Концепция культуры З. Фрейда
Лекция № 3
Основные теории происхождения культуры
План:
Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры
Психоаналитическое объяснение происхождения культуры
Концепция культуры З. Фрейда
Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга
Игровая концепция культуры
4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры
Теория пассионарности Л.Н. Гумилева
Структуралистская концепция культуры К. Леви-Стросса
Одной из наиболее сложных проблем, связанных с культурогенезом, есть проблема происхождения культуры.
Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры
Представители и их труды:
Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876), явившаяся одной из глав его работы «Диалектика природы».
Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.
К. Маркс считал, что в основе развития культуры лежит совершенствование материальной стороны жизни.
К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ.
Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира.
Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула:«Труд создал человека».
Под трудом Ф. Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда.
В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.
Так возникла речь как средство общения в совместной трудовой деятельности.
Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны.
Деятельность человека стала огромным импульсом, который привел к культурогенезу.
Психоаналитическое объяснение происхождения культуры
Концепция культуры З. Фрейда
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры.
З. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу. З. Фрейд полагает, что культура – это система норм и запретов, направленных на защиту общества от свободного индивида.
З. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности (двойственности) чувств. Речь идет о совести, как о даре, выделившем человека из царства животных и создавшем феномен культуры.
З. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца».
Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили убить главу рода.
Однако этот поступок не прошел для них бесследно.
Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше никогда не совершать таких деяний.
Так произошло, по З. Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры.
З. Фрейд считал, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм и, наконец, религии в акте отцеубийства.
Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных.
Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны.
С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей.
С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а особенно для распределения достижимых материальных благ.
Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов.
При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции.
Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры.
Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов.
Благодаря им культура многие тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.
Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству.
Главная задача культуры, по З. Фрейду, в том и состоит, чтобы защищать нас от природы.
З. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги.
Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.
2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.
Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.
Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры:
1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,
2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;
3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга.
Более того, оба они есть источник культуры.
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание – ЭГО – Я;
2) личное бессознательное – «ОНО»;
3) «коллективное бессознательное».
Личное бессознательное содержит в себе комплексы, это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.
Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.
Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист.
Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог.
В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.
Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.
То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.
Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.