция со многими гранями смысла».

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.

Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.

Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается.

Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.

В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.

Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь, как полагает голландский историк, проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.

4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры

Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.

По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.

Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.

Символика

Уаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.

Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.

У разных европейских народов подкова – символ удачи.

Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.

Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).

По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.

Части этой вселенной –

Язык

Миф

Искусство

Религия

Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.

В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.

Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры.

Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.

Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека».

Теория пассионарности

Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).

Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:

– подъем;

– акматическая фаза;

– надлом;

– инерционная фаза;

– обскурация.

Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъемапассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.

Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.

Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.

Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

По Гумилеву, имеются три категории людей:

– пассионарии;

– гармоничные особи;

– субпассионарии.

У пассионариев энергетика избыточна.

Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.

В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.

Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.

При одном условии – если за это платят.

Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен.

Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.

Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.

Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.

Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов

(цивилизаций).

Вот как это выглядит относительно западного мира.

В IX веке нашей эры пассионарный

толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).

После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.

В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.

В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.

Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.

Эта фаза тянется до наших дней.

Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.

Наши рекомендации